Конспект урока в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Конспект урока в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Тип урока - урок открытия новых знаний, это второй урок по теме "Сложение смешанных чисел". Данный урок с использованием технологий развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».»
Конспект урока в 5-а классе по теме:
«Сложение и вычитание смешанных чисел».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- образовательные: формировать у учащихся умение выполнять сложение и вычитание смешанных чисел; - развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность, развивать умение рационально планировать работу, осуществлять контроль за своей деятельностью и продолжить работу по развитию устной и письменной речи.
- воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации. Учить ясно и точно выражать свои мысли и проводить рефлексию деятельности;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Выполнять сложение и вычитание смешанных чисел;.
- Решать простейшие задачи с применением алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел; - Применять полученные умения для решения задач практического содержания.
Метапредметные:
- Действовать в соответствии с алгоритмом. - Видеть математическую задачу в окружающей жизни - Строить логические рассуждения.
Личностные:
- Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся. - Уметь планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; - Уметь работать в коллективе и находить согласованные решения.
- Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Основные понятия урока:
смешанное число, целая часть, дробная часть смешанного числа, свойство дробной части смешанного числа, правило преобразования неправильной дроби в смешанное или натуральное число и преобразования смешанного или натурального числа в неправильную дробь.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, самостоятельная
- Дома вы выполнили задание. Вы разгадали ребус. (Слайд 1)
И какой же ответ? (Астрид Линдгрен) (Слайд 2)
Д/з.
1. Выделить целую часть и расположить в порядке возрастания.
18 -И 7 -А 14 -Р 11 -Т 9 -С 21 -Д
5 5 5 5 5 5
А С Т Р И Д
2. Запиши в виде неправильной дроби и расшифруй.
- Д - Н - Р - И - Г - Е -Л - Н
15
4
17
5
17
7
9
2
10
6
49
10
18
8
31
6
Л
И
Н
Д
Г
Р
Е
Н
- А кто такая Астрид Линдгрен? Это шведская писательница. Какую сказку написала эта шведская писательница? («Малыш и Карлсон») (Слайд 3)
- К сожалению Карлсон улетел, но оставил письмо.
Письмо: Ребята, я полетел искать старательных, внимательных, трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.
- Ребята, давайте быстрее встретимся с другом, для этого выполним математические задания. Если мы их выполним правильно, то у нас к возвращению Карлсона - сладкоежки получится большой общий торт.
Первое задание.
III. Устный счет
1. Решение цепочек
2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7
5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9
2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и неправильные дроби) (Слайд 6)
- Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение смешанных чисел) (Слайд8)
- Сегодня на уроке мы научимся выполнять сложение и вычитание смешанных чисел, для достижения этой цели сформулируем правила.
Запишите тему урока.
V. Исследование
Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности. Все учащиеся делятся на 6 групп. На парту каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответствующее правило.
Задание 1. Выполнение сложения 2 ½ + 3
Задание 2. Выполнение сложения 2 1/4 + 1 2/4
Задание 3. Выполнение вычитания 3 5/6 – 3/6
Задание 4. Выполнение вычитания 5 1/4 - 3 2/4
Задание 5. Выполнение вычитания 6 3/7 – 4
Задание 6. Выполнение вычитания 8- 2 7/9
Справка
1.
К целой части прибавить целую часть.
К полученной целой части прибавить дробную часть.
Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.
2.
К целой части прибавить целую часть.
К дробной части прибавить дробную часть
К полученной целой части прибавить полученную дробную часть.
Сформулировать правило сложения смешанных чисел.
3.
Из целой части вычесть целую часть.
Из дробной части вычесть дробную часть
К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть.
Сформулировать правило вычитания смешанных чисел.
4.
Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
Сформулировать правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.
5.
Из целой части вычесть целую часть.
К полученной целой части прибавить дробную часть.
Сформулировать правило вычитания из смешанного числа натуральное число.
6.
Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
Сформулировать правило вычитания из целого числа смешанного числа.
Один человек из группы (по желанию) идет и свой пример решает у доски, говорит правило.
VI. Обмен информацией.
-Вы рассмотрели правила сложения и вычитания смешанных чисел. Что общего у них? ( Действия выполняются сначала с целыми числами, затем с дробными частями.)
- Сформулируйте правило сложения смешанных чисел. (Слайд 9)
- Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел. (Слайд 10)
Стр. 174 учебника, правило
(Кусок торта.)
VII. Применение
- Вернемся к примеру:
3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7
- Как убедиться, что сложение выполнено правильно? (Вычитанием). Сделать проверку.
54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7
(Кусок торта.)
VIII. Физкультминутка (Слайд )
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IX. Закрепление изученного материала
1. Карлсон прислал телеграмму, но все слова перепутались. Давайте решим примеры и соотнесем их с ответами. (Слайд 11)
3 7/13 – 4/13= 4 – В
5 2/5+1/5= 7 4/6 – О
10 2/3-6= 3 3/13 – У
2 2/7+2 4/7= 4 6/7 – Е
8 5/9-3= 5 5/9 – Х
3/6+7 1/6 = 4 2/3 – П
7 4/5-3 4/5= 5 3/5 – С
У
С
П
Е
Х
О
В
(Кусок торта.)
«Охота за пятерками»
2. Работа над задачами.
а) Стр. 175, №1115.
Прочитайте задачу.
Сколько конфет в одной коробке?
Сколько конфет в другой коробке?
Как ответить на вопрос задачи?
Решите задачу. Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 4/8 кг конфет.)
(Кусок торта.)
б) Стр. 175, № 1116.
Чему равна длина красной ленты?
Что сказано про длину белой?
Что значит на 2 1/5 м короче?
Как будете решать эту задачу?
Решите. Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 2/5 метра.)
(Кусок торта.)
Вы – замечательные ученики: старательные, внимательные, дружные, помогаете друг другу.
(прилетел Карлсон) Карлсон увидел, что вы такие ребята, каких он искал, и вернулся. Мы дарим ему торт.
X. Итог урока (вопросы Карлосона).
Что такое смешанное число?
Чему вы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные числа.)
Как сложить смешанные числа?
Как вычесть смешанные числа?
Это вам поможет справиться с домашним заданием.
XI. Домашнее задание: Стр. 178, № 1136,1137
XII. Рефлексия.
Выскажите свое мнение об уроке.
Составление синквейна «Смешанное число»
Например: смешанное число
древнее нецелое
Складывают вычитают превращают в неправильную дробь