- Мастера, прочитайте условие задачи. - Архитекторы, если согласны, что мастера правильно выделили условие задачи, поднимите руки. - Что известно, о чём мы узнали? (У Гены 2 яблока, а у Чебурашки 3 апельсина) - Мастера прочитайте вопрос задачи. - Архитекторы, если согласны с мастерами, поднимите руки. - Что требуется найти в задаче? (Сколько всего у них фруктов) - Что будем искать в задаче – целое или часть? (Целое) - Что мы должны делать дальше? (Мы должны составить схему к задаче) - Архитекторы и мастера составляют схему к задаче, работая в парах. Расскажите, какие правила работы в паре вы знаете. (1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял – переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо.) - Пара, которая будет готова – поднимет «домик». - Строители совещаются в группе и думают, как составить схему. Расскажите, как вы будете работать в группе. (1. Работать должен каждый на общий результат. 2. Один говорит, остальные слушают. 3. Если не понял – переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. В группе должен быть ответственный.) - Ответственным назначаю Глеба. Если пара готова, подхожу и проверяю. Группа совещается у парты ответственного. Схему к задаче чертят на разлинованном в клетку ватмане. Как только закончат, ответственный выходит к доске и показывает схему. - Кто согласен со строителями и составил такую же схему, поднимите руки. - Объясни, почему именно так составили схему. (Яблоки крокодила Гены – это первая часть, их два. Апельсины Чебурашки – это вторая часть, их три. В задаче требуется найти целое, которое состоит их этих двух частей, значит, задача будет решаться сложением.) - К какому шагу алгоритма решения задачи мы должны перейти дальше? (Мы должны записать решение задачи) - Мастера кто готов выполнит этот шаг? Один ученик выходит к доске и записывает решение задачи на доске. - Архитекторы, если согласны, поднимите руки. - Следующий шаг какой? (Записываем ответ) - Прочитайте ещё раз вопрос задачи. - Архитекторы, запишите ответ на доске. - Молодцы. Задачу решили и помогли крокодилу Гене и Чебурашке заложить фундамент для Дома Дружбы. - А теперь нам надо возвести стены у дома. Для этого надо решить ещё одну задачу. Слайд 4. Крокодил Гена привёз на тачке для строительства дома 5 кирпичей, а Чебурашка на 2 кирпича меньше. 1) Сколько кирпичей привёз Чебурашка? 2) Сколько кирпичей привезли крокодил Гена и Чебурашка вместе? - Работаем по алгоритму. Что делаем в первую очередь? (Внимательно читаем задачу) - Что известно в задаче? (Крокодил Гена привёз 5 кирпичей. – подчеркнуть на слайде) - Известно, сколько кирпичей привёз Чебурашка? (Нет) - Что про него сказано? (Он привёз на 2 кирпича меньше – подчеркнуть на слайде) - Что требуется найти в задаче? (Сколько кирпичей привёз Чебурашка и сколько кирпичей они привезли вместе) - Можно ли ответить на второй вопрос задачи сразу? (Нет) - Что для этого надо знать? ( Сколько кирпичей привёз Чебурашка) - А теперь все: архитекторы, мастера и строители составьте схему к задаче и запишите решение. Если потребуется помощь, поднимите руку. Большинство детей должны поднять руку, так как задачи в два действия ещё не решали. - Почему вы не можете выполнить задание? (Мы не знаем, как правильно это сделать) - С чем мы столкнулись? (С затруднением) - В чём оно? (Мы не решали такие задачи с двумя вопросами, не знаем, как правильно записать решение) - Как надо преодолевать затруднение? (Спокойно. Мы поняли, чего мы не знаем и нам надо самим найти выход из затруднения, решить задачу, правильно её оформить) - У нас уже есть опыт решения задач. Мы проанализировали задачу, что надо делать дальше? (Составить схему) - У кого какие предложения? (Кирпичи Гены изобразим отрезком из 5 клеток, а Чебурашки – отрезком без двух клеточек) Один ученик выходит к доске, чертит схему. - Чтобы изобразить на схеме второй вопрос, сколько всего, ставим фигурную скобку и знак вопроса. (Показываю) - Теперь попробуем решить задачу. Она решается в два действия, при оформлении каждое действие нумеруется. Что мы найдём сначала? (Сначала найдём ответ на первый вопрос: сколько кирпичей привёз Чебурашка. От 5 отнимем два, получим 3) - Записывается это так. (Показываю на доске) - Теперь сможем узнать, сколько кирпичей они привезли вместе? (Да, надо сложить части, чтобы найти целое: к 5 прибавить 3) - Второе действие тоже нумеруется. - Что осталось записать? (Ответ) - Справились мы с затруднением ? (Да) - Затруднение – наш помощник в учении. Что мы открываем с его помощью? (Новое знание) - Что нового вы узнали? (Мы узнали, как решать задачи в два действия) - Молодцы. А ещё мы можем возвести стены нашего Дома Дружбы. (Прикрепляю на стену) - После открытия новых знаний что нужно сделать? (Потренироваться) - Хорошо. Потренируемся и подведём дом под крышу. - Откройте учебник на странице 77, найдите номер 7. Работаем в парах. Дети самостоятельно читают, обсуждают. Пара, готовая к ответу, поднимает «домик», отвечает. - Поднимите руку, кто согласен. Как вы считаете, правы они? Почему? Первая ответившая правильно пара прикрепляет крышу. - Молодцы. Дом почти достроили. Чего не хватает? (Окна, трубы) - Чтобы их доделать, вам надо выполнить задание на планшетах в группах. У архитекторов ответственный Илья, у мастеров – Ярослав, у строителей – Глеб. На планшете 10 заданий: 4 уравнения, 3 простых схемы, 3 примера. Группа, выполнившая задание, отправляет ответственного к доске. - Как мы проверяем правильность выполнения задания? (По эталону) - Переверните карточки. У кого всё выполнено правильно, прикрепляют окно и трубу. - Молодцы. Вы работали дружно, слаженно. Помогли Гене и Чебурашке построить Дом Дружбы. -Какую цель мы перед собой ставили? (Мы должны были учиться решать задачи) - Достигли мы цели урока? (Да. Мы учились решать задачи) - Чем мы при этом пользовались? (Алгоритмом) - Какое новое знание мы открыли? (Мы научились решать задачи в два действия. Сначала нужно найти неизвестное в задаче, а потом ответить на вопрос. При оформлении задачи каждое действие нумеруется.) - Как мы это сделали? (Мы столкнулись с затруднением, поняли, чего мы не знаем, подумали и нашли способ преодолеть затруднение, открыли новое знание) - Кто понял, как решать задачи в два действия, сможет теперь делать это самостоятельно, поставьте свой магнит на четвёртую ступеньку Лесенки успеха. Кто не понял, требуется ещё раз всё объяснить – на первую. Кто сможет решить задачи только с чьей-то помощью - на вторую или третью ступеньки. Дети выходят и прикрепляют магниты на ступеньки Лесенки успеха. - Чебурашке и крокодилу Гене понравилось с вами работать. Они благодарят вас за помощь в постройке Дома Дружбы. Спасибо за урок. |