Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Пропорции вокруг нас"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет:МАТЕМАТИКА
Тема:ПРОПОРЦИИ ВОКРУГ НАС
Класс: 6
I.Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас - гости! Поприветствуем гостей! Подарим улыбку друг другу! Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
II. Ориентировочно-мотивационный этап (8 мин)
1.Какие новые понятия вы узнали на предыдущих уроках? – отношение, пропорция
2.
Что называется отношением? (…частное двух чисел)
Что показывает отношение двух чисел? (…какую часть одно число составляет от другого или во сколько раз одно число больше другого).
Дайте определение пропорции (…равенство двух отношений).
Как называются члены пропорции? (…крайние и средние).
Каким основным свойством обладают члены пропорции?(…произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции).
3. Презентация с заданиями.
4. Проверка д/з ?
5. ТЕСТ, оценить работу соседа
Великий Карл Гаусс в 18 веке сказал:«Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики». Попробуем убедиться в правоте этого высказывания.
Мы познакомились с понятием пропорции.
Используя основное свойство пропорции , решали уравнения, проверяли- верная пропорция или нет.
Встречались с пропорциями? Имели дело с пропорциями? …
Имеет ли место применение пропорции в природе, практической деятельности человека??? Можете назвать сферы применения пропорции?
III.Постановка целей урока (2 мин)
А кто сформулирует цели нашего урока?
Цель урока:
закрепить понятия «отношение», «пропорция», основное свойство пропорции;
изучить практическое применение пропорции
Тема урока: Пропорции вокруг нас (в тетради )
IV. Операционно-познавательный этап (20-25 мин)
Работа в группах
I группа - выяснить, пропорциональна ли длина окружности длине её диаметра.
II группа – выявить условие равновесия рычага
III группа -– выявить пропорции тела человека
I группа – выяснить, пропорциональна ли длина окружности длине её диаметра.
Для этого-
если «опоясать» ниткой стакан (банку),а потом распрямить её, то длина нитки будет приближенно равна длине данной окружности.
Затем измерьте диаметр этой окружности.
Вычислить отношение С к d
Сделать вывод
Вывод: для всех окружностей отношение с/d является одним и тем же числом , поэтому длина окружности прямо пропорциональна длине её диаметра, (пи) 22/7.
II группа
С глубокой древности люди пользовались различными рычагами. Весло, лом, весы, ножницы, качели, тачка и т.д. – примеры рычагов.
выявить условие равновесия рычага
Вывод: условие равновесия рычага определяется в виде пропорции
где M и m – массы грузов, а L и l – «плечи» рычага.
III группа Пропорции тела человека
Рост
От носков до талии
От талии до макушки
Отношение
1 : 2
Отношение
2 : 3
Мальчики
1
2
3
4
5
Качалов
164
98
64
1,7
1,5
Ахунов
166
97
62
1,7
1,6
Панфёров
146
90
56
1,6
1,6
Иванов
163
99
64
1,6
1,5
Расковалов
159
97
69
1,6
1,4
Григорьев
160
87
73
1,8
1,2
Девочки
Минигалиева
154
95
59
1,6
1,6
Неклеенова
158
97
61
1,6
1,6
Музыкантова
144
89
55
1,6
1,6
Бобчак
165
103
62
1,6
1,66
Трофимова
157
97
60
1,6
1,6
Каратеева
155
95
60
1,6
1,6
Сгибнева
164
98
67
1,7
1,5
Вывод: Принцип расчета золотой меры на теле человека можно изобразить в виде M/m = 1,618
Первый пример золотого сечения в строении тела человека: Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618
Золотое число наблюдается в пропорциях гармонично развитого человека:
Кроме этого есть и еще несколько основных золотых пропорции нашего тела:
расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618
4. Физкультминутка
V. Физкультминутка
Нарисуйте левой рукой в воздухе квадрат столько раз, сколько единиц в сегодняшнем числе;
Нарисуйте правой рукой в воздухе окружность столько раз, какой сегодня по счету день недели;
- Нарисуйте глазами треугольник столько раз, сколько раз сколько раз вы услышите стук по столу.
Микропаузы при утомлении глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5
секунд, а затем открыть их на такое же время.
Повторять 6-8 раз.
VI. Контрольно-коррекционный этап (8 мин)
Создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся. Обеспечить самоопределение на домашнее задание.
1)Читаем учебник –стр.144
С глубокой древности люди используют математический аппарат в повседневной жизни. Одним из них является пропорция. Она используется, начиная с приготовления пищи и заканчивая произведениями искусства, такими как скульптура, живопись, архитектура, а также в живой природе.
Само слово «пропорция» (от латинского proportio) означает «соразмерность», определенное соотношение частей между собой. Значит, на этом рисунке не учтена пропорциональность размеров объектов и уже картина теряет привлекательность, красоту.
Учение о пропорциях особенно успешно развивалось в IV в до н.э. в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, развитыми ремеслами. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета . Как называется эта замечательная пропорция?
Математика применяется практически во всех сферах жизни человека. И в повседневной жизни мы используем математические навыки, в том числе и пропорцию
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
Итак, вы узнали, что пропорция - не только математическая величина.
- А где еще можно применить пропорцию?
- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?
- Какие затруднения вы испытывали при решении задач?
(Учащиеся рассказывают о том, где они смогут применить полученные знания, какие умения у них развиты хорошо, какие задания вызвали затруднения.)