Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Проценты." 5 класс»
Тема: Проценты.
Цели урока:
научить учащихся обозначать, находить процент чисел и некоторых единиц измерения величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;
развивать познавательную активность, навыки аналитического и логического мышления учащихся, навыки устного счёта, самостоятельной работы, интерес к математике через материал о здоровом образе жизни;
воспитывать осознанное и ценностное отношение к собственному здоровью, трудолюбие, взаимопонимание, уверенность в себе (слайд 2).
Оборудование: компьютер (презентация 1), «человечки» для рефлексии.
Ход урока.
1. Организационный момент (слайд3).
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
И удача пусть ждет вас.
За работу, в добрый час!
2. Мотивация урока (слайд 4).
Сегодня у нас не просто урок, а урок от доктора Айболита.
Я тот самый «Айболит»,
Что всех излечит, исцелит!
Но к вам пришел я не затем,
Чтоб ставить градусники всем.
В волшебную страну
Хочу всех пригласить
Рецепты здоровья
Там с вами добыть.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Ребята, как вы думаете, зачем человеку важно быть здоровым? (ответы учеников) Для хорошей успеваемости.
Правильно, поэтому и девизом нашего урока будут слова: «В здоровом теле – здоровый ум».
Чтобы узнать тему нашего урока вы должны правильно выполнить вычисления и вписать в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам (слайд 5).
Р) 7 : 2 = Н) 1 : 4 =
Е) 6,4 : 4 = П) 3 : 2 =
Т) 4,3 : 43 = О) 80 : 100 =
Ц) 0,2 ∙ 2 – 0,2∙0,2 =
1,5
3,5
0,8
1,6
0,25
0,1
Ответ: процент (слайд 6).
Тема сегодняшнего урока – «Проценты».
– Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни встречаются проценты? Примерные ответы учащихся:
( В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов)
Поэтому, наша задача - выучить их и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
3. Актуализация опорных знаний.
Что же такое процент? Ответить на этот вопрос нам поможет картотека доктора Айболита. Заглянем в нее (слайд 7).
Вспомните:
правило умножения десятичной дроби на 100;
правило деления десятичной дроби на 100;
1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?
2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?
3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?
Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи.
1 ц=100 кг;
1 м=100 см;
1 га = 100 а;
4.Объяснение нового материала (слайд 8).
Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью.
Сотая часть любой величины принято называть процентом.
Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%».
Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:
Выводы: 1 кг – 1% центнера;
1 см – 1 % метра;
1 а – 1 % га.
Очень часто на этикетках лекарств, продуктов питания мы видим проценты (слайд 9). Что же они означают? На что указывают? Это мы и узнаем сегодня на уроке.
Задание: заполните пропуски (слайд10).
(решение у доски)
0,1 = 1/100 = 1%
…= 1/4 = 25%
0,5 = … = 50%
…= 75/100 = 75%
1 =...%
Таким образом:
1) Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Есть древняя, но актуальная по сей день мудрость: если ты заболел - измени питание, если не помогло - образ жизни, и только потом обратись к врачу (слайд 11). «Здоровье человека лишь на 2/25 зависит от медицинской помощи, на 3/20- от генетических факторов, на 1/5- от экологии, и более чем на 1/2- от образа жизни».
Восстановите в этой народной мудрости проценты, выраженные дробями.
Самостоятельная работа учеников в парах. Затем самопроверка учащихся.
Ответ:8%, 15%, 20%, 50%.
5. С чем у вас ассоциируются слова «здоровый образ жизни»? (ответы) (слайд12).
Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, который он ведёт. Здоровый образ жизни ассоциируется со словом «спорт», поэтому сейчас – время для физкультминутки.
Физкультминутка (слайд 13).
(Ученики за учителем повторяют движения)
Дружно с вами мы считали, о процентах рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
6. Закрепление нового материала (слайд 14).
Задание. Запишите проценты в виде десятичной дроби и сопоставьте ответам буквы. Работа в парах.
В ответе вы узнаете, что очень важно соблюдать для того, чтобы быть здоровым.
1) 6%; и) 0,06
2) 4 % м) 0,04
3)160% р) 1,6
4) 600% ж) 6
5)40% е) 0,4
160%
40%
600%
6%
4%
Р
Е
Ж
И
М
Ответ: РЕЖИМ.
Справка от доктора Айболита (слайд15).
Режим дня — это динамическая система распределения нагрузки и отдыха, которая обеспечивает сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Режим дня ребенка основан на всестороннем учете особенностей его роста, развития, условий жизни и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется обучение и воспитание. Таким образом, режим является основой оздоровительного и профилактического воздействия на организм всех факторов учебно-воспитательной работы.
Продолжите ряд и расположите количество процентов в порядке возрастания. В ответе вы узнаете важное составляющее здоровья человека (слайд16):
0,01=1/100=… П
0,1 = …=… И
1/2 = 0,5 = … Н
3/4 = …=… И
0,25 = … = … А
0,2 = …=… Т
1,5 = …=… Е
Ответ: ПИТАНИЕ.
После самопроверки учащиеся выставляют себе оценку за данное задание – максимум 7 баллов.
Справка от доктора Айболита:
Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Если человек много ест, у него развивается ожирение, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, если ест мало, обрушивается дистрофия, сахарный диабет и много других заболеваний. Где же выход? Смолоду научиться соблюдать золотую середину, не допуская как переедание, так и недоедание. Надо жить в гармонии с собой и окружающими вас продуктами.
7.Самостоятельная работа учеников (слайд 17).
Тест: подобрав к ответу букву, вы узнаете верного спутника здоровья
1) Процент – это:
к) тысячная часть числа;
с) сотая часть числа;
в) десятая часть числа.
2) 8% - это:
п) 0,08;
г) 0,8;
в) 0,008;
м) 0,0008.
3) 0,269 – это:
р) 269%
н) 2,69%
о) 26,9%
г) 0,269%
4) 25% класса – это:
и) половина учеников класса;
р) четверть учеников класса;
в) пятая часть класса;
з) двадцать пятая часть класса
5) 2/5 в процентах – это:
т) 40%
к) 0,4%
а) 4 %
о) 0,04%
Ответ: спорт (слайд 18).
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
После самопроверки ученики выставляют оценку за этот тест– максимум 5 баллов.
Оценка за урок равна сумме полученных двух оценок.
8. Рефлексия (слайд 19).
Дети на листиках рисуют «человечка», который ассоциируют их настроение на уроке и затем прикрепляют к доске.
9. Итоги урока. Д/з: выучить п.34 , решить № 1024, 1026, 1028, 1030( учебник А.Г.Мерзляк). Подготовить устное сообщение « История возникновения процентов» (слайд 20).
Сегодня на уроке мы с вами выучили понятие процент, научились обозначать, находить процент чисел и некоторых единиц измерения величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты.
И само главное, не будем забывать о том, что здоровье бесценный дар и мы должны сделать всё, что бы его сберечь.