Формирование у них навыков рисования с натуры: передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, размер и пропорции натуры.
Развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию.
Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее красоту и ее прекрасных художников.
Оборудование.
Для учителя:репродукция И. Левитана «Золотая осень»;таблички с фамилией автора и названием;лист березы на паспарту;линейный рисунок для показа цвета;образцы работ прошлого года;образец готовой работы;мини-таблицы;проигрыватель;диски П.Чайковского «Осень», «Осенняя песня»;
Для учащегося:
альбомный лист;карандаш, ластик;кисть, краски, палитра;баночка с водой, салфетка;раздаточный материал (лист березы на паспарту).
Ход урока
Организационный момент.
Урок необычный сегодня у нас
Желанные гости пришли в этот класс.
«Мы рады вас видеть»-
Все дружно скажем.
А как трудиться умеем-
В работе покажем!
2.Вводная беседа.
Учитель: _После яркого солнечного лета, теплых дней и палящего солнышка, голосящего птичьего пения целый день, пришла на смену новая хозяйка природы. Порядок свой наводить стала: сначала солнышку приказала греть не так ярко, да не так долго. Тут дни поубавились. Затем птиц на юг отправила. «Летите, мол, окрепнете, а к весне вновь в родные места вернетесь.» Затем людям скомандовала огороды свои убрать, да запасы на зиму готовить. Достала свою палитру и начала все вокруг преобразовывать: сначала последние цветы обрызгала краской. Да поярче выбирала, чтобы издалека видно было. Затем деревья и кустарники раскрашивать начала.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
ОСЕНЬ: Вы обо мне? А вот И я!
Привет осенний вам друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки,
Мои осенние подарки?
Дети:
Здравствуй, Осень!
Хорошо что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
Что в подарок принесла?
-В подарок принесла я вам волшебную палитру , осенние листочки и много сюрпризов.
(Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, потом звук тише, читаю стихи под музыку):
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса»…
Учитель: Так писал великий русский поэт А.С. Пушкин о своем любимом времени года. Не только поэты и писатели называют осень любимым временем года. Художники славят ее в своих картинах. В этот период времени меняется все: природа прощается с жарким летом, осыпая все вокруг золотыми листьями.
Что за дождик необычный
Льет у нас над головой?
Золотые капли брызжат,
А нам не хочется домой.
Видеть это каждый рад.
Значит это листопад.
3. Объявление темы и цели урока:
_Сегодня в нашем классе Осенняя мастерская. Мы будем работать в группах. Каждая группа покажет, свою осень: в рисунках, картинах, поделках.
Неожиданный стук в дверь. Почтальон вносит письмо-приглашение на День Рождения к Мише.
Учитель: Ой, ребята. Я даже не знаю, как поступить. Ведь у нас урок. Да и потом-день Рождения-это подарки, поздравления.
Ученик: А давайте нарисуем и подарим свои рисунки.
2 ученик: А мы сделаем подарок из осенних листьев.
3 ученик:О, как красив осенний лист!
Ты повнимательней вглядись.
Как потрудилась Красавица-осень!
Давайте у осени лично спросим.
4 ученик:Скажи нам, Осень,
Как трудишься тЫ?
Как красишь ты листья, траву и цветы?
Как много оттенков в палитре тволей.
Открой свой секрет для ребят, не жалей.
Осень:Недаром художницей меня называют.
И краски осени каждый знает.
В палитре использую лишь теплые тона.
Желтый, оранжевый, красный,
Про белый, смотри, не забудь.
И лета кусочек-зеленый.
В работе внимательным будь!
4. ФИЗМИНУТКА
Мы еще не рисовали,
а уже чуть-чуть устали.
Вот сейчас мы отдохнем,
рисовать листок начнем.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Учащиеся исполняют танец.
Нет на свете лучше должности
Чем подарки раздавать.
Осень, славная художница,
Очень любит рисовать.
Осень добрая и мудрая,
И дожди ей ни по чем.
Красит осень поле хмурое
Светлым солнечным лучом.
5. Формирование новых понятий и способов действий.
1 группа: Рисование кленового листа акварелью в технике по-мокрому.
Чтобы начать рисовать наш осенний лист, необходимо продумать, как он будет размещаться на вашем альбомном листе. Для этого посередине листа мы ставим ладонь руки и по кончикам пальцев делаем разметку. ПЛёгкими линиями карандаша намечаем контур листочка, а также его центральнуюжилку и черенок.
ПОМНИМ, что акварель любит воду, поэтому рисунок покрываем жёлтой краской и, не дожидаясь, когда она высохнет, добавляем другие цвета (красный, зелёный). Далее тонким кончиком кисти прорисовываем прожилки, подчёркиваем край листа.
- Посмотрите, какие могут получиться работы (демонстрирую работы прошлых лет).
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
2 группа изображает осенний лист в технике обмакивания губки в гуашь.
3 группа изготавливает аппликацию из осенних листьев.
4 группа: изготавливает цветы их крылаток клена, а затем их красит гуашью.
Об осени часто говорят: художник-осень. Всего за несколько дней осень: "перекрашивает" пейзаж. Раньше лес был зеленым, но пришла осень и изменила зеленый на множество цветов и оттенков. Каждая порода дерева окрасилась в свой цвет. Некоторые деревья становятся лимонно-желтыми, а некоторые - оранжевыми. Есть такие, которые окрашиваются в густой темно-желтый цвет, он называется охра. Попадаются и оттенки красного: багровый, малиновый, темно-красный. Коричневый всех тонов также присутствует в палитре осени-художника. Есть и такой оттенок, который называется золотистым. Только вечнозеленые деревья остаются такими, как и были.
Осень окрашивает не только листья на деревьях, но и плоды. Цвет осени - это цвет спелых яблок. А яблоки тоже могут быть разными: от зеленого до красного. Темно-синие и нежно-зеленые сливы, спелый фиолетовый виноград, ярко-оранжевые тыквы - это тоже краски осени.
А еще осень окрашивает небо. Ранней осенью оно часто бывает яркого лазурного цвета. По нему плывут белые легкие облака. Постепенно синий смешивается с серым, а облака становятся тяжелыми, темными, превращаются в темно-серые тучи. Все чаще льет серый бесконечный дождь. Яркие, радостные краски сменяются на мрачные, скучные. Скоро зима.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: А знаете ли вы, отчего листья теряют свою окраску?Листья теряют свою окраску из-за нехватки хлорофилла. Который вырабатывается под действием солнечного тепла и света.
-Знаете ли вы, что опавшие листья за зиму перегнивают и образуется прекрасное удобрение для растений-компост.
-Знаете ли вы, что в древности осенние листья использовали вместо краски для изображения рисунков на скалах.
-Знаете ли вы . что осенние листья малины, смородины и клубники заваривают в чай для укрепления иммунитета.
-Знаете ли вы, что во Франции из осенних листьев плодовых деревьев при специальной обработке вывели новый аромат духов.
-А в Китае из осенних листьев делают красители для выпечки кондитерских изделий.
-В Италии несколько лет проходит выставка «Осенняя коллекция», в которой модельеры используют осенние листья для украшения своих моделей.
7. Анализ работ учащихся.
8. Итог урока.
Учитель:Ну как, Красавица -Осень, справились ребята с заданием?
Осень: Как ярко и нарядно стало в классе! Заиграло солнце в пёстрой листве деревьев. Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Я приготовила для вас сюрприз. (взмахивает рукой и появляется Миша-ростовая кукла из мультфильма «Маша и медведь».
Учитель:Ну вот, ребята, сейчас вы можете поздравить Мишу с Днем Рождения и подарить свои подарки.
-А сейчас Осень дарит всем ребятам и гостям осенний листопад. (Осень осыпает листьями из своей корзины)
Наша осень правда золотая
Как её иначе назову?
Листья потихоньку облетая.
Устилают золотом траву.
Полюбуйтесь, листопад в Уральске!
Город нынче будто золотой.
И идем мы с тобою вместе,
Восхищаясь его красотой!
Листья желтые, красные листья
Осыпают наш город родной.
И кружатся в мелодии вальса
Над счастливой моей головой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование у них навыков рисования с натуры: передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, размер и пропорции натуры.
Развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию.
Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее красоту и ее прекрасных художников.
Оборудование.
Для учителя:репродукция И. Левитана «Золотая осень»;таблички с фамилией автора и названием;лист березы на паспарту;линейный рисунок для показа цвета;образцы работ прошлого года;образец готовой работы;мини-таблицы;проигрыватель;диски П.Чайковского «Осень», «Осенняя песня»;
Для учащегося:
альбомный лист;карандаш, ластик;кисть, краски, палитра;баночка с водой, салфетка;раздаточный материал (лист березы на паспарту).
Ход урока
Организационный момент.
Урок необычный сегодня у нас
Желанные гости пришли в этот класс.
«Мы рады вас видеть»-
Все дружно скажем.
А как трудиться умеем-
В работе покажем!
2.Вводная беседа.
Учитель: _После яркого солнечного лета, теплых дней и палящего солнышка, голосящего птичьего пения целый день, пришла на смену новая хозяйка природы. Порядок свой наводить стала: сначала солнышку приказала греть не так ярко, да не так долго. Тут дни поубавились. Затем птиц на юг отправила. «Летите, мол, окрепнете, а к весне вновь в родные места вернетесь.» Затем людям скомандовала огороды свои убрать, да запасы на зиму готовить. Достала свою палитру и начала все вокруг преобразовывать: сначала последние цветы обрызгала краской. Да поярче выбирала, чтобы издалека видно было. Затем деревья и кустарники раскрашивать начала.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
ОСЕНЬ: Вы обо мне? А вот И я!
Привет осенний вам друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки,
Мои осенние подарки?
Дети:
Здравствуй, Осень!
Хорошо что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
Что в подарок принесла?
-В подарок принесла я вам волшебную палитру , осенние листочки и много сюрпризов.
(Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, потом звук тише, читаю стихи под музыку):
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса»…
Учитель: Так писал великий русский поэт А.С. Пушкин о своем любимом времени года. Не только поэты и писатели называют осень любимым временем года. Художники славят ее в своих картинах. В этот период времени меняется все: природа прощается с жарким летом, осыпая все вокруг золотыми листьями.
Что за дождик необычный
Льет у нас над головой?
Золотые капли брызжат,
А нам не хочется домой.
Видеть это каждый рад.
Значит это листопад.
3. Объявление темы и цели урока:
_Сегодня в нашем классе Осенняя мастерская. Мы будем работать в группах. Каждая группа покажет, свою осень: в рисунках, картинах, поделках.
Неожиданный стук в дверь. Почтальон вносит письмо-приглашение на День Рождения к Мише.
Учитель: Ой, ребята. Я даже не знаю, как поступить. Ведь у нас урок. Да и потом-день Рождения-это подарки, поздравления.
Ученик: А давайте нарисуем и подарим свои рисунки.
2 ученик: А мы сделаем подарок из осенних листьев.
3 ученик:О, как красив осенний лист!
Ты повнимательней вглядись.
Как потрудилась Красавица-осень!
Давайте у осени лично спросим.
4 ученик:Скажи нам, Осень,
Как трудишься тЫ?
Как красишь ты листья, траву и цветы?
Как много оттенков в палитре тволей.
Открой свой секрет для ребят, не жалей.
Осень:Недаром художницей меня называют.
И краски осени каждый знает.
В палитре использую лишь теплые тона.
Желтый, оранжевый, красный,
Про белый, смотри, не забудь.
И лета кусочек-зеленый.
В работе внимательным будь!
4. ФИЗМИНУТКА
Мы еще не рисовали,
а уже чуть-чуть устали.
Вот сейчас мы отдохнем,
рисовать листок начнем.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Учащиеся исполняют танец.
Нет на свете лучше должности
Чем подарки раздавать.
Осень, славная художница,
Очень любит рисовать.
Осень добрая и мудрая,
И дожди ей ни по чем.
Красит осень поле хмурое
Светлым солнечным лучом.
5. Формирование новых понятий и способов действий.
1 группа: Рисование кленового листа акварелью в технике по-мокрому.
Чтобы начать рисовать наш осенний лист, необходимо продумать, как он будет размещаться на вашем альбомном листе. Для этого посередине листа мы ставим ладонь руки и по кончикам пальцев делаем разметку. ПЛёгкими линиями карандаша намечаем контур листочка, а также его центральнуюжилку и черенок.
ПОМНИМ, что акварель любит воду, поэтому рисунок покрываем жёлтой краской и, не дожидаясь, когда она высохнет, добавляем другие цвета (красный, зелёный). Далее тонким кончиком кисти прорисовываем прожилки, подчёркиваем край листа.
- Посмотрите, какие могут получиться работы (демонстрирую работы прошлых лет).
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
2 группа изображает осенний лист в технике обмакивания губки в гуашь.
3 группа изготавливает аппликацию из осенних листьев.
4 группа: изготавливает цветы их крылаток клена, а затем их красит гуашью.
Об осени часто говорят: художник-осень. Всего за несколько дней осень: "перекрашивает" пейзаж. Раньше лес был зеленым, но пришла осень и изменила зеленый на множество цветов и оттенков. Каждая порода дерева окрасилась в свой цвет. Некоторые деревья становятся лимонно-желтыми, а некоторые - оранжевыми. Есть такие, которые окрашиваются в густой темно-желтый цвет, он называется охра. Попадаются и оттенки красного: багровый, малиновый, темно-красный. Коричневый всех тонов также присутствует в палитре осени-художника. Есть и такой оттенок, который называется золотистым. Только вечнозеленые деревья остаются такими, как и были.
Осень окрашивает не только листья на деревьях, но и плоды. Цвет осени - это цвет спелых яблок. А яблоки тоже могут быть разными: от зеленого до красного. Темно-синие и нежно-зеленые сливы, спелый фиолетовый виноград, ярко-оранжевые тыквы - это тоже краски осени.
А еще осень окрашивает небо. Ранней осенью оно часто бывает яркого лазурного цвета. По нему плывут белые легкие облака. Постепенно синий смешивается с серым, а облака становятся тяжелыми, темными, превращаются в темно-серые тучи. Все чаще льет серый бесконечный дождь. Яркие, радостные краски сменяются на мрачные, скучные. Скоро зима.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: А знаете ли вы, отчего листья теряют свою окраску?Листья теряют свою окраску из-за нехватки хлорофилла. Который вырабатывается под действием солнечного тепла и света.
-Знаете ли вы, что опавшие листья за зиму перегнивают и образуется прекрасное удобрение для растений-компост.
-Знаете ли вы, что в древности осенние листья использовали вместо краски для изображения рисунков на скалах.
-Знаете ли вы . что осенние листья малины, смородины и клубники заваривают в чай для укрепления иммунитета.
-Знаете ли вы, что во Франции из осенних листьев плодовых деревьев при специальной обработке вывели новый аромат духов.
-А в Китае из осенних листьев делают красители для выпечки кондитерских изделий.
-В Италии несколько лет проходит выставка «Осенняя коллекция», в которой модельеры используют осенние листья для украшения своих моделей.
7. Анализ работ учащихся.
8. Итог урока.
Учитель:Ну как, Красавица -Осень, справились ребята с заданием?
Осень: Как ярко и нарядно стало в классе! Заиграло солнце в пёстрой листве деревьев. Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Я приготовила для вас сюрприз. (взмахивает рукой и появляется Миша-ростовая кукла из мультфильма «Маша и медведь».
Учитель:Ну вот, ребята, сейчас вы можете поздравить Мишу с Днем Рождения и подарить свои подарки.
-А сейчас Осень дарит всем ребятам и гостям осенний листопад. (Осень осыпает листьями из своей корзины)