Самоопределение к деятельности. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать! Ответы полные давайте, И на уроке не зевайте! -Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым математическим понятием, но и в очередной раз примем участие в работе расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе «Мы и окружающий мир», изучим вопросы, ответы на которые нам дадут математические исследования и моделирование. -Девизом урока будут слова: «Учитесь открывать…» -А что именно открывать вы узнаете, расположив числа в порядке возрастания и прочитаете слово. -Что же мы будем открывать? /тайны/ -А вы готовы к открытию тайн? -Давайте проверим. 2. Актуализация знаний учащихся. Постановка темы и целей урока. Устный счёт мы в группах проведём Урока тему назовём. - У вас на столах карточки-задания с математическими цепочками. Выполните соответствующие вычисления и сформулируйте тему урока. /учащиеся решают задания по-цепочке, в процессе проверки под правильным ответом на слайде презентации появляется буква/ - Группы, внимание на слайд. Проверьте правильности вычислений. -Какие слова получились? /линии, длина, ломаной/ -Назовите тему урока. /Длина ломаной линии/ -Проверим правильность сформулированной темы: откроем содержание учебника. /учебник с. 114/ - Оцените свои знания по теме урока. Карта успеха Начало урока | Самооценка | Конец урока | Самооценка | Знаю всё | | Знаний стало больше | | Знаю мало | | Ничего нового не узнал | | Ничего не знаю | | Могу рассказать другим | |
- Что же такое «Ломаная линия», давайте вспомним. (1 ученик работает со словарём Ожегова) Предполагаемый ответ уч-ся: «Ломаная линия – это геометрическая фигура, состоящая из точек и соединяющих их отрезков. Точки называются вершинами ломаной линии, а отрезки – звеньями. -Какие виды ломаных линий знаете? (замкнутые и незамкнутые) Ломаная линия в математике (по С.И. Ожегову) – линия из соединяющихся под углом отрезков прямых линий/. Можно ли сказать, что данные фигуры (которые помогли нам сформулир. тему урока) – это ломаные линии? -Докажите. /1 гр. Замкнутая ломаная линия, состоящая из…. вершин, … звеньев / - Укажите ломаные линии, которые совпадают по какому-либо признаку. Проблема: Можно ли по чертежу, на глаз, сравнивая три ломаные линии, установить, какая из них длиннее? (трудно) -Какую цель мы поставим перед собой? /научиться находить длину ломаных линий/ -Что поможет нам в реализации целей? / знания, учебник, учитель, товарищи/ 3. Открытие нового знания. 3.1. Обсуждение проблемного вопроса. -Как же узнать длину ломаной? -Каковы ваши предположения? /ответы детей/ -Машу с Мишей - героев наших учебников занимает этот же вопрос. 3.2. Работа по учебнику. Чтение пояснительного текста с. 114 -Выделим ключевые слова и составим алгоритм нахождения длины ломаной линии. Алгоритм: Измерить длину каждого звена. Сложить полученные результаты. Записать результат измерения. -Последуем совету Маши и Миши, и вычислим длину ломаных линий с помощью составленного нами алгоритма. Индивидуально-групповая работа по учебнику № 3, с. 115. /каждый член группы самостоятельно измеряет длину ломаной линии, результаты обсуждаются в группе, длину ломаной линии сообщает командир, показывая ответ математическим веером/ 1гр. - 18 см 2 гр. – 10 см 3 гр. – 12 см -Молодцы, группы правильно справились со своим заданием. 3.4. Первое задание бюро. -С понятием «длина ломаной линии» люди сталкиваются не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Приведите примеры. -На что могут быть похожи ломаные линии, которые встретились нам в начале урока? /на домик, букву М и др./ -Ребята, мне хочется открыть вам одну маленькую тайну. Закройте на минутку глаза. /меняется слайд и ломаные линии превращаются в созвездия/. Созвездие «Ящерица» Созвездия «Цефей», «Кассиопея» /музыка, рассказ учителя/ -Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в таинственный, неведомый, но очень интересный мир. Если посмотреть внимательно на звёздное небо, то можно выделить отдельные группы звёзд – созвездия. Большинство из которых похожи на замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Свои названия они получили в глубокой древности. В большинстве случаев они носят имена царей, героев, предметов. -А сейчас по заданию расчётно-конструкторского бюро нам предстоит изучить данные созвездия по следующему плану: План: Название созвездия. История /легенда/- Количество самых ярких звёзд /вершин/. Количество звеньев, соединяющих вершины Расстояние между звёздами /длина ломаной/ 3.5. Отчёт групп о проделанной работе. Физминутка Мы дружно трудились, Немного устали. Быстрее все сразу За партами встали. Руки поднимем, Потом разведём Вот как под музыку все отдохнём Гимнастика для глаз «Звёздная страна» 3.6. Творческое задание /моделирование/. -Мы можем мысленно путешествовать во Вселенной, переводя свой взгляд от одного созвездия к другому. Наше воображение уносит нас далеко-далеко, мы можем даже представить себя членами экипажа какого-нибудь фантастического звездолёта, который уносит нас к далёким, ещё неизвестным человечеству созвездиям. И ваша задача придумать модель созвездия, назвать его. 3.7. Тест Итог урока. Рефлексия деятельности. 1. Итог урока. - Вот и подошёл к концу наш урок, девизом которого были слова «Учитесь открывать тайны!» - Какие тайны вы сегодня для себя открыли? (ответы уч-ся) - Расскажите по схеме: узнал (а) Я запомнил (а) смог(ла)
2. Рефлексия деятельности. - Оцените свои знания по теме к концу урока. Карта успеха Начало урока | Самооценка | Конец урока | Самооценка | Знаю всё | | Знаний стало больше | | Знаю мало | | Ничего нового не узнал | | Ничего не знаю | | Могу рассказать другим | | Спасибо за старание. Ведь главное – желание, А навыки и знания с годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока. Отдохнуть пришла пора. Что узнали на уроке. Не забывайте никогда! |