МОУ «Гимназия г. Тореза»
Учитель математики Александрова Ирина Георгиевна
Тема урока: Математическое поле чудес (8 класс)
Цели урока: образовательные – обобщить и систематизировать знания учащихся по истории и развитию математики; развивающая – развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывающая – воспитывать интерес к предмету;
личностные – формировать ответственное отношение к учению;
метапредметные – формировать умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;
предметные – формировать умение работать с математическим текстом; точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, формировать умение пользоваться изученными понятиями.
Тип урока: урок - игра.
Ход урока
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания. (Проработать информацию об исторических сведениях о дробях, действительных числах, квадратных корнях, квадратных уравнениях и неравенствах; коротко составить конспект в рабочей тетради. Источники информации - ресурсы Интернет)
- Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Многим из вас любопытно узнать, как и почему зарождалась, а затем развивалась математика, кто из учёных внёс вклад в развитие этой науки. Попробуем провести экскурсию в историю математики.
- Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальная работа с классом.
- Какими дробями пользовались в Древнем Египте?
(Единичными, т.е. дробями вида 1n , где n – натуральное число)
- Как с помощью таких дробей можно решить задачу «Разделить 7 хлебов поровну между восемью лицами» ?
(Этот способ подсказывал, что нужно иметь 8 половинок, 8 четвертинок и 8 осьмушек, т.е. 4 хлеба нужно разрезать пополам, 2 хлеба – на четвертушки и один хлеб - на осьмушки)
- Кто из древнегреческих учёных мог производить все действия над обыкновенными дробями?
(Архимед, живший в 287 – 212 г.г. до н.э.)
- До XVIII в. дроби не называли числами, как же их называли?
(«Ломаными числами»)
- В трудах какого учёного дроби стали признаваться равноправными числами?
(В книге английского учёного И.Ньютона)
- Как называлась эта книга?
(«Всеобщая арифметика»)
5. Обобщение и систематизация умений и навыков.
Игра «Поле чудес».
Задание для первой тройки. Математики Индии, Ближнего и Среднего Востока, а позднее и Европы пользовались иррациональными величинами. Однако долгое время не признавали их за равноправные числа. Их признанию способствовало появление «Геометрии» автора …
( Назовите имя учёного)
Ответ: ДЕКАРТ.
Задание для второй тройки. С давних пор наряду с отысканием площади квадрата по известной длине его стороны приходилось решать и обратную задачу: »Какой должна быть сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась а?» Такую задачу умели решать ещё 4 тыс. лет назад вавилонские учёные. Они использовали метод приближённого извлечения квадратного корня. Указанный метод описан древнегреческим учёным …( Назовите имя учёного)
Ответ: ГЕРОН.
Задание для третьей тройки. Формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов, были выведены в 1591 г. учёным по имени …( Назовите имя учёного)
Ответ: ВИЕТ.
Задание для финальной игры. Понятия «больше» и «меньше» наряду с понятием равенства возникли в связи со счётом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Один из учёных занимался вычислением длины окружности и установил, что «периметр всякого круга равен утроенному диаметру с избытком, который меньше седьмой части диаметра, но больше десяти семьдесят первых». Иначе говоря, этот учёный указал границы числа π…( Назовите имя учёного)
Ответ: АРХИМЕД.
Задание для Суперигры. Автор первого в России учебного пособия по математике «Арифметика». Знания этого учёного в области математики удивляли многих. При встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I «жаловал» ему фамилию Магницкий «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он своими способностями обратил внимание на себя»…
( Назовите имя учёного)
Ответ: МАГНИЦКИЙ.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание. На сайте РЭШ повторить историю математики, ссылка
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1378/