Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе «Решение линейных уравнений и их систем».»
Конспект урока «Решение линейных уравнений и их систем».
Класс: 7
Тип урока: соревнование.
Цели:
- образовательные: закрепление умений и навыков решения линейных уравнений и их систем;
- воспитательные: формирование организованности, трудолюбия, упорства;
- развивающие: развитие внимания, быстроты реакции, сообразительности, познавательного интереса.
Ход урока
Учитель: Все вы слышали о том, как создавались первые финансовые империи. Необходимо приложить немало труда. Вам сегодня тоже предоставляется возможность создать свою империю, но не финансовую, а математическую. Фундаментом для нее послужат только твердые знания. Работать вам предстоит в командах, где каждый отвечает за другого и результаты одного повлияют на успех команды в целом.
Инструкция. Класс разбивается на три команды, в каждой из которых выбирается капитан.
Разминка («Старт»).
Учитель: Найдите корни уравнения (все члены команды решают задания устно, записывая только ответ на банк):
1 команда
Ответ
2 команда
Ответ
2 команда
Ответ
2х+3=0
-1,5
4-8х=0
0,5
5-2х+0
2,5
3х-5+0
3
6-8х+-10
2
7х-11=3
2
8-2х=-2
5
6х-2=10
2
-3х+5=-4
3
0,5х=12
24
х=2
6
2х=1
0,5
8
6х=3
0,5
6
2х-3=х+5
8
4х+6=3х+8
2
12х-4=11х+5
9
2х=3х
0
1+2х=х+1
0
3х-5=7х-5
0
По команде учитель «Время!» каждая команда сдает бланки. За каждый верный ответ команде начисляется 1 балл. Если команда закончила работу досрочно, то ей начисляется дополнительно 2 балла.
«Угадай, кто это?».
Учитель. Решите систему линейных уравнений в указанной последовательности и отметьте точки с соответствующими координатами на плоскости. Запишите ответ в пустую графу. Соедините их отрезками. Все команды выполняют задание одновременно, за верное решение системы начисляется 1 балл; команде, выполнившей все задание первое, дополнительно начисляется 3 балла.
Замкнутая линия.
№ п/п
Системы уравнений
Ответ
№ п/п
Системы уравнений
Ответ
1
у +х=9
у -х=7
(1 ; 8 )
11
2х+у=-9
х -у=6
( -1 ; -7 )
2
у +х=9
у -х=5
( 2 ; 7 )
12
3х-у=0
у -х=-4
( -2 ; -6 )
3
у +х=8
у -х=4
( 2 ; 6 )
13
2х-у=-1
у -х=-1
( -2 ; -3)
4
у +х=6
у -х=4
( 1 ; 5)
14
5у-х=-4
Х+2у=-3
( -1 ; -1 )
5
у +х=6
у -х=2
( 2 ;4 )
15
Х+2у=0
у -х=3
( -2; 1 )
6
у +х=3
х -у=1
(2 ; 1 )
16
2х-у=-8
Х+3у=10
( -2 ; 4 )
7
у +х=0
х -у=2
(1 ; -1 )
17
2х+2у=8
3х-3у=-18
(-1 ; 5 )
8
у +х=-1
х -у=5
( 2 ; -3)
18
2х+3у=14
Х-2у=-14
( -2 ; 6 )
9
у +х=-4
у -х=-8
(2 ; -6)
19
4х+у=-1
3х+2у=8
( -2 ; 7)
10
у +х=-6
у -х=-8
( 1 ; -7 )
20
8х+у=0
6х+2у=10
( -1; 8 )
Соедините первую и последнюю точку
Учитель. Определите особенности данного изображения (фигура симметрична относительно оси ординат).
Незамкнутые линии.
№ п/п
Системы уравнений
Ответ
№ п/п
Системы уравнений
Ответ
1
3х-у=0
4х-2у=-6
( 3 ; 9 )
7
2х+9у=5
3х-7у=28
( 7 ; -1)
2
5х-у=0
8х-2у=-4
( 2; 10 )
8
2х-3у=-1
3х-у=9
(4 ;3 )
3
3х+2у=19
5х-3у=-19
( 1 ; 8 )
9
у-2х=-3
3х+2у=8
(2 ; 1 )
4
у-х=-4
х-3у=0
( 6 ; )2
10
х+2у=-3
2х+5у=-11
( 7 ; -5 )
5
х=у
х+у=8
(4 ; 4 )
11
х-2у=6
2х+4у=4
(4 ; -1)
6
х-у=0
3х+2у=10
( 2 ; 2 )
12
-х+у=-5
2х-у=7
( 2; -3)
Учитель. Что изображено на плоскости? Дополните рисунок недостающими данными (симметрично отобразить незамкнутые линии относительно оси ординат).
Какое отношение имеет данный рисунок к теме нашего урока? (Полученная фигура-муравей, который является символом трудолюбия.)
«Трудная задача.»
Учитель: Решите задачу (За верное решение команде начисляется 5 баллов).
Для 1-й команды. Строительная фирма заключила срочный контракт с рабочими по возведению жилого дома на 30 дней. В контракте указано, что каждый работник за один отработанный день получает 500 рублей. За каждый неотработанный день, кроме воскресений, с работника взыскивается 125 рублей. Через 30 дней, на которые выпало 5 выходных дней, работник Иванов получил к выплате 0 рублей. Сколько дней он работал за этот месяц?
Ответ: 500х-125 (25-х)=0, х=5 дней.
Для 2-й команды. У Сергея и Миши есть определенная сумма денег. Если Сергей отдаст Мише 5 рублей, то у него денег будет в 2 раза больше, чем у Миши. Если Миша отдаст Сергею 5 рублей, то у Миши денег станет в 8 раз меньше, чем у Сергея. Определите, сколько денег было у каждого первоначально.
Ответ: х-5=2 (у+5), х=35, у=10.
Для 3-й команды. Бизнесмен решил выложить имеющийся у него капитал в различные отрасли экономики. Третью часть всех денег он вложил в строительство; шестую часть капитала- в нефтедобывающее предприятие; четвертую часть всего капитала потратил на покупку ценных бумаг и акций. Оставшиеся 150 000 рублей положил на счёт в банке. Определите величину всего капитала.
Ответ. ; х=600 000.
«Аукцион».
Учитель. Объявляется аукцион пословиц и поговорок, где используются числительные. (За каждую верную пословицу команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая последней называет пословицу за ограниченное время. Победитель получает дополнительно 5 баллов).
Подведение итогов. Определение и награждение победителей.