Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике»
4 касс МАТЕМАТИКА
Урок99 Умножение на двузначные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала (учебник, с. 51)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений применять алгоритмы письменного умножения на двузначные и трехзначные числа, решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям, на нахождение четвертого пропорционального, соотносить единицы длины, массы, времени и площади.
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритмы письменного умножения на двузначные и трехзначные числа, решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям, на нахождение четвертого пропорционального, соотносить единицы длины, массы, времени и площади.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; аудиозапись (опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко»), изображение героев сказки, карточки с математическими заданиями, перфокарты.
Основные понятия и термины: умножение на двузначные и трехзначные числа.
организационная структура (сценарий) урока
I. Организация начала урока.
Жили-были
Старик и старуха…
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть –
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
II. Сообщение цели урока.
– На прошлых уроках вы научились умножать многозначные числа на двузначное и трехзначное число. Мы разобрали особенности умножения чисел, в записи которых есть нули. Сегодня эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы? (Да.)
– Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену Прекрасную. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики». (Музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».)
Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась речка, а моста нет. Только веревка с одного конца в другой протянута, а на веревке той задания. Справится с ним Иван Царевич – значит удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану Царевичу. (Учащиеся по одному выходят к доске снимают задания, устно выполняют их.)
III. Устный счет.
1. Выполнение заданий.
• 16 увеличить в четыре раза. (64.)
• Найти частное 96 и 12. (8.)
• Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см? (64.)
• Сколько кг в 6 центнерах? (600.)
• Какое число в 12 раз больше 5? (60.)
• Произведение чисел 70 и 50 уменьшить в 100 раз. (35.)
• Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз. (4900.)
2. № 202.
IV. Решение примеров на умножение двузначных и трехзначных чисел.
– С вашей помощью Иван Царевич миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана Царевича к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне с примерами. Умножать я умею, а что с нулями делать, никак не пойму». (Учащиеся письменно решают примеры. Два ученика работают у доски.)
№ 198, 199.
V. Решение задачи на движение в противоположные стороны.
– «Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет,– говорит Иван Царевич, – мне надо добраться до него как можно скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитать ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу». (На доске плакат с чертежом.)
Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
– Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость? (Учащиеся записывают решение самостоятельно.)
VI. Индивидуальная работа с перфокартами.
– Молодец, Иван Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть Кощея, хранится во дворце, в шкатулке под троном. А чтобы войти во дворец, надо справиться с замком. Для этого нужно преобразовать величины.
5 км = … м 9 т = … кг
900 дм = … м 6 т 5 ц = … кг
300 см = … м 2 мин 30 с = … с
800 ц = … кг 16 га 8 а = … м2
9 км2 = … м2 4 000 г = … кг
2 мин = … с 3 а = … м2
1 мин 30 с = … с 6 га = … м2
VII. Геометрический материал.
– Поблагодарил Иван Царевич Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился возле огромного камня, который лежал на развилке двух дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит: на камне написано задание. (С. 51, № 203.) Понял Иван Царевич, что надо его выполнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка. (Учащиеся вырезают квадрат со стороной 12 см, разделяют перегибанием на четыре равных треугольника и находят площадь каждого из них.)
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка. Шагать.
Стоит задом наперед, Выполнить поворот.
В той избушке есть старушка, Выполнить наклоны.
Бабушка Яга зовут. Выполнить поворот обратно.
Нос крючком, Показать нос.
Глаза большие, Показать глаза.
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! Погрозить пальцем.
Дыбом волосы стоят! Поднять руки вверх.
VIII. Решение задачи на нахождение площади фигуры.
– Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван Царевич, и решил притворится добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван Царевич справился с заданием, разгадал секрет замка, нажал нужную кнопку.
– Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: «За невестой пришел, Иван Царевич? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одну задачку. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван Царевич. Говорит Кощей: «Видишь ты, что у меня два опытных участка. Реши задачи про них».
№ 200.
На доске делается краткая запись.
С 1 м2
S участков
Всего кг
1-й уч.
Одинак.
200 м2
? на 1500 кг м.
2-й уч.
300 м2
?
1) 300 – 200 = 100 (м2).
2) 1500 : 100 = 15 (кг).
3) 15· 300 = 4500 (кг).
4) 15 · 200 = 3000 (кг).
Ответ: 4500 кг картофеля собрали с первого участка, 3000 кг картофеля – со второго.
С 1 м2
S участков
Всего кг
1-й уч.
Одинак.
200 м2
? 7500 кг
2-й уч.
300 м2
?
1) 300 + 200 = 500 (м2).
2) 7500 : 500 = 15 (кг).
3) 15· 300 = 4500 (кг).
4) 15 · 200 = 3000 (кг).
Ответ: 4500 кг картофеля собрали с первого участка, 3000 кг картофеля – со второго.
Решил Иван Царевич задачу, но Кощей Бессмертный не хотел выполнять своего обещания. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом подобрался Иван Царевич к шкатулке. Схватил шкатулку, открыл ее, взял иглу и переломил. Кощей Бессмертный упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Похвалила Елена Прекрасная Ивана Царевича, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
IX. Подведение итогов.
– Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? А урок математики вам понравился?
– Вы сегодня на уроке старательно работали.
Домашнее задание: с. 51, № 201, примеры внизу страницы.