Организационный момент. (вступительное слово учителя) Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. Сегодня 25 января, день недели – среда. Сегодня проведу у вас урок такой, который будет посвящён интересной особе одной. Слушайте меня внимательно. На вопросы отвечайте, всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте, и, прошу, не подкачайте. Что же это за особы, о которых пойдёт речь?
Внимание, загадка: Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья (дробь). А в математике существуют дроби? Какие дроби вы знаете? (ответы учащихся) И тема урока: “Обыкновенные дроби”. - Ребята, какие операции с дробями вы умеете выполнять? (ответы учащихся) - А теперь определим цели урока (учащиеся предлагают свои варианты, учитель обобщает). - Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей) - Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха. А сейчас, внимание, нас ждёт увлекательная экспедиция в Замок Дробей. Маршрутные листы лежат у вас на партах, в них отмечены все этапы экспедиции. (звучит песенка на мотив “Учат в школе”)
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.
2. (Сведения из истории математики сообщает ученик- старшеклассник) Здравствуйте, уважаемые! Вы находитесь в Замке дробей. Разрешите представиться, я магистр историко-математических наук …(фамилия, имя ученика).Прошу для начала пройти в исторический зал замка. Первой дробью, наверное, была дробь 1/2. Посмотрите, как изображали дроби в древнем Египте: В Древнем Китае вместо черты использовали точку: Первым дробную черту ввёл итальянский математик Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. На Руси дроби называли долями, позже “ломаными” числами. В старых записях найдены следующие записи дробей: У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего исследования – выяснить, смогут дроби поставить нас в затруднительное положение или нет.
3. А мы, ребята, переходим в читальный зал. Кругом много разных книг: интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись. Восстановим эти записи (работа в парах):
Карточка 1: Числитель стоит … чертой и означает, сколько равных частей … от целого. Знаменатель стоит … чертой и показывает, на сколько равных частей … целое. Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя. Дробь называется …, если числитель больше или равен знаменателю. Неправильная дробь … правильной дроби. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой … больше.
Правильная дробь … 1. Неправильная дробь … 1. 4. Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующими заданиями в Кухне Логики.Какая из дробей выражает четверть? Назовите правильные дроби. Какая дробь выражает половину? Назовите неправильные дроби. Сравните 1 и 2 дроби. Из 3 дроби вычтите 8 дробь. Сравните 5 и 8 дроби. Б) Подумайте, как составлен каждый ряд дробей и продолжите его на 1 дробь: 2/5, 4/8, 6/11, 8/14, … 2/3, 3/4, 4/5, 5/6,… В) А жители замка предлагают вам очередное задание
Обведите в кружок “лишнее” слово в каждом столбце. Дайте название каждому столбцу. Какой столбик попал в таблицу случайно? 5. Спасибо! Продолжаем экспедицию. Внимание, перед нами тренажёрный зал. Ну-ка в сторону карандаши, Ни тетрадей, ни ручек, ни мела.
Физкультминутка
Вы устали, ребята, сейчас отдохнём,Чтобы дальше идти по Замку нам смело. Дружно встали, делаем зарядку (если согласны с утверждением – руки вверх, если нет – вперёд). 3/4 - правильная дробь 9/12 – неправильная дробь 5/91 8/81 2/75/7 Отдохнули? Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов продолжать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Ручка, учебник и в клетку тетрадка? Все ль правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
А сейчас мы поднимемся высоко-высоко по винтовой лестнице в Башню Сравнений. Здесь видимо что-то произошло, дроби находятся в беспорядке. А математика, как вы знаете, любит аккуратность и точность. А) Предлагаю поработать самостоятельно в тетрадях, располагая дроби в нужном порядке. Девочки - в порядке возрастания, мальчики – в порядке убывания: 3/24, 13/24, 28/24, 8/24, 18/24, 23/24, 33/24. Проверьте себя по ключу. Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно. У кого возникли затруднения? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. 8. Ребята. Нам остался последний этап исследования на Балконе Раздумий. Возьмите карточки самооценки и оцените свою работу. Кто оценил свою работу на “отлично”? Кто оценил свою работу на “хорошо”? Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать? Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями. Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать контрольную работу по данной теме. Дорогие ребята! Мы покидаем Замок Дробей. Вы были активны и уверены в себе. Спасибо вам за отличную работу. Вы все молодцы! Вы все удальцы! И пусть на года Любимой всегда Для вас математика будет!