Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Разложение разности квадратов на множители"»
Конспект урока по алгебре в 7-м классе
"Разложение разности квадратов на множители"
дата
Цели урока:
Развитие опыта применения формулы, умения работать в группах, учиться слушать других, учиться вместе.
На основании формулы учащиеся должны научиться делать следующие преобразования:
раскладывать на множители;
сокращенно умножать сумму двух выражений на их разность;
решать уравнения;
доказывать тождества;
применять формулу для вычислений.
Мотив:
Зная данную формулу, мы сможем делать все эти преобразования, а в дальнейшем и сокращать дроби.
Тип урока: урок-исследование.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока
Устные упражнения помогут нам в дальнейшей работе.
1 учащийся у доски: замените пропуски одночленами, чтобы выполнялось равенство
( __ - 15a)( __ + __ ) = 4c2 - __
81a2 - __ = ( __ + __ )( __ - 11с)
0,49x6 - __ = ( __ - 10k2)( __ + __ )
1. Прочитайте выражения:
a2 - b2;
(a - b)2;
y+5;
(m - n)(m + n).
2. Представьте выражение в виде квадрата одночлена:
4p2;
0,16n2;
a2;
a2b2.
3. Решить уравнение:
(x + 4)(x - 1) = 0
Ответ: x = -4; x = 1
4. Вычислить:
5. Заполните таблицу, выбрав буквы, соответственно верным и неверным равенствам, назовите ошибку (можно совещаться).
Верные равенства
Неверные равенства
x2 + y2 = (x + y)(x + y)
(3a2)2 = 27a4
(9a – 7b)(7b + 9a) = 81a2 – 49b2
(0,1xy3)2 = 0,01x2y6
(a - b)(a + b) = a2 – b2 +2ab
(a - b)2 = a2 + b2 – 2ab
(m + n)(n - m) = m2 – n2
Надоске (a - b)(a + b) = a2 – b2
Историческая справка: это две взаимно обратные операции. Чем отличаются скобки? Знаком! Такие выражения называются сопряженными.
Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные, итак появились формулы сокращенного умножения, некоторые правила сокращенного умножения были известны около 4 тыс. лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие некоторые народы древности. Сегодня нам предстоит сыграть роль “исследователей”, для того чтобы “открыть”, где может данная формула применяться.
Задание выполняется в группах
1 группа: повторим, как применяется формула сокращенного умножения (выполняем у доски сложные задания).
2 группа: повторим, как применяется формула, если надо разложить на множители (выполняем задание у доски).
Задание: разложите на множители
(225x2 – 64y4) = (15x – 8y2)( 15x + 8y2)
Остальные листочки разбирают по группам, каждая группа выполняет задание на месте, потом рассматривают решение на доске. Узнаем, где еще применяется данная формула.
3 группа:
Задание: вычислить
872 – 132
4 группа:
Задание: решить уравнение
x2 – 49 = 0
25y2 – 16 = 0
5 группа:
Задание: докажите тождество
(x + y)(x - y) + (y - a)(y + a) = (x - a)(x + a)
6 группа:
Задание: упростите выражение
(3b - 1)(3b + 1) – (b - 5)(b + 5)
(7m – 10n)(7m + 10n) – 100n2
Решение уравнения (с комментарием) у доски:
8x(1 + 2x) – (4x + 3)(4x - 3) = 2x
8x + 16x2 – 16x2 + 9 =2x
8x – 2x = 9
6x = 9
x=
x =
Ответ: x = 1,5
Подведение итогов:
Каждая группа рассказа о своем применении формулы (a - b)(a + b) = a2 – b2 .
Какие же результаты мы получили? Она применяется для:
сокращенного умножения;
разложения на множители;
решения уравнений;
упрощения выражений;
вычислений.
Учились учиться вместе, работая в группах, увидели, что успех команды зависит от вклада каждого ученика.
Домашнее задание: №859,863,867
1 группа: повторим, как применяется формула сокращенного умножения (выполняем у доски сложные задания).
2 группа: повторим, как применяется формула, если надо разложить на множители (выполняем задание у доски).
Задание: разложите на множители
(225x2 – 64y4) = (15x – 8y2)( 15x + 8y2)
Остальные листочки разбирают по группам, каждая группа выполняет задание на месте, потом рассматривают решение на доске. Узнаем, где еще применяется данная формула.