Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | В начале урока высказывает добрые пожелания детям. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Начнем наш урок с логической задачи: У портного есть кусок сукна длиной 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?(Презентация, слайд 2) Слушает ответы учащихся | Приветствуют учителя. Устно решают предложенную учителем задачу. Слушают ответы одноклассников. Высказывают свое мнение. | Познавательные: - выстраивают логическую цепь рассуждений Коммуникативные: - слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения |
II .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии . Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации | Предлагает кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков»: КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ! (слайд 3) -Какую роль могла сыграть неправильно поставленная запятая для Виктора Перестукина? -А как вы думаете, как мультфильм связан с темой нашего урока? -В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. -Какие правила мы уже изучили, в которых требуется поставить запятую в нужном месте? (слайд 4) -1. Расставьте в следующих равенствах запятые: 32 + 18 = 5 736 – 336 = 4 14 ∙ 5 = 7 10, 8 : 3 = 36 12 ∙ 10 = 12 -Для проверки задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. -2. Вычислить устно(слайд 5) : 9, 396 ∙ 100; 2, 3754 ∙ 1000; 640, 75 ∙ 10000; 59, 87∙ 10. -3. Я хочу вам предложить задачу(слайд 6): В кафе пекут вкусные пирожные. Мне дали рецепт: Мука 2 кг Сахар 2 кг Яйцо 30 штук Масло 1кг Сгущенка 0, 4 кг Из одной порции получается 80 штук. Я хочу попробовать испечь пирожное дома. Мне нужно уменьшить рецепт в 10 раз. -Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество продуктов в 10 раз? -Как вы можете это сделать? -Почему у вас возникло затруднение? ПРОБЛЕМА: мы обнаружили, что у нас нет быстрого, удобного, устного способа деления десятичных дробей на 10 и 100. (слайд 7) Сформулируйте цель вашей деятельности. Сегодня на уроке, я хочу: повторить … выяснить … понять … узнать … научиться применять… | После просмотра мультфильма отвечают на вопросы учителя. Проверка: по одному человеку у доски объяснение постановки запятой с проговаривание правила. (взаимопроверка: меняются тетрадями в парах, на полях балл за правильный ответ). Ответы учеников с места. Ответ: нужно все разделить на 10. Ответы учеников: нужно перевести величины в более мелкие единицы. Устно решить трудно. Формулируют цели урока и тему урока: Цель: Построить быстрый способ деления десятичных дробей на 10 и 100, научиться применять, построенный способ. Тема: Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 Записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные: -определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, - обнаруживают и формулируют проблему с помощью учителя Коммуникативные: - оформляют свои мысли в устной и письменной речи, - осуществляют взаимопроверку |
III. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) . Цель: .Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала | Мы с вами знаем, что у большинства задач есть несколько способов решения. Придумайте, как можно решить эту задачу? Но это занимает много времени. Мы можем научиться делать всё гораздо быстрее. Я предлагаю вам открыть быстрый способ деления на 10, 100, … Для этого поработайте в парах по предложенному плану. Карточка: 1.Выполните деление по правилу деления десятичной дроби на натуральное число: 123,4:10; 12,34:10; 1,234:10; 123,4:100; 12,34:100; 1,234:100; 2. Найдите закономерность. 3. Сделайте вывод. Ребята, какой вывод вы сделали? В этом и есть секрет нашего урока! Давайте обратимся к учебнику и прочтем правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | Предлагают способ: сначала килограммы переведём в граммы, а затем разделим полученные числа на 10. Решают задачу. Карточки с планом действий на партах. Работа в парах. Формулируют вывод, читают правило в учебнике, проговаривают в парах друг другу. | Познавательные: - находят закономерность; -делают выводы; Регулятивные: -работают по плану; -применяют правило; -сравнивают результаты с эталоном; Коммуникативные: -организовывают учебное сотрудничество в паре; -учатся подтверждать аргументы фактами; Личностные: - толерантное отношение к позиции другого |
IV. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания | 1. Выполните деление: (слайд 8) а) 7,504:10; б) 25,307: 1000; в) 0,0368:100; г) 0,56:10000 2. Выполните деление в рецепте для пирожного Мука 2 кг Сахар 2 кг Яйцо 30 штук Масло 1кг Сгущенка 0, 4 кг | Класс выполняет задание в тетрадях. У доски ученики проговаривают решение примеров. | Познавательные; - применяют правило Коммуникативные: -слушают других учащихся; -оформляют свои мысли в устной и письменной речи; |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) Цель: Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. | Итак, сейчас мы посмотрим, как вы поняли: где надо ставить запятую. У Вас имеются карточки ( 2 варианта). Вариант № 1 Выполните деление: а) 12,604:10; б) 237,107: 1000; в)0,0215:100; Вариант № 2 Выполните деление: а) 24,112:10; б) 145,203: 1000; в)0,0746:100; | Выполняют самостоятельную работу по вариантам. Сравнивают свое решение с эталоном. | Познавательные: - применяют правило Регулятивные: - осуществляют самооценку - определяют качество и уровень усвоения нового знания |
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Правила деления и умножения на 10, 100, 1000 помогают легко переходить от крупных единиц измерения к более мелким и обратно. Рассмотрите схему перевода единиц длины и массы и выполните перевод. Работаем в парах. (текст на партах). (слайд 9) 7, 583 м = (7, 583∙100) = 758, 3 см 6537 м= (6537:1000) =6, 537км 6537ц = (6537:10) =653, 7 т Запишите: (слайд 10) 7, 3456 м в сантиметрах, миллиметрах; 6, 043 т в центнерах, килограммах; 346 мм в сантиметрах, метрах; 73, 6 кг в центнерах, тоннах. (слайд 11) | По окончании самостоятельной работы, с помощью ответов на интерактивной доске осуществляют взаимопроверку (обмениваются карточками с соседом по парте) Выставляют оценки друг другу по критериям, записанным на доске. | Регулятивные: - осуществляют взаимопроверку; - учатся оценивать результаты других по имеющимся критериям; Познавательные: - учатся применять полученные знания в новой ситуации; |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей? - Где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания? -Мне кажется, что Вы сегодня хорошо потрудились. -Оцените работу на уроке. (слайд 12) сегодня я узнал… было интересно… было трудно… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Дают оценку результатам работы на уроке, выставляют оценки по желанию в дневник. | Регулятивные: - делают самооценку результатов своей деятельности и всего класса; Личностные: -анализируют свои успехи/неуспехи в познавательной деятельности |
VIII. Домашнее задание | Выучить правило на стр. 209, выполнить №1375(и,к,л,м), составить свою карточку по теме, решить ее. (слайд 13) | Записывают домашнее задание в дневник | |