kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока Первый признак равенства треугольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Первый признак равенства треугольников

7 класс

Учебник: : Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы (Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и другие) — М. : Просвещение, 2000.

Учебная задача урока:

I.               Найти способ доказательства равенства треугольников, имеющих соответственно по две равные стороны и угол между этими сторонами;

II.            Ввести понятие «теорема», логическую структуру формулировки теоремы, что называется «доказательством», «метод доказательства».

III.         Выделить схему доказательства.

Ожидаемые результаты урока

  • В результате ученик:
  • Знает формулировку первого признака равенства треугольников;
  • Знает, что такое «теорема»;
  • Знает логическое строение теоремы;
  • Знает, что такое доказательство;
  • Знает, что бывают разные методы доказательства;
  • Осознаёт идею доказательства: использование приёма наложения треугольников;
  • Умеет доказывать первый признак равенства треугольников;
  • Умеет выделять равные треугольники, используя определение и первый признак равенства треугольников (по готовым чертежам).

Структура урока.

1. Организационный момент — готовность учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний определение равных фигур ( треугольников) — фронтальная работа по готовым чертежам. Мотивация введения первого признака — решение конкретно практической задачи.

З. Содержательный этап: формулировка первого признака, запись доказательства.

4. Этап осознания и осмысления теоремы и её доказательства: фронтальная работа по выявлению равных треугольников по первому признаку по готовым чертежам.

5. Первичное закрепление первого признака: выделение шагов в решении задачи на доказательство равенства треугольников.

6. Подведение итогов урока, прёдъявление домашнего задания.

Методы обучения:

1. По источнику передачи и восприятия информации: словесные (эвристическая беседа); практические: поиск равных треугольников по готовым чертежам;

2. По логике изложения: дедуктивный;

3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично поисковый, репродуктивный;

4. По степени управления учебной деятельностью: под руководством учителя через систему целесообразно подобранных задач;

5. Методы мотивации: создание проблемной ситуации;

6 Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль на этапе осознания и осмысления

новой теоремы при распознавании пар равных треугольников по первому признаку.

Оборудование урока.

Треугольный вырез для изображения треугольников у учителя и у учащихся; цветные мелки; рисунки на доске: рисунки для этапа осознания и осмысления нового, рисунки для первичного закрепления первого признака равенства треугольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока Первый признак равенства треугольников"»

§3 Конспект урока «Первый признак равенства треугольников»

7 класс

Учебник: : Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы (Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и другие) — М. : Просвещение, 2000.

Пункт 15.

Учебная задача урока:
  1. Найти способ доказательства равенства треугольников, имеющих соответственно по две равные стороны и угол между этими сторонами;

  2. Ввести понятие «теорема», логическую структуру формулировки теоремы, что называется «доказательством», «метод доказательства».

  3. Выделить схему доказательства.

Ожидаемые результаты урока
  • В результате ученик:

  • Знает формулировку первого признака равенства треугольников;

  • Знает, что такое «теорема»;

  • Знает логическое строение теоремы;

  • Знает, что такое доказательство;

  • Знает, что бывают разные методы доказательства;

  • Осознаёт идею доказательства: использование приёма наложения треугольников;

  • Умеет доказывать первый признак равенства треугольников;

  • Умеет выделять равные треугольники, используя определение и первый признак равенства треугольников (по готовым чертежам).

Структура урока.

1. Организационный момент — готовность учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний определение равных фигур ( треугольников) — фронтальная работа по готовым чертежам. Мотивация введения первого признака — решение конкретно практической задачи.

З. Содержательный этап: формулировка первого признака, запись доказательства.

4. Этап осознания и осмысления теоремы и её доказательства: фронтальная работа по выявлению равных треугольников по первому признаку по готовым чертежам.

5. Первичное закрепление первого признака: выделение шагов в решении задачи на доказательство равенства треугольников.

6. Подведение итогов урока, прёдъявление домашнего задания.

Методы обучения:

1. По источнику передачи и восприятия информации: словесные (эвристическая беседа); практические: поиск равных треугольников по готовым чертежам;

2. По логике изложения: дедуктивный;

3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично поисковый, репродуктивный;

4. По степени управления учебной деятельностью: под руководством учителя через систему целесообразно подобранных задач;

5. Методы мотивации: создание проблемной ситуации;

6 Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль на этапе осознания и осмысления

новой теоремы при распознавании пар равных треугольников по первому признаку.

Оборудование урока.

Треугольный вырез для изображения треугольников у учителя и у учащихся; цветные мелки; рисунки на доске: рисунки для этапа осознания и осмысления нового, рисунки для первичного закрепления первого признака равенства треугольников.

Ход урока.

К уроку учащиеся строят два треугольника: (на отдельном листе) ∆АВС, у которого: АВ=4 см, АС = З см, 0 и ∆А1В1С1, у которого: А1В1 = 4 см, А1С1 = З см, 1=500.И эти треугольники необходимо вырезать.

Учитель. На прошлом уроке мы с вами изучили новое понятие — понятие равных треугольников и вывели следствие из определения равных треугольников. Сформулируйте это определение и следствие из него.

Ученики: Определение: если один треугольник можно совместить наложением с другим треугольником, то такие треугольники называются равными.

Следствие: В равных треугольниках против равных углов лежат соответственно равные стороны.

Учитель: Хорошо. Ребята, каким же образом можно установить, что два треугольника равны?

Ученики: Наложением или измерить шесть элементов в одном треугольнике, а затем в другом и посмотреть совпадают ли соответствующие элементы.

Учитель: Неудобно, это очень долго. Нет ли какого другого способа?

На практике используется следующий способ.

Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, между которыми нельзя пройти по прямой, выбирают такую точку С, из которой можно пройти и к точке А и к точке В, и из которой видны обе эти точки. Провешивают расстояния АС и ВС, продолжают их за точку С и отмеряют СА1=АС и СВ1=ВС. Тогда отрезок А1В1 равен искомому расстоянию.

Какое возникает предположение?

Ученики: Так как АС = А1С1 и ВС = В1С1, 1С1В1 как вертикальные, то скорей всего то возникает предположение, что треугольники равны. А из равных треугольников будет следовать равенство соответствующих сторон.

Учитель: Сформулируйте предположение.

Ученики: Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

Учитель: Ребята посмотрите на треугольники, которые вы дома должны были заготовить и сравните их.

Ученики: Эти треугольники равны, так как они полностью совместились.

Учитель: Какова особенность у этих треугольников?

Ученики: У этих треугольников есть две пары равных сторон и пара равных углов между этими сторонами.

Учитель: Правильно. Для этих конкретных треугольников предложение, которое вы сформулировали истинно.

Будет ли истинно это предложение для любых треугольников, для которых выполняются эти условия?

Ученики: Для треугольников, которые мы построили дома, это утверждение выполняется.

Ученики высказывают свои предположения, о том верно ли сформулированного предложения.

Учитель: Интуиция подсказывает, что сформулированное предложение будет верно для любых треугольников.

Давайте рассмотрим два равных угла: 1. На одной стороне угла А отметим точку В, а на другой — точку С. И на одной стороне угла А1 отметим точку В1, так чтобы АВ=А1В1, а на другой — точку С1, так чтобы АС = А1С1.

Итак мы хотим установить равенство треугольников АВС и А1В1С1. Ребята, что мы можем использовать, чтобы установить равенство треугольников?

Ученики: Определение равных треугольников.

Учитель: Верно. Ребята ещё раз посмотрите на данный рисунок и назовите, какие пары элементов соответственно равны в этих треугольниках?

Ученики: АВ = А1В1, АС=А1С1, 1.

Учитель: действительно, в треугольниках выделены две стороны и угол между ними. Можно сказать и так: две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника.

Как сформулировать задачу, которую нам предстоит решать?

Ученики: Найти способ доказательства равенства треугольников по двум сторонам и углу между этими сторонами по определению.

Учитель: Хорошо в правой части тетрадного листа сделайте рисунок, который дан на доске, пользуясь «вырезом». Запишите, что дано и что нам надо доказать.

С помощью чего будем доказывать равенство треугольников?

Ученики: С помощью определения.

Учитель: По определению, какие треугольники называются равными?

Ученики: Которые совпадут при наложении.

Учитель: Как же проверить совпадут ли треугольники при наложении?

Ученики: Нужно наложить треугольник АВС на треугольник А1В1С1 и посмотреть совпадут они или нет.

Учитель: Верно. Ребята наложение треугольников можно использовать, если выполняются некоторые условия: когда есть равные углы и можно быть уверенным в том, что совместятся соответствующие лучи.

В нашем случае мы можем наложить треугольник АВС на треугольник А1В1С1?

Ученики: Можем, так как 1.

Учитель: Верно. Так как 1, то вершины А и А1 совместятся, а стороны АВ и АС наложатся соответственно на лучи А1В1 и А1С1.

Ребята, что нам ещё дано в условии?

Ученики: АВ = А1В1.

Учитель: Правильно. Так как АВ = А1В1 то сторона АВ совместится со стороной А1В1, то есть точка В совместится с точкой В1.

Какое мы ещё не использовали условие задачи?

Ученики: АС=А1С1.

Учитель: Из того, что АС=А1С1 следует, что сторона АС совместится со стороной А1С1, то есть точка С совместится с точкой С1.

Так как концы отрезков совместились, то ВС совместится с В1С1.

Что мы получили? Что треугольник АВС полностью совместился с треугольником А1В1С1. Значит по определению ∆АВС = ∆А1В1С1.

Учитель повторяет рассуждения ещё раз. После этого ученики под руководством учителя записывают доказательство в тетрадях.

доказательство.

1. Наложим ∆АВС на треугольник ∆А1В1С1, так чтобы луч АВ совместился с лучом А1В1 и луч АС — с лучом А1С1. Это возможно, так как 1.

2. Так как АВ = А1В1, то сторона АВ совместится со стороной А1В1, то есть точка В совместится с точкой В1.

3. Так как АС = А1С1 следует, что сторона АС совместится со стороной А1С1, то есть точка С совместится с точкой С1.

4. Так как концы отрезков совместились, то ВС совместится с В1С1.

5. ∆АВС полностью совместился с треугольником ∆А1В1С1. Значит по определению ∆АВС = ∆А1В1С1.

После этого доказательство можно предложить провести ученику, но по записи.

Учитель: Ребята мы с вами сформулировали утверждение. Нам было дано: два произвольных треугольника с соответственно равными элементами. Мы установили, что такие треугольники равны.

Далее учитель обращается к доске на которой записано два утверждения: 1) Если один треугольник можно совместить наложением с другим треугольником, то такие треугольники называются равными; 2)Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

Ребята прочитайте внимательно эти утверждения и ответьте на вопрос, чем отличаются эти два утверждения друг от друга.

Ученики: Первое утверждение это определение равных треугольников, в этом предложение есть слово называется. А второе утверждение мы только что проверяли, верно оно или нет путём рассуждений, опираясь на определение равных треугольников.

Учитель: Верно. Ребята в математике каждое утверждение, справедливость которого устанавливается путём рассуждений, называется теоремой, а сами рассуждения называются доказательством теоремы. Каждая теорема имеет условие и заключение. То, что нам дано, называется условием теоремы, а то, что нужно доказать — заключением. Рассуждения, то есть доказательств теоремы можно проводить различными способами, используя различные приёмы и методы.

Ребята сформулированное нами утверждение является теоремой? И если является, то почему? Приведите примеры утверждений – определений и утверждений - теорем

Ученики: Является, потому что ёго справедливость мы устанавливали путём рассуждений, опираясь на определение равных треугольников. Пример утверждения определения: Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого; пример утверждения – теорем: Вертикальные углы равны.

Учитель: Верно. Назовите условие и заключение доказанной нами теоремы.

Ученики: Условие: две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны стороне и углу между ними другого треугольника. Заключение: треугольники равны.

(Учитель на доске, а ученики в тетрадях подчёркивают условие и заключение данной теоремы).

Учитель: Хорошо. Как вы думаете в ходе наших рассуждений каким приёмом мы пользовались? Мы использовали определение, а чтобы использовать определение какое действие мы сделали над треугольниками?

Ученики: Наложение.

Учитель: Верно. Ребята при доказательстве данной теоремы мы использовали приём наложения.

Ребята с помощью этой теоремы, что мы можем узнать, то есть для чего используется эта теорема?

Ученики: Мы можем узнавать равные треугольники, то есть используем для доказательства равенства треугольников.

Учитель: Правильно. Поэтому эта теорема называется признак равенства треугольников. Таких признаков несколько. Мы с вами рассмотрели первый.

Учитель: Проверим, как вы поняли формулировку этой теоремы. Обратимся к рисункам а)-г). Найдите на рисунках равные треугольники. Объясните, почему треугольники равны.

Для рисунка а) рассуждения я проведу сама. На рисунке а) можно выделить два треугольника: ∆АОС и ∆DОВ. В этих треугольниках АО =ОВ, СО = ОD, DОВ как вертикальные. Следовательно по пёрвому признаку ∆АОС=∆DОВ.

Затем учитель спрашивает одного из учеников.

Ученики: На рисунке б) ∆МРN = ∆QМN, так как МР = МQ, N = QМN, МN — общая сторона. Тогда по первому признаку треугольники равны.

Учитель: Правильно. А на рисунке в) есть равные треугольники?

Ученики: Да, ∆DАС = ∆ВСА, по первому признаку (DС=АВ, DСА =

Учитель: Верно. А на рисунке г)?

Ученики: Нет. Так как DДВ≠DВ.

Учитель: Хорошо. Ребята теперь посмотрите на рисунки д) — ё). Даны два треугольника, в которых отмечены равные элементы. Дополните условия так, чтобы треугольники были равны по первому признаку.

Ученики: На рисунке д) ∆HQS и ∆HLS, в которых: SН — общая сторона, QS = SL. Для того чтобы воспользоваться первым признаком необходимо, чтобы QSH=LSH.

Учитель: Верно.

Аналогичная работа проводится с рисунками е) и ё).

Учитель: Ребята давайте подведём итог нашего урока. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ученики: Что существуют различные виды математических утверждений: определение, теорема,что такое теорема, доказательство теоремы, что каждая теорема имеет условие и заключение, что существуют разные способы доказательства теорем, сформулировали и доказали первый признак равенства треугольников.

Учитель: Каким же образом можно установить равенство двух треугольников?

Ученики: Можно используя определение и первый признак равенства треугольников.

Учитель: Каким образом мы с вами доказывали первый признак равенства треугольников?

Ученики: Используя приём наложения.

Учитель: Всегда ли мы можем использовать приём наложения?

Ученики: Нет, если у нас есть равные углы.

Учитель: Правильно. Записываем домашнее задание: прочитать пункт 15 в учебнике и выучить формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников и №93-№95.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Конспект урока Первый признак равенства треугольников"

Автор: Кучина Вера Евгеньевна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 368118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация для урока "Первый признак равенства треугольников" "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-dlia-uroka-piervyi-priznak-ravienstva-trieughol-nikov-1"
    ["file_id"] => string(6) "247150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446493189"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока второй признак равенства треугольников""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_vtoroi_priznak_ravienstva_trieughol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "368442"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481473622"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока "Применение признаков равенства треугольников при решении задач" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-primienieniie-priznakov-ravienstva-trieughol-nikov-pri-rieshienii-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "102536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402512525"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по геометрии в 7 классе по  проектной технологии Тема: « Признаки равенства треугольников.» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-proiektnoi-tiekhnologhii-tiema-priznaki-ravienstva-trieughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "172656"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423844434"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по геометрии. Тема: "Треугольники. Признаки равенства треугольников." "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-ghieomietrii-tiema-trieughol-niki-priznaki-ravienstva-trieughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "218773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433916458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства