Предмет: математика
Класс – 2
УМК «Перспектива»
Тема урока: "Делимое. Делитель. Частное."
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), расширение понятийной базы за счетвключения в нее новых элементов (ввести понятия «делимое", "делитель", "частное")
Задачи урока:
Предметные. В совместной деятельности с учителем учиться: использовать математическую терминологию (делимое, делитель, частное) при прочтении и записи действия деления; выполнять умножение и деление в пределах изученных табличных случаев умножения и деления.
Метапредметные:
регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; работать по заданному плану, алгоритму; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации ( таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения);
коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; отвечать на вопросы учителя.
Личностные. Элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; адекватная оценка результатов своей учебы, понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к школе, к предмету математики; осознанно выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельност.
- Подумайте, какие качества нужны для успешной работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность...). Чтобы урок прошел успешно надо:
Работать старательно и активно
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок
Узнать что-то новое самостоятельно
Порадоваться за товарища
Получить "5"
II. Устный счет.
Игра "Молчанка". (запись на экране)
- Запишите только ответы в тетради:
4 5 6 18 7 12 9 16 10 2 14 20 (ответы – 8 10 12 9 14 6 18 8 5 4 7 10)
- Все однозначные числа умножь на 2, а двузначные раздели на 2.
- Что повторили, выполняя это задание? (таблицу умножения и деления на 2).
- Посмотрите на ряд чисел, который у вас получился, оцените свою работу.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- У кого 1 или 2 ошибки?
- У кого три и более ошибок? Почему допустили столько ошибок? Что надо сделать, чтобы их не было?
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. На экране даны числовые выражения:
3 х 2 12 - 5 6 + 8 18 : 2 6 х 3 14 – 7 12 + 7 12 : 3
- Распределите примеры на группы. (примеры на сложение, вычитание, умножение, деление)
- Назовите компоненты сложения, прочитайте их разными способами и найдите значение выражений.
- Назовите компоненты вычитания, прочитайте разными способами и найдите значение выражений.
- Назовите компоненты умножения, прочитайте разными способами и найдите значение выражений.
- Какие примеры остались?
- В чем возникло затруднение? ( не знаем компонентов деления).
IV. Постановка целей и формулирование темы урока.
- Какая же задача будет стоять перед нами сегодня на уроке?
V. Открытие нового знания.
18 : 2 = 9
- Назовите первое число в выражении. Что делают с этим числом? Подумайте, какое бы название можно дать этому числу?
-Число, которое делят, называется ДЕЛИМОЕ.
- Назовите число в выражении, на которое делят. Его называют ДЕЛИТЕЛЬ.
- Чему равно значение этого выражения?
- 9 - это часть от деления чисел 18 и 2. Попробуйте предположить, как называется результат действия деления... ЧАСТНОЕ
- Запомните, что и сам пример 18 : 2 также называют ЧАСТНЫМ.
- Какие же главные слова будут звучать сегодня на уроке? (Делимое. Делитель. Частное.)
- А какие еще задачи нам предстоит решить в ходе урока? Как вы думаете? Научиться читать выражения разными способами, называя компоненты при делении.
- А теперь прочитайте сами это выражение 18 : 2 = 9
VI. Первичное закрепление.
(Работа с экраном)- Прочитайте примеры, называя компоненты, при делении
8 : 2 12 : 3 9 : 3
6 : 3 14 : 2 16 : 2
- Выполните вычисления и назовите частное в каждом примере.
- Выпишите в тетрадь только те примеры, в которых делимое больше 10.
- Сколько примеров было решено?
VII. Физминутка. Гимнастика для глаз " Поймай точку".
VIII. Тренировочные упражнения по теме урока.
1. Работа с учебником. Решение задач. Проговаривание решения задач, используя термины:делимое, делитель, частное. № 1, 2, 3 с. 88-89.
2. Сейчас вы займетесь исследовательской деятельностью, а потом расскажете какой компонент неизвестен и как его нашли.(Задание на карточках). Работа в парах.
12 : 3 = ?
6 : ? = 2
? : 2 = 7
- Найди неизвестное число, вставь в окошко, подпиши компоненты деления.
- Пара, которая справится с заданием , поднимает карточку вверх.
Учащиеся объясняют, какой компонент был неизвестен, как его нашли. Сверяют правильность с образцом на экране.
3. Работа в рабочей тетради (с. 76) Самостоятельная работа.
№ 1 - По каждому рисунку составь и реши два примера на деление.
№ 2 - Заполни пропуски в таблицах, выполнив вычисления.
- Поднимите руку, кто сам сможет найти неизвестный компонент, воспользовавшись полученными знаниями. Кому нужна помощь?
3. Тест
а) Подчеркните выражения, в которых нужно найти частное:
4 + 3 5 х 2 6 : 3 8 - 4 4 3 12 : 2
б) В выражениях подчеркни делитель:
16 : 2 = 8 3 х 5 = 15 2 х 7 = 14 8 : 4 = 2
в) В данных равенствах подчеркни частное чисел:
2 х 9 = 18 18 : 3 = 6 12 : 4 = 3 10 : 2 = 5
г) В данных равенствах обведи кружочком делимое:
15 : 3 = 5 3 х 2 = 6 14 : 2 = 7 9 - 4 = 5
д) Подчеркни правильный ответ на вопрос: " Какое самое большое число при делении?"
частное делимое делитель
(Самопроверка по образцу на экране)- Оцени свою работу.
IХ.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какие цели мы поставили в начале урока? Достигли мы этих целей?
- С какими математическими терминами сегодня познакомились?
- Какое задание было самым трудным?
Х. Домашнее задание. Уч. № 6, №7, №8 с. 89