Ладкина Светлана Николаевна,
учитель математики
МБОУ "СОШ №43»
г.Архангельска
Конспект урока по геометрии. 7 класс.
«Признаки параллельности прямых».
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и отработки навыков (урок-практикум)
Цель: обеспечить повторение, закрепление и корректировку знаний и умений по теме «Признаки параллельности прямых»
Задачи:
Образовательные
Создать условия для повторения и закрепления теоретических знаний и практических умений по теме «Признаки параллельности прямых»;
Развитие навыков геометрических построений и изобразительных умений;
Формирование умения оформлять геометрические задачи разных видов;
Создать условия для осознанного применения обучающимися теоретических знаний и их корректировка.
Развивающие
Способствовать развитию логического мышления, аналитических умений при решении задач;
Создать условия для развития грамотной устной и письменной речи, аргументированности высказываний;
Способствовать развитию произвольного внимания;
Развитие умения работать с математическим текстом.
Воспитательные
Формирование умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Воспитание точности и аккуратности записей;
Развитие ИКТ - компетенций;
Развитие навыков общения;
Создать условия для самооценки своих знаний обучающимися.
Методы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Формы работы: диалог, беседа- практикум, самостоятельная работа
Контроль на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов: сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля
На уроке использованы элементы технологии развивающего обучения и технологии сотрудничества.
Оборудование:
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия: учебник 7 – 9 кл.
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И. Юдина. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса.
ИАД SMART
Презентация, составленная в прoграмме SMART notebook
Листы-чертежи и листы-описания формата А-4 для работы на магнитной доске (задание 6), магниты
Карточки задания для работы в парах (задание 6)
Рабочие тетради
Карточка-заготовка для самооценивания (рефлексия)
Чертёжные инструменты.
ХОД УРОКА:
I. Актуализация и целеполагание учебной деятельности учащихся
Метод организации работы обучающихся: фронтальный
Форма работы: диалог
Время:1-2 мин
Изучением каких прямых мы занимаемся на последних уроках? (параллельных)
Что вы уже знаете о параллельных прямых? (определение, построение, обозначение; свойство двух прямых перпендикулярных третьей; виды углов, полученных при пересечении двух прямых третьей; три признака параллельности прямых)
По изученному материалу предстоит проверочная работа, поэтому сегодня мы повторим и закрепим изученные понятия и теоремы.
II. Разминка
Задание 1.
Метод организации работы обучающихся: фронтальный
Форма работы: беседа
Время:2-3 мин
Примечание: текс набран в прoграмме SMART notebook; часть текста закрашена в цвет фона и скрыта под многоточием; закрашивание при проверке убирается ластиком
Вставьте пропущенное:
1) Две прямые на плоскости называются параллельными, если …(они не пересекаются).
2) Два отрезка называются параллельными, если они ...(лежат на параллельных прямых).
3) Прямая называется секущей по отношению к двум другим прямым, если …(она пересекает их).
4) При пересечении двух прямых секущей образуется …(восемь неразвёрнутых углов).
5) Два луча называются параллельными, если …(они лежат на параллельных прямых).
6) Две прямые, …(перпендикулярные) третьей прямой, параллельны.
Задание 2.
Метод организации работы обучающихся: фронтальный
Форма работы: беседа
Время: 2-3 мин
Примечание: чертёж-заготовка выполнен на обычной доске; с помощью магнитов выделяем разные пары углов
Назвать углы, выделенные на рисунке магнитами:
(соответственные)
(внутренние
накрест лежащие)
(внутренние
односторонние)
(смежные)
(соответственные)
(внутренние
накрест лежащие)
(вертикальные)
III. Решение основных заданий
Задание 3.
Метод организации работы обучающихся: индивидуальный
Форма работы: самостоятельная с дальнейшей проверкой на ИАД
Время:4-5 мин
Примечание: ксерокопия задания №89 из печатной тетради с выделенными цветом элементами в прoграмме SMART notebook; пропущенные записи делаются маркером
Задание 4.
Метод организации работы обучающихся: индивидульно-групповой
Форма работы: наглядно-практическая беседа
Время:4-5 мин
Примечание: чертёж-заготовка выполнен на обычной доске, для выделения элементов чертежа понадобится синий и красный мел
Следующее задание состоит из двух частей:
Выделить прямые мелом синего цвета, секущую- мелом красного цвета
Определить вид углов, образованных при пересечении прямых секущей и дать полный ответ по формату «выделенные углы являются … при пересечении прямых …секущей …»
«выделенные углы являются внутренними накрест лежащими при пересечении прямых AB и CD секущей BD»
«выделенные углы являются внутренними накрест лежащими при пересечении прямых MN и KP секущей NK»
«выделенные углы являются внутренними односторонними при пересечении прямых XT и YZ секущей XY»
«выделенные углы являются соответственными при пересечении прямых AB и CD секущей BE»
«выделенные углы являются внутренними накрест лежащими при пересечении прямых FO и ET секущей SO»
«выделенные углы являются внутренними односторонними при пересечении прямых HL и PK секущей HS»
Задание 5. «Мозаика».
Метод организации работы обучающихся: индивидуально-групповой
Форма работы: интерактив- практикум
Время:1-2 мин
Примечание: схема составлена из подвижных объектов в прoграмме SMART notebook, которые можно удалять, передвигать и с помощью маркера соединять линиями.
Составить схему формулировок признаков параллельности прямых из предложенных (нужных) фрагментов.
Физкультминутка(1 мин)
Задание 6.
Метод организации работы обучающихся: индивидуальный; в парах
Форма работы: самостоятельная с дальнейшей проверкой
Время:2-3 мин
Примечание: один обучающийся работает на магнитной доске (расположенной за спинами обучающихся) с листами-чертежами и листами-описаниями; остальные в парах с аналогичными карточками-заданиями.
Соотнести чертёж с его описанием с помощью стрелочек.
Задание 7.
Метод организации работы обучающихся: фронтальный
Форма работы: решение с комментированием на ИАД
Время: 1-2 мин
Примечание: ксерокопия задания №93 из печатной тетради в прoграмме SMART notebook, пропущенные записи делаются маркером
Задания из печатной тетради не дают возможности научиться оформлять геометрические задачи и самостоятельно думать, но при этом они экономят наше время при записях. Чтобы потренироваться в самостоятельном оформлении и решении, выполним задачу из учебника №190.
Задание 8.
Метод организации работы обучающихся: фронтальный
Форма работы: беседа-практикум
Время: 9-10 мин
Примечание: задача №190 из учебника (по готовому чертежу на доске). Представлен один из возможных вариантов оформления и рассуждений.
Дано
ΔABC
AB=BC
AD=DE
C=700
EAC=350
Доказать
DE ‖AC
Доказательство
ΔABC-равнобедр. (AB=BC по усл.)=˃ےA=ےC=700(по свойству углов при основании равноб.треугольника)=˃ ےEAD=ےDAC- ےEAC=700-350=350
ΔADE-равнобедр.( AD=DE по усл.)= ˃ ےDAE= ےDEA=350(по свойству углов при основании равноб.треугольника)
ےDEA= ےEAC =350-внутренние накрест лежащие при пересечении DE и AC секущей AE= ˃DE ‖ AC(по признаку).
Задание 9.
Метод организации работы обучающихся: индивидуально-групповой
Форма работы: беседа-практикум
Время:1-2 мин
Примечание: чертёж выполнен средствами рисования прoграммы SMART notebook; продемонстрировать параллельность прямых b, d и a; q и h; c и f можно с помощью инструмента Интерактивная линейка (движение которой осуществляется согласно параллельному переносу) программы SMART notebook.
Определить параллельные прямые на рисунке
Задание 10. «Оптические иллюзии».
Метод организации работы обучающихся: индивидуально-групповой
Форма работы: беседа
Время:1-2 мин
Примечание: картинки «сфотографированы» из интернет-ресурсов посредством инструмента Захват экрана прoграммы SMART notebook; можно для проверки параллельности использовать Интерактивную линейку (движение которой осуществляется согласно параллельному переносу) программы SMART notebook.
Определить параллельность прямых на рисунке
| |
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
| |
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
| |
Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Дополнительные геометрические построения а этих рисунках создают так называемый оптический обман зрения- иллюзию «не параллельности» прямых. Это задание демонстрирует, что зрение не всегда даёт однозначный ответ на вопрос о параллельности прямых. Поэтому ссылаться в решении задач на свой глазомер, конечно, неправильно и неграмотно. Вот для чего мы изучаем признаки параллельности прямых.
IV. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание
Метод организации работы обучающихся: фронтальный, индивидуальный
Форма работы: беседа, самооценивание
Время:2-3 мин
Примечание: карточка-заготовка для самооценивания заполняется каждым учеником и делается вывод о готовности обучающихся к проверочной работе по этой теме и о материале, который надо повторить дома
Подведём итоги. Все теоретические моменты, изученные на предыдущих уроках и обобщённые сегодня, вы видите в таблице для самооценивания. Выберите вариант, которому соответствуют ваши знания и организуйте домашнее повторение теоретического материала согласно результатам вашей работы.
| Знаю | Не знаю | Надо повторить |
Определение параллельных прямых | | | |
Определение параллельных отрезков | | | |
Определение параллельных лучей | | | |
Свойство прямых, перпендикулярных третьей | | | |
Определение секущей по отношению к двум прямым | | | |
Расположение внутренних накрест лежащих углов при пересечении двух прямых секущей | | | |
Расположение внутренних односторонних углов при пересечении двух прямых секущей | | | |
Расположение соответствующих углов при пересечении двух прямых секущей | | | |
I признак равенства треугольников | | | |
II признак равенства треугольников | | | |
III признак равенства треугольников | | | |
(Обучающиеся, которые работали у доски и активно выступали с места, оцениваются коллективно).
Кроме теоретического повторения в печатной тетради выполнить №94,99 (дополнительно для желающих №100,102) и подумать, как построить с помощью циркуля и линейки две параллельные прямые.
Спасибо за работу!