- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковый.
Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедийный проектор, компьютере, электронное пособие (ЭП), рабочие тетради учащихся.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организации | Создать благоприят ный психологический настрой на работу | На мультимедийном проекторе высветить задание для повторения(слайд 1) Число | Разряды | десятки | единицы | десятые | сотые | тысячные | 5,046 | | | | | | | 3 | | 1 | | 3 | 12,08 | | | | | | | | 1 | 5 | | 7 | 90,35 | | | | | | | Приветствует, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует внимание детей. Учитель предлагает вспомнить разрядные единицы десятичных дробей. - Заполните пустые клетки. | Рассаживаются на места согласно указаниям учителя Включаются в деловой ритм урока Число | Разряды | десятки | единицы | десятые | сотые | тысячные | 5,046 | | 5 | | 4 | 6 | 30,103 | 3 | | 1 | | 3 | 12,08 | 1 | 2 | | 8 | | 1,507 | | 1 | 5 | | 7 | 90,35 | 9 | 0 | 3 | 5 | | | Саморе гуляция, взаимодействия при рассаживании |
Провер ки домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. | На экране мультимедийного проектора решение домашнего задания №193 (из самостоятельной работы). | - В представленном решении домашнего задания найдите ошибки и обоснуйте, почему это неверно. | Учащиеся меняются рабочими тетрадями и проверяют правильность решения домашнего задания | Прогнозирование, сравнение и анализ, наблюдение и опровержение неверных решений |
Актуализации знаний и умений | Актуализировать опорные знания и способы действий | | Учитель проводит математический диктант (в форме эстафеты), диктует дроби , ,,4 , .--Какие из этих дробей можно записать в виде десятичных дробей? | Записывают дроби на доске( по одному учащемуся) и определяют, какие из дробей можно записать в виде десятичных , ,,4 , . | Оценивание имеющихся знаний |
Целеполагания и мотивации | Обеспечивают мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока | На доске сделать запись: «Классная работа. Сложение десятичных дробей» На доске записать пример из учебника с.60 3,44+7,28= Интерактивная модель (ЭП) «Сложение десятичных дробей» | Учитель знакомит учащихся с целью урока: - повторить разрядные единицы десятичных дробей, -ввести правила сложения десятичных дробей, -научиться складывать десятичные дроби, выполнять оценку и прикидку суммы десятичных дробей. Предлагает открыть полученные тетради, записать число и тему урока. Задаёт вопросы учащимся: -К чему сводится фактически это вычисление, если убрать запятую? -Сколько цифр оказалось после запятой в данной сумме? - Сколько их содержалось в каждом слагаемом? Как вы думаете? -Как можно сложить десятичные дроби столбиком, не приводя их к обыкновенным дробям? -А как найти дробей 3,5 и 12,74, у которых количество цифр после запятой различно? Комментирует и показывает решения примеров (сложение десятичных дробей с одинаковым количеством знаков и разным количеством знаков) | Записывают в тетради «Классная работа. Сложение десятичных дробей» Учащиеся в рабочих тетрадях выполняют предложенный пример в обыкновенных дробях, ответ записывают в виде десятичной дроби. -Если убрать запятую, то вычисления сводятся к сложению натуральных чисел. -В данной сумме после запятой оказалось две цифры. -В каждом слагаемом было по две цифры после запятой. -Чтобы сложить десятичные дроби столбиком надо: -записать дроби в столбик, разряд под разрядом, запятую под запятой; выполнить сложение не обращая внимания на запятые; в сумме поставить запятую под запятой в данных дробях. 3,5 записать как 3,50 и выполнить сложение десятичных дробей в столбик. Прослушивают объяснение и пытаются сформулировать правило сложения десятичных дробей, у которых количество цифр после запятой различно. Находят формулировку правила в учебнике. | Работа с определениями. Работа с гипотезами. Анализ речевых конструкций |
Организации первичного закрепления | | | - Давайте поработаем в парах. Каждая пара будет решать задачи из учебника №161,162. Вызывает к доске двух учеников. Вызывает к доске по одному ученику на каждый номер для решения № 95 (а), 101(а, б),102,103,104 по тетради-тренажеру | Работающие у доски (скрытое решение) представляют свой вариант решения. Ребята работают в парах, совещаются, анализируют, делают выводы. Сверяют со своими записями и вносят, при необходимости, коррективы. Решают на местах и проверяют решения , записанные ребятами на доске | Моделирование, взаимодействие в парах, построение речевых конструкций, формирование ответственности за коллектив |
Творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выводу . Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. | На экране: 8,05; 42,67; ; 32,41; ; 102,45; ; 5,03
| Проводит физкультминутку: при появлении на экране десятичной дроби выполняете хлопок перед собой; если обыкновенная – то выполняете прыжок. Предлагает выполнить творческие задания из учебника №169(а), 170 | Учащиеся, стоя около своих парт, выполняют хлопки и прыжки. Дети из предложенного набора чисел составляют все возможные суммы и находят их значения. | Позитивное отношение к учебному процессу, умения эмоционального общения Осознание роли приобретенных знаний |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | | - Какие задачи мы решали сегодня на уроке? - Где в обычной жизни мы с вами сталкиваемся с необходимостью складывать десятичные дроби? | Мы решали задания на сложение десятичных дробей. С необходимостью сложения десятичных дробей мы встречаемся при определении веса покупок в магазине и на рынке, при оплате покупок, при расчёте коммунальных платежей. | Применение знаний в решении практической задачи. |
Информирования о домашней работе | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | Домашний проект на вычисление стоимости покупки продуктов на 1 день. | Записывают задание в дневники | Планирование и прогнозирование, самоопределение через выбор |
Рефлексии | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учебник открыт на стр. 60−61, на экране рубрика «Вопросы и задания» | - На какой из вопросов раздела «Вопросы и задания» получены ответы сегодня на уроке, и на какие вопросы раздела вы можете теперь ответить? | Указывают, читают и отвечают на вопросы рубрики | Оценивание проделанной работы, оценивание целесообразности, объяснение причин успехов и неудач |
- Повторите, как выполнить сложение десятичных дробей? | Чтобы сложить десятичные дроби столбиком надо: -записать дроби в столбик, разряд под разрядом, запятую под запятой; -если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписывая справа нули; -выполнить сложение, не обращая внимания на запятые; -в сумме поставить запятую под запятой в данных дробях. |