Тема урока: «Угол. Измерение углов»
Цель : Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углы. Измерение углов». Закрепить умения измерять углы с помощью транспортира. Развивать навыки измерения и построения углов заданной градусной меры. Воспитывать активность, внимание, самостоятельность.
Методы: объяснительно-иллюстративный: беседа, практическая работа; частично-поисковый; использование игровых моментов.
Тип урока: Урок обобщения полученных знаний.
Оборудование: компьютер, презентация по теме.
Ход урока
Организационный момент
Приготовьтесь к уроку, откройте тетради, запишите дату, классная работа.
Сегодня на уроке мы будем строить с вами Храм Знаний. Для того чтобы приступить к строительству, необходимо - определить тему урока. Послушайте внимательно стихотворение и скажите мне, как вы думаете, какова тема нашего урока и чем мы сегодня будем заниматься?
Учитель: (слайд 2)
Чтоб уметь решать задачи,
Выполнять чертежи,
На десятку не иначе
Всё усвоить вы должны,
Где развёрнутый, где острый
Где прямой, а где тупой
Разобраться очень просто
Самому или со мной.
Как построить, как измерить,
Биссектрису провести,
Как сравнить и как отметить
И в тетрадку занести.
- Итак, ребята, исходя из стихотворения, как вы думаете, какова цель нашего урока, над чем мы будем сегодня с вами работать?
Варианты ответов: - Я думаю, что сегодня на уроке мы будем продолжать учиться решать задачи с понятием «Угол»;
- А я думаю, мы должны повторить, то что изучали на предыдущих уроках, например, что такое угол, его градусная мера, какой угол называется прямым, острым, тупым.
-Молодцы! А теперь позвольте мне обобщить то, что вы сказали.
И так, ребята, тема нашего урока: «Угол. Измерение углов», а наша цель:
Повторить и закрепить понятия угла, определение градусной меры угла, прямого, острого, тупого углов, свойства градусных мер углов. Применять свойства градусных мер углов при решении задач. А ещё, ребята, мне хотелось, чтобы вы сегодня на уроке учились быть аккуратными, настойчивыми в достижении цели, были внимательными к себе и своим товарищам.
Любое строительство начинается с закладки фундамента, строительства стен и крыши. На крыше нашего Храма каждый из вас установит флажок, который покажет нам оценку которую вы получили за урок. И я думаю, что все оценки будут отличными.
-Итак, закладываем фундамент.
II. Устный счет
Математический ребус (слайд 3)
Решив математический ребус, вы узнаете девиз сегодняшнего урока.
Полученные числа расставьте в таблицу и прочитайте девиз.
0,5 балла
Т 60*6=360 Ё 80-20=60
О 18*10=180 А 50+20=70
Ч 30*3=90 Е 100+60=160
Н 32*10=320 П 28*10=280
С 280 : 2=140 Д 90*3=270
Ь 9*5 = 45 В 20*4=80
Молодцы. Справились с заданием быстро и правильно.
А теперь посмотрите на экран. К нам пришли наши друзья – помощники. Они принесли с собой инструменты которые пригодятся нам сегодня на уроке. (слайд 4 ) (карандаш, линейка, треугольник, транспортир)
Каждый из наших помощников изобразил угол, но не все изобразили их правильно (слайд 5 ) . Скажите кто – же изобразил правильно.
III. Работа по теме урока
Фундамент мы построили прочный, а теперь давайте строить этажи. Каждому этажу будет соответствовать определенное задание. Итак, строим
I этаж. Для этого вам необходимо поработать в парах.
Работа в парах
Вам уже известны различные определения связанные с углами, поработайте и выберете на бланке ответов те понятия, которые касаются угла. (слайд 6)
Бланки
1. Луч | 1. Вершина |
2. Отрезок | 2. Длинна |
3. Вершина | 3. Тупой |
4. Площадь | 4. Периметр |
5. Сторона | 5. Миллиметр |
6. Расстояние | 6. Транспортир |
7. Градусы | 7. Четырехугольник |
8. Треугольник | 8. Развернутый |
9. Сантиметр | 9. Круг |
10. Острый | 10. Биссектриса |
Кто записал 5 понятий – 2 балла
3-4 понятия – 1 балл
1-2 понятия – 0,5 балла
Молодцы, быстро справились с заданием, и I этаж у нас вышел прочным. Переходим к строительству II этаж
2.Индивидуальная самостоятельная работа (взаимопроверка)
На доске записаны величины углов. (слайд 7)
— Напомните мне какие виды углов вы знаете?
Острые: 18°,36°,54°,72°
Прямые: 90°
Тупые: 108°,126°,144°,162°
Развернутый: 180°
Обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы -
Кто записал 10-8 понятий – 2 балла
7-5 понятий – 1 балл
5 и меньше – 0,5 балла
Очень хорошо, II этаж тоже вышел отличным.
А теперь скажите мне, какие из этих углов можно построить только с помощью треугольника и карандаша?
А почему нельзя построить остальные углы? Что нам для этого понадобиться? (вывод: построить многие углы без транспортира не возможно).
3. История возникновения транспортира
А хотите ли вы узнать историю возникновения транспортира. (рассказ заранее подготовленного ученика) (слайд 9,10,11)
Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.
Учитель: Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? (Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР).
4. Физкультминутка
Вы уже немного устали и я предлагаю вам сделать зарядку.
Я называю градусную меру угла, а вам необходимо установить вид угла и изобразить его руками:
90°, 180°, 10°, 97°, 125°, 0°.
Молодцы. Продолжаем работать.
Приступаем к строительству III этажа.
5. Построение углов
Давайте построим углы с помощью транспортира.
1 вариант выполняет построение углов 45° и 150°
11 вариант выполняет построение углов 70° и 120°
(обменялись тетрадями, взаимопроверка).
Кто построил 2 угла – 2 балла
1 угол – 1 балл
Посмотрите, какой великолепный Храм Знаний у нас получается.
Следующий - IV этаж.
6. Работа в группах (практическая)(класс разбивается на 5 групп по 5 человек)
Пока мы отдыхали, наши маленькие помощники измеряли углы. Но у них ничего не получилось и они попросили помощи у нас. (слайд 12,13,14).
Я раздаю вам бланки, на которых начерчены различные углы, я предлагаю вам найти градусную меру каждого угла. Когда вы справитесь, я дам вам лист ответов.
Кто измерил 8 углов – 2 балла
4 угла – 1 балл
меньше 4 углов – 0,5 балла
И теперь пришла пора построить крышу нашего Храма Знаний.
7. Самостоятельная работа
Наши помощники никак не могут выполнить задания на нахождение градусной меры угла АОВ.
Давайте поможем им. (выполняют задания по вариантам. 2 ученика выполняют задания на доске.) (слайд 15,16,17,18)
Кто записал 2 угла – 2 балла
1 угол – 1 балл
Вот мы и построили Храм Знаний. У нас вышло большое, красивое здание. А теперь посчитайте баллы полученные за урок и поставьте баллы в тетрадь.
8. Определит, на каком из рисунков смайлик правильно определяет градусную меру угла. (слайд 20)
9. Применение градусной меры угла (слайд 21)
VI. Домашнее задание