Организация начала урока Приветствие Настрой на урок | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна! Сегодня урок математики проведу у вас я. - Давайте улыбнёмся друг другу. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме - форме путешествия. На уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и старательность. | Приветствуют учителя. Садятся на места. - Настраиваются на работу и проверяют свои рабочие места. | Личностные УУД: Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу | Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать речь других. |
Молодой поморо Михайло Ломоносов Задание № 1, стр. 25 2.2 Задание № 2, стр. 25 | 26 июля 1755 года в Москве был торжественно открыт Московский университет. Так образованные россияне продолжили дело, начатое Петром Великим. Одним из таких людей был Михаил Васильевич Ломоносов – первый из русских ученых, ставший вровень с великими учеными Европы и завоевавший мировую славу. Откройте учебники на стр. 25 и найдите текст «Молодой помор Михайло Ломоносов», прочитайте. Чтобы расшифровать название острова, на котором жила семья поморов Ломоносовых, нужно выполнить задание под номером 1. 786 х 124 = 97464 (К) 43600 : 40 = 1090 (А) 709 х 150 = 106350 (С) 3920 : 70 = 56 (Р) 206 х 302 = 62212 (У) 3420 : 90 = 38 (В) 10350 : 50 = 207 (Т) 34500 : 300 = 115 (О) Задача: Чтобы перевезти товары из Архангельска в Пустозерск, купцы платили по 3 денежки за пуд груза. Артельщики подрядились перевезти 24 тюка и 26 ящиков с товаром: всего 5400пудов груза. Масса тюка и ящика одинаковая. Сколько денег запросили артельщики за перевоз всех тюков? Решение: Каждый тюк весит: 5400 : (24 + 26) = 5400 : 50 = 108 пудов. За каждый тюк нужно заплатить: 108 х 3 = 324 денежки. За 24 тюка заплатил: 324 х 24 = 7776 денежек. Ответ: 7776 денежек заплатили за 24 тюка. | Разбирают задачу, высказывают свое предположение на основе работы. | Личностные УУД: - Формировать умение не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи - Формировать умение понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. | Коммуникативные УУД: 1. развитие умения слушать и понимать других; 2. развитие умения оформлять свою мысль в устной и письменной речи; 3. развитие умения отвечать полным ответом; 4. развивать умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов |
Годы учебы Задание № 1, стр. 27 3.2 Задание № 4, стр. 27 | Юный Михаил с детства пристрастился к чтению книг. Сначала он учился у местного дьячка (см.прил.), потом самостоятельно прочитал и выучил «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. Эти две книги потрясли юношу. Ломоносов захотел учиться самым разным наукам, но это можно было сделать только в Москве. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Догнав купцов, будущий учёный последовал с ними в Москву. Задача: За три недели караван должен был пройти 1200 вёрст до Москвы. Первые 420 вёрст он проходил по 60 вёрст в день, останавливаясь только на ночь. На второй неделе пути караван задержался на одном из постоялых дворов на 4 дня. С какой скоростью он должен был идти оставшееся время, чтобы прийти в Москву вовремя? Решение: 420 верст караван прошел за : 420 : 60 = 7 дней. После стоянки у них осталось : 21 – 7 - 4 = 10 дней. Им осталось пройти: 1200 – 420 = 780 верст. Они должны идти со скоростью: 780 : 10 = 78 верст в день. Ответ: 78 верст в день должен проходить караван. скву. В Москве Михайло Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения, в котором изучали славянский, греческий, латинский язык, географию, историю, математику, философию и богословие. Как вы думаете, как называлось это учебное заведение? (АКАДЕМИЯ) Задача: В день студент этого учебного заведения получал алтын кормовых денег. 2/5 денег, полученных за год, он тратил на перья и бумагу, треть - на еду. Смог бы он на оставшиеся деньги купить сапоги ,стоимостью в 3 рубля? Решение: Алтын это 3 копейки, за год студент получает: 365 х 3 = 1095 копеек. На перья и бумагу он потратил : 1095 : 5 х 2 = 219 х 2 = 438 копеек. У него осталось : 1095 – 435 = 657 копеек. Ответ: студент может купить себе сапоги. | Разбирают задачу, высказывают свое предположение на основе работы. | Личностные УУД: - Формировать умение не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи - Формировать умение понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. | Коммуникативные УУД: 1. развитие умения слушать и понимать других; 2. развитие умения оформлять свою мысль в устной и письменной речи; 3. развитие умения отвечать полным ответом; 4. развивать умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов |
Ученый и инженер Задание № 2, стр. 28 4.2 Задание № 5, стр. 27 | Задача: В лаборатории Ломоносова были получены мозаичные составы. Для того чтобы сделать 3 квадратных фута мелкой мозаики, требовалось 36 футов мозаичного состава. Сколько мозаичного состава потребовалось для мозаичной столешницы шириной 3 фута и длинной 8 футов? Решение: Для 1 квадратичной мозаики требуется: 36 : 3 = 12 фунтов. Площадь столешницы равна: 3 х 8 = 24 Для этого потребуется : 24 х 36 = 864 мозаичного состава. Ответ: 864 мозаичного состава требуется для столешницы. Михаил Ломоносов в числе лучших российских студентов изучал химию и горное дело. А в какой стране он это изучал, нам расшифровать поможет задание № 5 на стр. 27. | Разбирают задачу, высказывают свое предположение на основе работы. | Личностные УУД: - Формировать умение не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи - Формировать умение понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. | Коммуникативные УУД: 1. развитие умения слушать и понимать других; 2. развитие умения оформлять свою мысль в устной и письменной речи; 3. развитие умения отвечать полным ответом; 4. развивать умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов |
Итог урока | - Что мы сегодня делали? - У кого – нибудь были затруднения? В чем? - Что осталось непонятным? - Ребята, вам понравился урок? - С каким настроением уходите с урока? | | Личностные УУД: Формировать умение понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. | Регулятивные УУД: Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: Совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме |
Организованное завершения урока | - Ребята, мне понравилось с вами работать. На уроке вы были активными, старательными, любознательными. Желаю вам успехов в учебе, спасибо за урок, до свидания! | - Прощаются с учителем | Личностные УУД: Воспитывать уважительного отношения друг к другу | |