kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока алгебры и начал математического анализа в 11 классе.  Урок  изучения новых знаний предназначен для учителей,  работающих по УМК А.Г.Мордковича. В помощь молодым учителям и учителям, начинающим работать по УМК, приведены подробные решения некоторых сложных заданий. В связи с предстоящей итоговой аттестацией за курс средней (полной ) школы в конспект включены задания из открытого банка заданий ЕГЭ (сайт  ФИПИ). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательные уравнения"»

Урок алгебры 11 класс
Автор УМК А.Г. Мордкович


Тема урока «Решение показательных уравнений»


Цели: формировать умения решать показательные уравнения методами подстановки, разложения на множители, графическим методом и др., а также однородные показательные уравнения и системы показательных уравнений, осуществлять подготовку к итоговой аттестации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Решения показательных уравнений сводится либо к квадратному или дробному уравнению, либо к степенному. Стоит обратить внимание, что t 0 (так как E (f) = (0; +) для функции f (x) = ax), значит, полученные корни t  0 «отбрасываем» как посторонние.

2. Рассматриваем упражнение № 40.19 (а) 2х = 3х. Уравнения вида

af (x) = bf (x) решаются методом деления обеих частей уравнения на одно из выражений af (x) или bf (x) (они отличные от нуля).

2x = 3x / : 3x; ; = 1; ; x = 0.

3. На этом приеме основывается метод решения однородных показательных уравнений. Их можно «узнать» по наличию нескольких оснований степени, входящих в уравнение.

40.27 (а)

3 · 22x + 6x – 2 · 32x = 0;

3 · 22x + 2x · 3x – 2 · 32x = 0 / : 32x

3 · – 2 · = 0;

3 · – 2 = 0.

Как видим, алгоритм решения однородных уравнений достаточно прост:

I шаг. Представляем все степени в виде степеней только с двумя основаниями.

II шаг. Делим обе части уравнения на одну из степеней.

III шаг. Получаем показательное уравнение с одним основанием степени (дробным) и решаем его методом подстановки.

4. Решение систем показательных уравнений.

Основной метод решения систем уравнений – метод подстановки.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения, выполняемые на этом уроке, можно условно разбить на группы.

I группа. Уравнения, сводящиеся к квадратным либо линейным методом подстановки.

№ 40.14 (а; в), 40.15, 40.17 (а; б), 40.18*.

Решение:

40.14 (в).

– 6 = 0.

Пусть = t, t 0, тогда уравнение примет вид t2 – 5t – 6 = 0;

t1 = –1; t2 = 6

не удовл.

= 6; x = –1.

Ответ: х = –1.

40.15 (б).

3 · 9х – 10 · 3х + 3 = 0.

3 · 32х – 10 · 3х + 3 = 0.

Пусть 3х = t, t 0, тогда уравнение примет вид 3t2 – 10t + 3 = 0.

D = (10)2 – 4 · 3 · 3 = 100 – 36 = 64.

t1 = = 3; t2 = ;

3х = 3; 3х = ;

х = 1. х = –1.

Ответ: –1; 1.

40.17 (б).

– 32 = 0;

– 32 = 0;

– 4 · – 32 = 0;

Пусть = t, t 0, тогда уравнение примет вид t2 – 4t – 32 = 0.

t1 = –4; t2 = 8

не удовл.

= 8;

х = –3.

Ответ: х = –3.

40.18* (б).

+ 188 = 8 · 2x – 0,53 – x;

;

2x + 1 + 188 – 8 · 2x + 2x – 3 = 0;

2 · 2x + 188 – 8 · 2x + · 2x = 0;

5,875 · 2х = 188;

2х = 32;

2х = 25;

х = 5.

Ответ: х = 5.

II группа. Уравнения вида af (x) = bf (x).

№ 40.19 (в), 40.20*, 40.21.

Решение:

40.20* (а).

3x · 7x + 2 = 49 · 4x;

3x · 49 · 7x = 49 · 4x;

49 · 21x = 49 · 4x;

21x = 4x / : 4x

;

= 1;

х = 0.

Ответ: х = 0.

40.21 (б).

354x + 2 = 53x + 4 · 75x;

352 · 354x = 54 · 353x · 72x / : (52 · 353x);

72 · 35x = 52 · 72x / : (72 · 72x);

;

х = 2.

Ответ: х = 2.

III группа. Уравнения, решаемые функционально-графическим методом.

№ 40.23.

При выполнении упражнений необходимо построить графики показательной и линейной функции и, учитывая характер монотонности обеих функций, найти абсциссу точки пересечения. Правильность полученного ответа проверяем подстановкой в исходное уравнение.

IV группа. Однородные уравнения и уравнения повышенной трудности № 40.25, 40.26 (а; б), 40.27 (а; б).

Решение:

40.26 (б).

;

12x + 143 = 12x + 2;

12x + 143 = 144 · 12x;

143 = 144 · 12x – 12x;

143 = 143 · 12x / : 143

1 = 12х;

х = 0.

Ответ: х = 0.

V группа. Системы показательных уравнений.

№ 40.28 (а; б), 40.29 (а; б).

Решение:

40.29 (б).

Ответ: (–0,6; 0,2).

V. Решение заданий из открытого банка ЕГЭ (сайт ФИПИ)

  1. Найдите корень уравнения 36x5​=16.

  2. Найдите корень уравнения 49x2​=17

  3. На рисунке изображён график функции y=f(x). На оси абсцисс отмечены восемь точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8. В скольких из этих точек производная функции f(x) отрицательна?

VI. Итоги урока.

VII. Домашнее здание: № 40.14 (б; г), 40.16, 40.17 (в; г), 40.19 (б; г), 40.22, 40.24, 40.27 (в; г).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Показательные уравнения"

Автор: Гончарова Любовь Александровна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока математики по теме " Показательные уравнения""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_matiematiki_po_tiemie_pokazatiel_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "430758"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507052033"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока: " Показательные уравнения" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-pokazatiel-nyie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210643"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431462553"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики: "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "243773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445799025"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:"Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "103156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402569488"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Логарифмические уравнения" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-logharifmichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "166496"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422967757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1460 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства