kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике в 9 классе "График квадратичной функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект может использовать любой учитель математике по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 9 классе "График квадратичной функции"»

Урок по теме «Графики функций у = ах2 + n и

у = а(х-m)2»

Пояснительная записка

Данный урок является первым из двух уроков, которые отводятся на изучение темы «Графики функций у=ах2+п и у=а(х-т)2» Преподавание ведётся по учебнику « Алгебра, 9», Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова. Данная тема включена в главу «Квадратичная функция». Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а уже затем рассматриваются частные виды у=ах2+п и у=а(х-т)2.Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся понимали, что график функции у=ах2+bx+c может быть получен из графика функции у=х2 с помощью соответствующих преобразований относительно осей координат.

Цель урока: выработать умение строить график функции у=ах2+bx + c помощью параллельных переносов.

Образовательные задачи урока:

  • способствовать развитию у учащихся навыков чтения и построения графиков функций;

  • формировать навык простейших преобразований графиков функций;

Развивающие задачи урока:

  • развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся,

  • создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать культуру умственного труда;

  • воспитывать культуру коллективной работы;


Ход урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке


Приветствует учащихся, выясняет отсутствующих.

Приветствуют учителя.


  1. Проверка домашнего задания

Цель:

  • выяснение того, кто из учащихся справился с заданием и готов к усвоению нового материала;

- проверка правильности выполнения задания;

№ 102. Площадь поверхности куба у (см2) зависит от ребра куба х (см). Задайте эту зависимость формулой. Постройте ее график и найдите по графику:

а) поверхность куба, если его ребро равно 0,9 см; 1,5 см; 1,8 см;

б) длину ребра, если поверхность куба равна 7 см2; 10 см2; 14 см2;

Выясняет:

  • кто не справился с заданием;

  • причины затруднений;

  • кто выполнил задание .

Называют причины затруднений при выполнении задания.

Возможные затруднения:

при нахождении ординат точек пересечения;

при построении графиков заданных функций

Проверяют правильность решения задачи по предложенному образцу.






  1. Постановка цели урока.

  2. Устная работа.

Цель:

-актуализация опыта учащихся по данной теме;

-подготовка учащихся к усвоению нового материала;

-организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся.






Сегодня на уроке мы обобщим накопленные знания о квадратичной функции. С одним из видов которой вы знакомы - это функция у = ах2, и рассмотрим квадратичную функцию вида у = ах2 + Ьх + с.


Ответы:

* Некоторые математические величины связаны зависимостью у = ах2, на­пример, площадь круга от его радиуса.



Вопрос:

Сколько необходимо задать точек, чтобы построить график функции

у=ах2?


Ответы:

- составить таблицу значений из 5-7 точек, симметричных относительно оси у;

- вершину О(0;0) и еще 2-3 точки на одной из ветвей параболы.















Вопрос: Как с помощью графика у=х2 построить: а) у=2х2; б) у = х2;

в) у= -2х2

Учитель на доске демонстрирует соответствующие преобразования

а) графика функции у=х2 в у=2х2





б) графика функции у=х2 в у=х2













в) графика функции у=2х2 в у= -2х2








Ответы:


График функции у = af(x) можно получить из графика функции у = f(х) с помощью растяжения от оси х в а раз, если а 1, и с помощью сжатия к оси х в 1/а раз, если 0 а



















График функции у = -f(x) можно получить из графика функции у=f(х) с помощью симметрии относительно оси х.


  1. Работа с классом

Цель:

- развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;

- воспитание культуры коллективной работы.














Учитель. Как построить график функции у=ах2+bx+c с заданными коэффициентами?


Постройте график функции заданной формулой у = х2 - 4

Какую кривую представляет построенный график?



Ответ.

Взять достаточно большое количество точек.



Учащиеся пытаются построить график заданной функции.

Параболу.




Учитель.

Обратите внимание на расположение парабол. Запиши­те на листе все вопросы, которые возни­кают при исследовании зависимости между расположением параболы и функ­цией.



Через 4-5мин слушаем ответы.

Некоторые вопросы, которые задают уча­щиеся:

  • От чего зависит расположение вершины параболы?

  • Что может влиять на вид пара­болы?

  • В каких случаях парабола пересекает ось абсцисс, касается ее или не пересекает?

  • Сколько достаточно знать точек, чтобы построить график любой квадратичной функции?


Таблица 1

х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

-4,5

-2

-0,5

0

-0,5

-2

-4,5


Таблица 2

х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

-0,5

2

3,5

4

3,5

2

-0,5






Учитель. Рассмотрим исследование функции у=ах2+bх+с на примере № 106 а) у = - х2 + 4

Сравним таблицы значений для функций у= - х2 и у= - х2 + 4.





Учащиеся заполняют таблицы (один ученик работает у доски), сравнивают полученные значения и делают вывод, что для любого значения х значение второй функции на 4 единиц больше соответствующего значения первой. Значит, график второй функции есть также парабола, полученная переносом графика первой функции вверх параллельно оси ординат на 4 единиц.



Учитель с помощью доски демонстрирует параллельный перенос.


Учитель предлагает учащимся построить график функции у= - х2-3

Учащиеся выполняют построение в тетрадях с помощью шаблонов.


Учащиеся выполняют построение в тетрадях с помощью шаблонов, в той же координатной плоскости.

  • - Какова область определения функции?

  • - Какова область значений функции?

  • Указать промежутки возрастания и убывания функции.

  • Какая прямая является осью симметрии функции?

  • Чему равно наименьшее значение функции?


Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, записанные на классной доске.


Учащиеся отвечают на вопросы, сравнивают свойства функций.


Делают вывод: график функции у = ах2 + n является параболой, ко­торую можно получить из графика функции у = ах2 с помо­щью параллельного переноса вдоль оси у на n единиц вверх, если n 0, или на n единиц вниз, если n




Таблица 1.

х

-3

-2

-1

0

1

2

3

у

9

4

1

0

1

4

9



Таблица 3.


х

2

3

4

5

6

7

8

у

9

4

1

0

1

4

9


Учитель. Теперь рассмотрим функцию у=(х-5)2.Для этого в одной системе координат построим графики функций у= х2 и у=(х-5)2.Таблица значений для первой функции заполнена, составим таблицу значений второй функции. При этом в качестве значений аргумента выберем те, которые на 5 больше соответствующих значений аргумента в таблице 1.

Учащиеся заполняют таблицу(один ученик у доски) и замечают, что значения аргумента изменились, а соответствующие значения функции те же, что и записанные во второй строке таблицы 1.



Учитель с помощью доски демонстрирует параллельный перенос или предлагает это сделать учащимся







Далее учащиеся строят график, отметив точки, координаты которых указанные в таблице 3. Один ученик выполняет построение на доске.

Замечают, что если переместить каждую точка графика функции у=х2 на 5 единицы вправо, то получим график функции у=(х-5)2.


Учащиеся отвечают на вопросы, сравнивают свойства функций.



Учитель предлагает учащимся построить график функции у=(х+3)2

Учащиеся делают вывод: график функции

у =а(х-т)2 является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах2 с по­мощью параллельного переноса вдоль оси х на т единиц вправо, если т о, или на т единиц влево, если т



6.Закрепление полученных знаний.


№ 109(а,г)

Учитель координирует действия учащихся, помогает проговаривать и обосновывать выполняемые преобразования

Учащиеся выполняют преобразования в тетрадях с помощью шаблонов, розданных учителем. По очереди выполняют преобразования на доске.

7. Самостоятельная работа

Цель:

-формировать умения по заданной формуле строить графики функций у = ах2 + n и у =а(х-т)2

Самостоятельная работа.

Используя шаблон параболы у = х2, постройте график функции:

а) у = - х2 + 3, б) у = (х – 2)2, в) у = - х2 – 4.

Учитель консультирует тех учащихся, которые затрудняются при выполнении задания, выбирает помощников –консультантов из числа справившихся с заданием.

Демонстрирует правильное решение(к каждому графику подвигаем соответствующую формулу)

Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

Помощники - консультанты помогают затрудняющимся

8. Подведение итогов.


Домашнее задание:п.6, № 106( б, в), 111 (а).

Учитель обращается к учащимися с просьбой проговорить изученные правила построения графиков. Задает домашнее задание

Учащиеся проговаривают основные правила преобразований графиков и записывают домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по математике в 9 классе "График квадратичной функции"

Автор: Белов Владимир Геннадьевич

Дата: 12.10.2017

Номер свидетельства: 432137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Интегрированный  урок информатики и математики в 8 классе. Тема: Графики квадратичных функций  y=ax2+n и y=a(x-m)2 "
    ["seo_title"] => string(118) "intieghrirovannyi-urok-informatiki-i-matiematiki-v-8-klassie-tiema-grafiki-kvadratichnykh-funktsii-y-ax2-n-i-y-a-x-m-2"
    ["file_id"] => string(6) "110100"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405531115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Урок алгебры в 9 классе "Аал Луук мас графиками квадратичной функции (Построение графиков линейной функции)""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_alghiebry_v_9_klassie_aal_luuk_mas_ghrafikami_kvadratichnoi_funktsii_postro"
    ["file_id"] => string(6) "406027"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491201927"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Обобщение передового педагогического опыта.Применение элементов групповых и коллективных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(148) "obobshchieniie-pieriedovogho-piedaghoghichieskogho-opyta-primienieniie-eliemientov-ghruppovykh-i-kolliektivnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "140111"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417878913"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока "Функция: просто, сложно, интересно" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-funktsiia-prosto-slozhno-intieriesno"
    ["file_id"] => string(6) "155939"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421339430"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по математике на тему: Построение графика квадротичной функции"
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-postroieniie-ghrafika-kvadrotichnoi-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "248692"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446750995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства