Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Целые уравнения и методы их решения"»
Целые уравнения и методы их решения
Основная цель нашего урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах их решений. Приступить к формированию умений решать уравнения с буквенными коэффициентами.
Учитель: Ребята давайте устно решим данные уравнения. Внимание на экран.
2x+8=4
x2=1/36
x4+x2=-2
x2=0
x2=-25
x2-0,01=0,03
3x-5=0
x3-25x=0
19-c2=10
x2-5=0
x(x-1)(x+2)=0
(x-3)2=25
Учитель: Давайте вспомним определение целого уравнения.
Ученики: Если левая и правая части представляют собой целые выражения, то это уравнение называетсяцелым.
Учитель Что называется степенью уравнения?
Ученики: Наибольший показатель степени переменной входящей в уравнение называется степенью уравнения.
Учитель: Уравнения ребята бывают 1, 2, 3, 4, и более высоких степеней. Мы с вами большей частью решаем уравнение I, II иногда III степени. Давайте решим уравнение I степени и узнаем, сколько оно может иметь корней.
: 2x-5=10 2х = 15 х = 7,5
Учитель:. Сколько корней может иметь уравнение I степени?
Ученики: Не более одного.
Учитель: А теперь решим уравнение II степени (квадратное).
I вариант
II вариант
III вариант
5x2-8x+3=0
2y2-3y+10=0
9x2-12x+4=0
Д=4, Д0
Д=-71, Д
Д=0, 1 корень
x1=1, x2=0,6
нет корней
x=2/3
. Сколько корней может иметь уравнение II степени?
Ученики: Не более двух.
Давайте ещё раз обратим внимание на значение дискриминанта в данных уравнениях. Очевидно, что число корней квадратного уравнения зависит от знака дискриминанта квадратного уравнения.
Предлагаю вашему вниманию несколько уравнений с параметром:
а) При каких значения b уравнение 3х2+6х+b=0 имеет два корня?
Решение: a=3; b=6; c=b
D=b2-4ac; D=36-12b. D0
36-12b0; -12b-36; b
Ответ: при b
в) При каких значениях v уравнение 5х2+2vх+5=0 имеет один корень?
Решение: a=5; b=2v; c=5
D=b2-4ac; D=(2v)2-100; D=0
4v2-100=0; 4v2=100; v2=25; v=±5
Ответ: при v=±5 уравнение имеет 1 корень.
в) При каких значениях t уравнение 2х2-12х+t=0 не имеет корней?
Решение: a=2; b=12; c=t
D=b2-4ac; D=122-8t; D
144-8ttt18.
Ответ при t18 уравнение не имеет корней.
Учитель: Попробуем выяснить, сколько корней может иметь уравнение III степени?
I вариант
II вариант
III вариант
x3-64=0
x3-81x=0
x3-12x2+36x=0
x3=64
x(x2-81)=0
x(x2-12x+36)=0
х=4
х(х-9)(х+9)=0
х(х-6)2=0
x=0, x=9, x= -9
x=0, x=6
1 корень
3 корня
2 корня
. Итак, сколько корней может иметь уравнение III степени?
Ученики: Не более трёх.
Обратите внимание, что решение уравнений III степени сводится к решению линейных и квадратных уравнений.
А теперь решим уравнение III степени с помощью метода разложения на множители Решим уравнение из сборника заданий для подготовки к ГИА.
Х3 -6х2 -4х + 24 = 0
( х3 – 6х2) – ( 4х – 24) = 0
х2( х - 6 ) – 4( х – 6 ) = 0
( х - 6) ( х2 – 4 ) = 0
( х – 6 ) ( х – 2 ) ( х + 2 ) = 0
х = 6 х = 2 х = -2
уравнение имеет 3 корня.
Решим уравнение IV степени (биквадратное уравнение)
№ 278 (а),
х4 -5х2 – 36 = 0
х2 = t, t 0
t2 – 5t – 36 = 0
t1 = 9 t2 = -4 –постороннее значение
х2 = 9
х = ± 3
. Мы с вами сегодня решали уравнения аналитическим способом, но существует не только этот способ.
Давайте попробуем решить уравнение x3-x-4=0. А сколько корней оно может иметь?
(Ученики отвечают):
Запишем это уравнение в виде x3=x+4. А теперь рассмотрим функции y=x3 и y=x+4. Что является графиками данных функций?
Ученики: Кубическая парабола и прямая.
Учитель: Это уравнение можно решить графически.
Учитель: Как вы думаете, в чём недостаток данного метода решения.
Ученики: Он не точен.
Учитель: Да, графический способ решения уравнений не всегда обеспечивает высокую точность результата, и поэтому иногда приходится этот результат уточнять при помощи вычислений.
А если бы подобное уравнение имело бы 2 решения, то, как бы могла прямая располагаться по отношению к кубической параболе.
(Идёт создание проблемной ситуации).
А если три решения?
V. Закрепление.
А теперь попробуем все теоретические знания применить на практике. Я предлагаю вам ответить на вопросы тестов, составленных на основе заданий сборника для подготовки к экзаменам.
Тесты с последующей проверкой
VI. Домашнее задание.
Вариант 1
1.Укажите степень уравнения х2(5х3-2х2)+8-5х5+х3=0
а)3 б)5 в)4 г)2
2.Сколько корней имеет квадратное уравнение 3х2-12х+8=0
А)один б)два в)нет корней г)бесконечное множество
3. Найдите корни квадратного уравнения х2-21х=0
А) 0 и 7 б) 0 и 21 в)7 и 21 г) 3 и 7
4. Решить уравнение III степени х3-8=0
А)х=4 б)х=2 в)х=1 г)х=3
Вариант 2
1.Укажите степень уравнения х4(х2-2х3)+4+2х7-х5=0
а)4 б)5 в)6 г)7
2.Сколько корней имеет квадратное уравнение 5х2-11х+7=0