Слайд 1. Заставка - музыкальный звонок. Дети готовятся к уроку.
Слайды 2-3. Вход в урок.
Перед вами – карта одного из самых загадочных районов Атлантического океана. Вы наверняка слышали про него. Слева наверху на карте – Америка, внизу – Карибское море, в центре – острова Багамские, Антильские, а сверху справа – Бермудские. Давайте возьмем Бермудские острова (вот они – появляется точка) и проведем воображаемую линию к острову Пуэрто-Рико. Дальше поведем эту линию к побережью полуострова Флорида, в Майами. А дальше – вернемся в исходную точку – Бермудские острова. Какую фигуру мы нарисовали? Конечно, треугольник. Эта местность так и называется – Бермудский треугольник. Кто слышал про него? Это место, где загадочным образом исчезали самолеты и корабли, причем со времен Колумба, открывшего Америку.
Вот так, тихо и мирно, выглядит сейчас побережье острова, входящего в Бермудский треугольник (фото с тихим морем). Но оно может выглядеть и так (фото с молнией). Это место – одно из самых капризных мест с точки зрения погоды. Современная история Бермудского треугольника, за которую он и получил это название (до этого его называли по-всякому, и дьявольским морем, и морем проклятых) – это история бесследного исчезновения пяти американских самолетов в этом районе. До сих пор самолеты эти не нашли, как и не нашли точной причины, почему они вдруг исчезли, передав по рации, что сбились с курса и совершенно не узнают мест. С тех пор про этот треугольник рассказывали много загадочных историй, от брошенных кораблей, на которых не оказывалось экипажа, до постаревших за несколько дней людей. Людям обязательно нужны легенды, без них ведь жить неинтересно, правда? Как знать, может быть, кто-то из вас, повзрослев, займется загадками природы нашей планеты и решит их. Ну а мы возвращаемся от Бермудского треугольника к обыкновенным, где нас тоже поджидают неожиданности.
Слайд 4. Актуализация опорных знаний с одновременным расширением зоны развития.
Вспомним, как называются геометрические фигуры. Называем хором! Последняя фигура – кривая, названия его ученики не знают, как только она появляется, учитель задает вопрос: а как бы вы назвали эту фигуру? (ответ по руке, не гадать с места). На вариант «ломаная» - спросить, а разве мы сломали здесь прямую? Она очень плавно изогнулась. Потом сказать, что это кривая – если сами не догадались. Если кто-то догадался – похвалить и похлопать, сказать, что он только что сам придумал название для целой совокупности геометрических фигур.
Возможны дополнительные вопросы: сколько звеньев у ломаной в левом верхнем углу экрана? А внизу в центре? (индивидуально, по поднятию руки).
Слайд 5. Актуализация опорных знаний.
Работаем с учебником: урок 29, задание 3 – устно. По каким признакам можно объединить эти фигуры в три группы? Цвет – только синие, только красные и т. п. Размер – маленькие, средние, большие. Форма – квадраты, треугольники, круги.
Физкультминутка (ведет учитель или ребенок).
Слайд 6. Вход в новую тему.
Переходим к нашему уроку 30. Нарисуем собственный Бермудский треугольник в тетради. Для этого соединим отрезками каждую пару точек. Получилось? Покажите! Молодцы!
Слайд 7. Визуализация.
Вспоминаем: как называется самая высокая точка горы? Конечно, вершина. Эта гора похожа на треугольник, и точка наверху этого треугольника – тоже вершина. Но обратите внимание: треугольник-то, в отличие от горы, мы можем вертеть как хотим. Можем повернуть так, что сверху окажется другая точка. А можем так. Что же получается? У треугольника не одна вершина. И название «вершина» используется не только для треугольника, а вообще для любого многоугольника. А отрезки треугольника называются сторонами.
Итак, сколько вершин у треугольника? Хором! Три! А сторон? Хором! Три! А углов? ТРИ! Молодцы! И сейчас будем делать задание три – в учебнике.
Слайд 8. Закрепление.
Работаем с учебником: задание 3. Соедините все пары точек отрезками. Посчитайте количество треугольников, запишите его на переносной доске и покажите! Молодцы! (Можно работать парами).
Слайд 9. Дидактическая игра со здоровьесберегающим компонентом.
Поиграем в «Трамвайчик». Сожмите пальцы в кулак – большой палец должен быть сверху. Напоминаю, вам нужно внимательно меня слушать и отгибать те пальцы, которые я назову. Номера пальцев – перед вами на экране. Давайте вместе. Итак, поехали. Пальчики-зайчики ехали в трамвайчике. На первой остановке вышел пятый палец (палец отгибается). На следующей вышел первый палец. На следующей – второй палец. На следующей - четвертый палец. А последний вышел третий пальчик-зайчик. Молодцы, всех зайчиков выпустили!
Слайд 10. Решение задачи с мультимедийной поддержкой.
А теперь решим задачку с помощью наших пальчиков. У зайца была морковка. Всего одна. Ее можно обозначить одним пальцем. К нему пришел друг и принес еще две морковки. Сколько стало морковок? Отгибаем еще два пальца – три! Первый заяц так обрадовался, что одну морковку схрумкал. Сколько у него осталось? Загибаем палец. Правильно, две. А как записать на математическом языке решение этой задачи? Попробуйте на индивидуальных досках! Кто хочет объяснить? Решение: 1+2-1=2. Молодцы! Видите, вы можете в любой момент проверять себя, считая с помощью пальцев.
Слайд 11. Решение аналогичных задач в учебнике.
Порешаем задачки из учебника. Задача 4. Поднимаем левую руку, сжатую в кулак. Одну партию Игорь выиграл – отгибаем палец. Одну партию проиграл – отгибаем второй палец. Одну партию свел вничью – отгибаем третий палец? Сколько Игорь сыграл партий? Столько же, сколько пальцев мы показываем – хором! ТРИ! Запишите в учебнике.
Задача 5 из учебника (аналогичная). Работаем самостоятельно. Кто решил, встает. Кто хочет объяснить и показать остальным, как он решал? Молодцы!
Физкультминутка (ведет учитель или ребенок).
Слайды 12-13. А теперь – порешаем примеры, можете помогать себе пальцами. Ответ – хором по команде! Например, один плюс два… пауза… Взмах рукой - ТРИ! И так далее.
Слайд 14. Контроль, игра «Лови ошибку».
Умницы! А теперь посмотрим, сможете ли вы поймать ошибку в примерах! Игра так и называется – «лови ошибку»! Играем молча, показывая зеленый сигнал светофора, если правильно, красный – если неправильно, желтый – если не знаете. Поехали!
Слайды 15-16. Контроль, игра в парах «Шепталочка». Выполняется на бланках ответа: фамилия, дальше таблица, в левом столбике цифры от 1 до 4, в правом столбике пустые графы.
Сегодня у нас «Шепталочка» - будем продолжать учиться шептаться. Напоминаю условия игры. На экране появляется задание, я его говорю. Выполняют это задание в уме все - молча. Но человек, сидящий ближе к окну (можно рукой показать на ряды, которые шепчут), результат не записывает, а шепотом сообщает своему соседу. Сосед записывает в бланк ответа ПЛЮС, если ему правильно сообщили, и МИНУС, если неправильно или ничего не сообщили. Если сами не знаете ответ – не нужно писать ничего. Поняли? На следующем варианте меняетесь – будет шептать тот, кто сидит дальше от окна, а кто ближе к окну, оценивает ответ своего товарища. Вопросы, пожалуйста. Это игра в том числе на внимание. Итак, поехали.
Вариант 1.
1) Сколько колец в пирамидке?
2) Как называется геометрическая фигура?
3) Назовите цифры на экране.
4) Подсчитайте, сколько получится.
Вариант 2.
1) Сколько колец в пирамидке?
2) Как называется геометрическая фигура?
3) Назовите цифры на экране.
4) Подсчитайте, сколько получится.
Слайд 17. Задача на внимание.
Положите листочки на край стола. Смотрите внимательно! Сколько монет в кошельке? А сколько денег? Проверяем! Молодцы!
Слайд 18. Повторение.
Сколько денег в зеленом кошельке. Хором! Сколько денег в розовом? Хором! В зеленом меньше или больше денег? Меньше. Значит, какой знак? Меньше. Проверяем. Великолепно.
Слайд 19. Систематическое повторение и закрепление.
Позаполняем клеточное поле. Что там нужно сделать? Может, кто-то хочет объяснить? Продолжить ряд, но цифры нам уже даны, их только обвести. Следующая строка – нужно сравнить числа и расставить знаки больше, меньше, равно. Следующие строки – порешать примеры. А в последних строчках придумайте собственные примеры и решите их, используйте числа, которые знаете!
Учитель работает с детьми индивидуально. Есть ограничение времени на выполнение, кто сколько успеет.
Слайд 20. Итог урока.
Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Домашнее задание: дописать клеточное поле. Молодцы, успели сегодня очень много! Урок окончен.
Слайд 21. Заставка - музыкальный звонок.