П: анализ информации, синтез информации, причинно-следственные связи; сравнение, структурирование информации; формулировка проблем; создание способов решения проблем;
К: планирование учебного сотрудничества; построение речевого высказывания; саморегуляция в поведении
Положительная учебная мотивация; оценка своих поступков; самооценка; самоуважение и уважение окружающих людей
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята. Я очень рада увидеть вас вновь на уроке геометрии. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетради, письменные принадлежности. Садитесь, и начнем работу.
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1. Повторение изученного материала (5 мин)
Эти линии все знают.
Направление храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.
Мы частенько их встречаем.
Невозможно все назвать:
Пара рельсов у трамвая,
Там, где ноты, целых пять…
Даже если линий много,
Не смешать одну с другой,
Нет у них пересечений -
Знаем это мы с тобой.
О каких линиях идет речь в данном стихотворении? (ответ учеников – о параллельных прямых)
А какие прямые называются параллельными? (ответ учеников – прямые, которые не пересекаются, то есть не имеют ни одной общей точки)
Вспомните, что называют секущей по отношению к двум прямым? (ответ учеников – прямая называется секущей по отношению к двум другим прямым, если она пересекает их в двух точках)
Какие названия пар углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей, вы знаете? (ответ учеников – односторонние, накрест лежащие, соответственные).
2. Проверка домашнего задания (двое учащихся заранее на доске выписывают домашние задания из рабочих тетрадей: (3 мин)
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Откройте рабочие тетради и сравните ваши записи с теми, которые представлены на доске. Если ваши записи не совпадают, исправьте их.
№ 85
№ 89
Итак, сделаем вывод:
Что мы знаем на данный момент о параллельных прямых? (ответ учеников – только определение параллельных прямых)
Наводящие вопросы:
Знаем ли мы определение параллельных прямых?
А что еще мы знаем о параллельных прямых?
Знаем ли мы о каких-либо свойствах параллельных прямых?
3. Формулировка темы и цели урока. (2 мин)
Можно ли непосредственно убедиться в том, что две прямые являются параллельными? (ответ учеников – нет).
Объясните, почему нельзя этого сделать? (ответ учеников – так как прямые бесконечны, мы не можем их нарисовать, мы рисуем только части прямых).
Поэтому желательно иметь какие-то отличительные свойства или признаки, по которым можно сделать вывод о параллельности двух прямых.
Сформулируйте тему и цель урока (ответ учеников – тема: Признаки параллельности прямых; цель – сформулировать и доказать признаки параллельности прямых, научиться применять их к решению задач)
Запишите в тетрадях число и тему урока.
3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.
Работа в парах (7 мин).
Вам представлены два рисунка.
На каждом из них выделена пара накрест лежащих углов. Назовите их (ответ учеников - 1 и 2, 3 и 4)
Измерьте с помощью транспортира эти углы.
Какие результаты вы получили для каждой пары углов? (ответ учеников - 1 = 2, 3 = 4)
Чем отличаются результаты? Почему? (ответ учеников – на первом рисунке прямые не параллельны, на втором – параллельны)
Попробуйте сформулировать первый признак параллельности двух прямых.
Найдите формулировку этого признака в учебнике и проверьте, правильно ли вы сформулировали его.
2. Работа с электронным учебником: анимация – формулировка и доказательство теоремы - признака параллельности прямых, использующего накрест лежащие углы (3 мин)
Теорема является важной, потому, что на нее опираются доказательства других признаков параллельности прямых
3. Работа в парах (4 мин.)
На каждом из рисунков выделена пара соответственных углов. Назовите их. (ответ учеников - 1 и 5, 3 и 6)
Измерьте с помощью транспортира эти углы. Какие результаты вы получили? (ответ учеников - 1 = 5, 3 = 6)
Попробуйте сформулировать второй признак параллельности двух прямых.
Найдите формулировку этого признака в учебнике и проверьте, правильно ли вы сформулировали его.
4. Физкультминутка (1 мин)
1. Встать, потянуться – 2-3 раза
2. Кончиком носа нарисовать большую восьмерку – 2-3 раза
5. Признак параллельностипрямых, использующий соответственные углы, с доказательством. (7 мин)
Дано:
Прямые а и b, с – секущая
1 = 2
Доказать: а || b
Доказательство:
1) 1 = 3 как вертикальные
2) 1 = 2 по условию
3) значит, 1 = 3, а они накрест лежащие, тогда а || b
6. Признак параллельностипрямых, использующий односторонние углы, без доказательства (3 мин)
Мы познакомились с двумя признаками параллельности прямых? С какими углами они связаны? (ответ учеников – с накрест лежащими и соответственными углами).
Как вы думаете, существует ли признак о параллельности прямых, использующий односторонние углы?
Попробуйте сформулировать второй признак параллельности двух прямых.
Найдите формулировку этого признака в учебнике и проверьте, правильно ли вы сформулировали его.
Чем этот признак отличается от предыдущих?
5. Практикум (7 мин)
№ 186 (а, б)
№ 186 (а) решаем вместе со всеми учащимися, один учащийся – у доски, его работу оценивают остальные учащиеся.
№ 186 (б) решает у доски 1 учащийся самостоятельно, затем остальные учащиеся проверяют правильность его решения и оценивают его.
Дано:
Прямые а и b, с – секущая
1 = 37о
7 = 143о
Доказать: а || b
Доказательство:
1) 1 = 3 как вертикальные
2) 7 = 5 как вертикальные
3) значит, 3 + 7 = 180о, а они односторонние, тогда а || b
Дано:
Прямые а и b, с – секущая
1 = 6
Доказать: а || b
Доказательство:
1) 1 = 3 как вертикальные
2) 6 = 8 как вертикальные
3) значит, 3 = 8, а они накрест лежащие, тогда а || b
Дополнительные вопросы для учащихся, отвечающих у доски: