kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе.  Урок  изучения новых знаний предназначен для учителей,  работающих по УМК А.Г.Мордковича. В помощь молодым учителям и учителям, начинающим работать по УМК, приведены подробные решения некоторых сложных заданий. В связи с предстоящей итоговой аттестацией за курс средней (полной ) школы в конспект включены задания из открытого банка заданий ЕГЭ (сайт  ФИПИ). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательные уравнения"»

Урок алгебры 11 класс
Автор УМК А.Г. Мордкович


Тема урока «Решение показательных уравнений»


Цели: формировать умения решать показательные уравнения методами подстановки, разложения на множители, графическим методом и др., а также однородные показательные уравнения и системы показательных уравнений, осуществлять подготовку к итоговой аттестации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Решения показательных уравнений сводится либо к квадратному или дробному уравнению, либо к степенному. Стоит обратить внимание, что t 0 (так как E (f) = (0; +) для функции f (x) = ax), значит, полученные корни t  0 «отбрасываем» как посторонние.

2. Рассматриваем упражнение № 40.19 (а) 2х = 3х. Уравнения вида

af (x) = bf (x) решаются методом деления обеих частей уравнения на одно из выражений af (x) или bf (x) (они отличные от нуля).

2x = 3x / : 3x; ; = 1; ; x = 0.

3. На этом приеме основывается метод решения однородных показательных уравнений. Их можно «узнать» по наличию нескольких оснований степени, входящих в уравнение.

40.27 (а)

3 · 22x + 6x – 2 · 32x = 0;

3 · 22x + 2x · 3x – 2 · 32x = 0 / : 32x

3 · – 2 · = 0;

3 · – 2 = 0.

Как видим, алгоритм решения однородных уравнений достаточно прост:

I шаг. Представляем все степени в виде степеней только с двумя основаниями.

II шаг. Делим обе части уравнения на одну из степеней.

III шаг. Получаем показательное уравнение с одним основанием степени (дробным) и решаем его методом подстановки.

4. Решение систем показательных уравнений.

Основной метод решения систем уравнений – метод подстановки.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения, выполняемые на этом уроке, можно условно разбить на группы.

I группа. Уравнения, сводящиеся к квадратным либо линейным методом подстановки.

№ 40.14 (а; в), 40.15, 40.17 (а; б), 40.18*.

Решение:

40.14 (в).

– 6 = 0.

Пусть = t, t 0, тогда уравнение примет вид t2 – 5t – 6 = 0;

t1 = –1; t2 = 6

не удовл.

= 6; x = –1.

Ответ: х = –1.

40.15 (б).

3 · 9х – 10 · 3х + 3 = 0.

3 · 32х – 10 · 3х + 3 = 0.

Пусть 3х = t, t 0, тогда уравнение примет вид 3t2 – 10t + 3 = 0.

D = (10)2 – 4 · 3 · 3 = 100 – 36 = 64.

t1 = = 3; t2 = ;

3х = 3; 3х = ;

х = 1. х = –1.

Ответ: –1; 1.

40.17 (б).

– 32 = 0;

– 32 = 0;

– 4 · – 32 = 0;

Пусть = t, t 0, тогда уравнение примет вид t2 – 4t – 32 = 0.

t1 = –4; t2 = 8

не удовл.

= 8;

х = –3.

Ответ: х = –3.

40.18* (б).

+ 188 = 8 · 2x – 0,53 – x;

;

2x + 1 + 188 – 8 · 2x + 2x – 3 = 0;

2 · 2x + 188 – 8 · 2x + · 2x = 0;

5,875 · 2х = 188;

2х = 32;

2х = 25;

х = 5.

Ответ: х = 5.

II группа. Уравнения вида af (x) = bf (x).

№ 40.19 (в), 40.20*, 40.21.

Решение:

40.20* (а).

3x · 7x + 2 = 49 · 4x;

3x · 49 · 7x = 49 · 4x;

49 · 21x = 49 · 4x;

21x = 4x / : 4x

;

= 1;

х = 0.

Ответ: х = 0.

40.21 (б).

354x + 2 = 53x + 4 · 75x;

352 · 354x = 54 · 353x · 72x / : (52 · 353x);

72 · 35x = 52 · 72x / : (72 · 72x);

;

х = 2.

Ответ: х = 2.

III группа. Уравнения, решаемые функционально-графическим методом.

№ 40.23.

При выполнении упражнений необходимо построить графики показательной и линейной функции и, учитывая характер монотонности обеих функций, найти абсциссу точки пересечения. Правильность полученного ответа проверяем подстановкой в исходное уравнение.

IV группа. Однородные уравнения и уравнения повышенной трудности № 40.25, 40.26 (а; б), 40.27 (а; б).

Решение:

40.26 (б).

;

12x + 143 = 12x + 2;

12x + 143 = 144 · 12x;

143 = 144 · 12x – 12x;

143 = 143 · 12x / : 143

1 = 12х;

х = 0.

Ответ: х = 0.

V группа. Системы показательных уравнений.

№ 40.28 (а; б), 40.29 (а; б).

Решение:

40.29 (б).

Ответ: (–0,6; 0,2).

V. Решение заданий из открытого банка ЕГЭ (сайт ФИПИ)

  1. Найдите корень уравнения 36x5​=16.

  2. Найдите корень уравнения 49x2​=17

  3. На рисунке изображён график функции y=f(x). На оси абсцисс отмечены восемь точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8. В скольких из этих точек производная функции f(x) отрицательна?

VI. Итоги урока.

VII. Домашнее здание: № 40.14 (б; г), 40.16, 40.17 (в; г), 40.19 (б; г), 40.22, 40.24, 40.27 (в; г).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательные уравнения"

Автор: Гончарова Любовь Александровна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока математики по теме " Показательные уравнения""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_matiematiki_po_tiemie_pokazatiel_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "430758"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507052033"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока: " Показательные уравнения" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-pokazatiel-nyie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210643"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431462553"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики: "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "243773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445799025"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:"Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "103156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402569488"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Логарифмические уравнения" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "166496"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422967757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства