Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Решение задач с помощью систем второй степени"»
9 класс
Тема урока:
«Решение задач с помощью систем второй степени»
Ход урока.
I.Устно .
1) Является ли решением уравнения х+2у=5 пара чисел
А(0;1) Б(3;-1) В(-1;-3)
2) Решить систему уравнений
{х2-2у2=14
{х2+2у2=18
3) Окружность, изображённая на рисунке ,задана уравнением: х2+у2=9.
Используя этот рисунок определите какая из систем не имеет решения.
1.{х2+у2=9 2.{ х2+у2=9 3.{х2+у2=9 4. { х2+у2=9
{у=3х { у-2-х { у=5+х { у=-3.
4).Задача.1-я труба заполняет бассейн за 6 ч. ,2-я за 8ч.,а 3-я выкачивает воду за 4ч. За какое время три трубы работая, совместно заполнят бассейн.
5)Задача .Разность двух натуральных чисел равно 7 , а их произведение равно 84. Найти эти числа.
2.Путешествие по страницам ГИА.
В.19,№21- Первый ученик{ х-у=3
{ х2+у2=25-2ху
В.11 ,№23- Второй ученик При каких значениях а прямая у=а имеет с графиком функции у=(х2–х-6) (х2-х-2):х2-4 ровно одну общую точку.
В9 №10 –Третий ученик. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 29.Один из катетов равен 21.Найти другой катет.
3. Объяснение нового материала.
Цели урока:1) Обучение составлению системы уравнений по условию задачи, 2)Развитие способности к содержательному обобщению и рефлексии, 3)Повышение интереса к решению текстовых задач.
Решить задачу двумя способами:
Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13см. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 7см больше другого.
1 способ – с помощью одной переменной:
Пусть один катет прямоугольного треугольника равен x см, а второй катет – (x + 7) см
Используя теорему Пифагора, составим уравнение:
Х2 + (x + 7)2 =132;
Х2 + x2 + 14x + 49 – 169 = 0;
2x2 + 14x – 120 = 0;
X2 + 7x – 60 = 0;
Д = 49 – 4*1*(-60) = 289
x1 = -12
X2 = 5
Корень x = - 12 не удовлетворяет условию x0.
Один катет равен 5 см, второй 12 см.
2 способ – с помощью введения двух переменных:
Пусть первый катет х см, а второй у см
x – y = 7;
X2 + y2 = 132;
Задача 2.
Прямоугольный газон обнесён изгородью, длина которой 30 м. Площадь газона 56 м2.Найдите длины сторон газона.
Пусть x м – длина газона,
y – ширина газона.
2(x + y) = 30,
x * y = 56;
x = 15 – y,
(15 – y) * y = 56;
y2 – 15y + 56 = 0
y1 = 7
x1 = 8
Ответ: 7 м, 8 м
Задача 3
Двое рабочих совместно могут выполнить заданную работу за 12 дней. Если первый рабочий сделает половину работы, а затем второй – вторую половину, то вся работа будет закончена за 25 дней. Сколько дней нужно каждому из рабочих в отдельности для выполнения работы?
A
t
N
I
+
II
1
12 дней
12 дней
поочередно
I
II
25дней
I
1
? дней
II
1
?дней
Пусть для выполнения всей работы первому рабочему потребуется x дней, а второму y дней, тогда за 1 день первый выполняет 1/x часть, а второй 1/y часть всей работы. Работая совместно, всю работу они выполняют за 12 дней. Таким образом 12(1/x + 1/y) = 1.
Пусть теперь работа выполняется рабочими поочерёдно. Тогда для выполнения половины всей работы первому потребуется ½:1/x= x/2 дней, а второму ½ :1/y = y/2 дней