kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему Юрий Вячеславович Сотник «Как меня спасали»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Юрий Вячеславович Сотник «Как меня спасали»

Цели: создать условия для глубокого осмысления идейного содержания произведения;
Развивать навыки устной и письменной речи учащихся, творческое воображение, умения формировать оценочные суждения; воспитывать нравственные качества учащихся на примерах героев данного рассказа.

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке литературного  чтения мы с вами продолжим работу над рассказом Юрия Вячеславовича Сотника  «Как меня спасали»

Знать: содержание данного произведения

Уметь: пересказывать, рассуждать,  доказывать

Проблемный вопрос: Нужно ли искать славу  или слава тебя сама найдет?

2. Проверка домашнего задания

Сейчас мы узнаем, как внимательно вы читали рассказ и хорошо ли усвоили его содержание. 3 ученика работают самостоятельно

1уч.  Составить  логическую цепочку сюжета.

Разговор об отважном поступке

Идея Аглаи

Лешка на льдине

Аглая спасает Лешку

Спасение без славы

2уч. Объяснить значение слов, составить предложения.

  • Ну а мы с вами выделим композиционные части рассказа.

Экспозиция — время, место действия

Скажите  когда происходило действие и где?

(Действие происходило ранней весной, на речке)

Завязка - Диалог двух ребят.

- Можно ли запланировать подвиг?

 (Нет. Люди не знают когда и где может понадобиться их помощь)

-Что нужно сделать, чтобы прославиться?

(Ничего, в каждой ситуации поступать по совести, помогать слабым и нуждающимся)

Проверка учеников 2уч. Объяснить значение слов, составить предложения.

ледоход - Движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек.(Будьте осторожны во время ледохода!)

шест- Длинная палка, жердь. 2. Спортивный снаряд для прыжков в высоту

зыркнуть - взглянуть, окинуть глазами, глянуть, бросить взгляд, поглядеть, окинуть взглядом, окинуть взором, посмотреть.

Плавать как топор. тонуть, не держаться наплаву, идти ко дну

Что, по-вашему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

Кульминация- выразительное чтение отрывка с100

- Почему понимая всю опасность ситуации Алеша прыгнул на льдину?

(Он слабее Аглаи, подчиняется ей, ее желаниям, не мог показать свой страх, боясь ее насмешек)

-Что могло произойти если бы Аглая растерялась?

Развязка- подробный пересказ отрывка  с помощью опорных слов. (сильный ученик) машинально, поравнялась, скользнула, заскребла, вцепился, услышал, потащило увидел

-Какими качествами  обладает человек, который может совершить подвиг? (смелый, решительный, справедливый, любит окружающих)

3. Перескажите отрывок друг другу в парах.

Пересказ (слабый ученик)

4. Работа в тетради.

1. Что особенно затронуло вас в поведении героев. Ваши мысли 2-3 предложения.

2. Прочитайте друг другу, что вы написали.

3. Объединитесь в группы и выберите самые интересные сообщения.

Физ минутка Вместе весело шагать

 5. Практическая работа

 Закрепим знания выполнив работу в группах.

1 группа Задание для наблюдательных

Составьте словесный портрет  героев.

Аглая                          Лешка

сильная                  нерешительный

смелая                    робкий

независимая          слабый духом, несамостоятельный

лидер                    завидует

чуткая                  стал смелее пережив страх

нетерпеливая

Вывод: Как это событие повлияло на характер героев?

Лешка Пережив страх стал решительнее.

Аглая Поняла, что нельзя рисковать жизнью людей ради славы.

2 группа  Задание для  любознательных

Решить задачи.

Найти площадь и периметр льдины, на которой плыл Алёша, если известно, что она имела форму прямоугольника, у которого длина 1м 20 см, а ширина составляет ½ часть длины. Выразить периметр в метрах, а площадь в квадратных дециметрах.

С какой скоростью плыл мальчик, если за 3 минуты он отдалился от берега на 15 метров?

3 группа. Задание для эрудированных Секвейн на тему подвиг

Подвиг

героический, вечный

спасает, прославляет, учит

 Подвиг совершают отважные люди

Подвиг-поступок

С древних времен в Казахстане почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю, трудились во славу Родины. В литературных произведениях, в полотнах художников, творениях  композиторов был воспет подвиг народа.

А кто он – герой нашего времени?

1) Доспанова Хиуаз Каировна единственная лётчица-казашка Великой Отечественной войны, штурман-стрелок. Народный Герой Республики Казахстан.

2) Один из таких героев  Артем Колесниченко учитель физкультуры средней школы поселка Садовый спас девочку, тонувшую в реке Тобол.

3) Старший лейтенант Сандыбеков в наурзумском поселке Караменды вынес из загоревшейся двухэтажки на руках пожилую женщину.

4) Необычная интернациональная семья живет в селе Алтынсарино Костанайского района. Гульжаухар и Нурлан Тулегеновы воспитывают девятерых детей. Свой ребенок у супругов только один, остальные восемь – приемные.

Вывод: Это обыкновенные люди, которые в критической ситуации совершают героические подвиги во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.

4 группа. Задание для внимательных
Выписать пословицы подходящие к этому рассказу. Аргументировать свой выбор.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Славу искать не надо, она сама тебя найдёт.
Хочешь жить - умей вертеться!
Глупому в поле не давай воли!
Худому делу - худая слава, доброму делу - добрая память.
Будете, друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

Делу - время, потехе - час.
Добрая слава в углу сидит, худая слава по дорожке бежит.
Не все слушать годится, что говорится.
Каково поживешь, таково и прослывешь.

Стремился к славе – остался бесславным.
Слава бежит от тех, кто добивается ее ценою чужой жизни.

- Почему Аглая приказала никому не рассказывать, о том что случилось?

 (Ей было стыдно, она поняла, что из-за нее чуть не погиб человек)

-Как вы думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

Вывод: в рассказе ребята попали в очень трудное, отчаянное положение. Но каких бы глупостей эти ребята по своему легкомыслию ни наделали, их никогда не покидали такие качества, как решительность, чувство товарищества, готовность прийти на выручку друг другу.

5 группа
Напишите памятку ученикам  Мичуринской средней школы  на тему «Меры спасения на реке Тобол в весенний период».

Ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое привлекает многих людей, особенно детей. Их притягивает возможность не только полюбоваться ледоходом, но и попускать корабли по весенним ручейкам

ШКОЛЬНИКИ! Не выходите на лед во время весеннего паводка.

·   Не стойте на обрывистых и подмытых берегах - они могут обвалиться.

·   Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.

·   Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и смогут выручить из беды.

  • Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода.
  • Не подвергайте свою жизнь опасности!

6. Рефлексия Проблемный вопрос: Нужно ли искать славу  или слава тебя сама найдет?

Дебаты ДА - НЕТ

Вывод: Слава представляет собой почётную известность, всеобщее уважение и признание талантов, успехов, заслуг человека. качества, как решительность, чувство товарищества, готовность прийти на выручку друг другу

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему Юрий Вячеславович Сотник «Как меня спасали»»


«Мичурин орта мектебі» ММ

ГУ «Мичуринская средняя школа»















Открытый урок по литературе.


Тема: Юрий Вячеславович Сотник

«Как меня спасали»

4 класс




Учитель: Маденова Ж.К.
























Тема: Юрий Вячеславович Сотник «Как меня спасали»

Цели: создать условия для глубокого осмысления идейного содержания произведения;
Развивать навыки устной и письменной речи учащихся, творческое воображение, умения формировать оценочные суждения; воспитывать нравственные качества учащихся на примерах героев данного рассказа.


1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу над рассказом Юрия Вячеславовича Сотника «Как меня спасали»

Знать: содержание данного произведения

Уметь: пересказывать, рассуждать, доказывать


Проблемный вопрос: Нужно ли искать славу или слава тебя сама найдет?


2. Проверка домашнего задания

Сейчас мы узнаем, как внимательно вы читали рассказ и хорошо ли усвоили его содержание. 3 ученика работают самостоятельно


1уч. Составить логическую цепочку сюжета.

Разговор об отважном поступке

Идея Аглаи

Лешка на льдине

Аглая спасает Лешку

Спасение без славы

2уч. Объяснить значение слов, составить предложения.


  • Ну а мы с вами выделим композиционные части рассказа.



Экспозиция — время, место действия

Скажите когда происходило действие и где?

(Действие происходило ранней весной, на речке)



Завязка - Диалог двух ребят.



- Можно ли запланировать подвиг?

(Нет. Люди не знают когда и где может понадобиться их помощь)



-Что нужно сделать, чтобы прославиться?

(Ничего, в каждой ситуации поступать по совести, помогать слабым и нуждающимся)



Проверка учеников 2уч. Объяснить значение слов, составить предложения.

ледоход - Движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек.(Будьте осторожны во время ледохода!)

шест- Длинная палка, жердь. 2. Спортивный снаряд для прыжков в высоту

зыркнуть - взглянуть, окинуть глазами, глянуть, бросить взгляд, поглядеть, окинуть взглядом, окинуть взором, посмотреть.

Плавать как топор. тонуть, не держаться наплаву, идти ко дну

Что, по-вашему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа? Кульминация- выразительное чтение отрывка с100

- Почему понимая всю опасность ситуации Алеша прыгнул на льдину?

(Он слабее Аглаи, подчиняется ей, ее желаниям, не мог показать свой страх, боясь ее насмешек)

-Что могло произойти если бы Аглая растерялась?

Развязка- подробный пересказ отрывка с помощью опорных слов. (сильный ученик) машинально, поравнялась, скользнула, заскребла, вцепился, услышал, потащило увидел

-Какими качествами обладает человек, который может совершить подвиг? (смелый, решительный, справедливый, любит окружающих)

3. Перескажите отрывок друг другу в парах.

Пересказ (слабый ученик)



4. Работа в тетради.

1. Что особенно затронуло вас в поведении героев. Ваши мысли 2-3 предложения.

2. Прочитайте друг другу, что вы написали.

3. Объединитесь в группы и выберите самые интересные сообщения.


Физ минутка Вместе весело шагать

5. Практическая работа

Закрепим знания выполнив работу в группах.


1 группа Задание для наблюдательных

Составьте словесный портрет героев.


Аглая Лешка

сильная нерешительный

смелая робкий

независимая слабый духом, несамостоятельный

лидер завидует

чуткая стал смелее пережив страх

нетерпеливая


Вывод: Как это событие повлияло на характер героев?

Лешка Пережив страх стал решительнее.

Аглая Поняла, что нельзя рисковать жизнью людей ради славы.


2 группа Задание для любознательных

Решить задачи.

Найти площадь и периметр льдины, на которой плыл Алёша, если известно, что она имела форму прямоугольника, у которого длина 1м 20 см, а ширина составляет ½ часть длины. Выразить периметр в метрах, а площадь в квадратных дециметрах.

С какой скоростью плыл мальчик, если за 3 минуты он отдалился от берега на 15 метров?



3 группа. Задание для эрудированных Секвейн на тему подвиг

Подвиг

героический, вечный

спасает, прославляет, учит

Подвиг совершают отважные люди

Подвиг-поступок


С древних времен в Казахстане почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой , защищали землю, трудились во славу Родины . В литературных произведениях, в полотнах художников , творениях композиторов был воспет подвиг народа.


А кто он – герой нашего времени?

1) Доспанова Хиуаз Каировна единственная лётчица-казашка Великой Отечественной войны, штурман-стрелок. Народный Герой Республики Казахстан.


2) Один из таких героев Артем Колесниченко учитель физкультуры средней школы поселка Садовый спас девочку, тонувшую в реке Тобол.


3) Старший лейтенант Сандыбеков в наурзумском поселке Караменды вынес из загоревшейся двухэтажки на руках пожилую женщину.


4) Необычная интернациональная семья живет в селе Алтынсарино Костанайского района. Гульжаухар и Нурлан Тулегеновы воспитывают девятерых детей. Свой ребенок у супругов только один, остальные восемь – приемные.


Вывод: Это обыкновенные люди, которые в критической ситуации совершают героические подвиги во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.



4 группа. Задание для внимательных


Выписать пословицы подходящие к этому рассказу. Аргументировать свой выбор.


Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Славу искать не надо, она сама тебя найдёт.
Хочешь жить - умей вертеться!
Глупому в поле не давай воли!
Худому делу - худая слава, доброму делу - добрая память.
Будете, друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
Делу - время, потехе - час.
Добрая слава в углу сидит, худая слава по дорожке бежит.
Не все слушать годится, что говорится.
Каково поживешь, таково и прослывешь.

Стремился к славе – остался бесславным.
Слава бежит от тех, кто добивается ее ценою чужой жизни.


- Почему Аглая приказала никому не рассказывать, о том что случилось?

(Ей было стыдно, она поняла, что из-за нее чуть не погиб человек)

-Как вы думаешь, как сложится судьба героев в будущем?


Вывод: в рассказе ребята попали в очень трудное, отчаянное положение. Но каких бы глупостей эти ребята по своему легкомыслию ни наделали, их никогда не покидали такие качества, как решительность, чувство товарищества, готовность прийти на выручку друг другу.


5 группа
Напишите памятку ученикам Мичуринской средней школы на тему «Меры спасения на реке Тобол в весенний период».

Ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое привлекает многих людей, особенно детей. Их притягивает возможность не только полюбоваться ледоходом, но и попускать корабли по весенним ручейкам

ШКОЛЬНИКИ! Не выходите на лед во время весеннего паводка.

·   Не стойте на обрывистых и подмытых берегах - они могут обвалиться.

·   Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.

·   Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и смогут выручить из беды.

  • Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода.

  • Не подвергайте свою жизнь опасности!


6. Рефлексия Проблемный вопрос: Нужно ли искать славу или слава тебя сама найдет?

Дебаты ДА - НЕТ


Вывод: Слава представляет собой почётную известность, всеобщее уважение и признание талантов, успехов, заслуг человека. качества, как решительность, чувство товарищества, готовность прийти на выручку друг другу






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по литературе на тему Юрий Вячеславович Сотник «Как меня спасали»

Автор: Маденова Жанара Казкеновна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 273028


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства