развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию логического мышления, умению оценивать свою работу;
развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке;
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, толерантность, ответственное отношение к учебному труду, ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своих одноклассников.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве, контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной речи, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов , инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация, адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения.
Организационный момент. Включение в деловой ритм. Настрой на урок.
Приветствие.
Устная работа (фронтальная работа с классом)
Слайд №2
Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, вас ждут необычные задания, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.
А что вы уже знаете о дробях? (ученики высказывают свои предположения)
Обратите внимание на доску. Предлагаю устно решить 3 задания:
Слайд 3-6
№1. Из указанных чисел: ; ; 45; 17; 5,7; 6; 41,31; назвать
Натуральные
Смешанные
Обыкновенные дроби
Какие числа остались? Чем они отличаются от обыкновенных дробей?
Эти числа имеют особое название , их называют – десятичные дроби.
Сообщение темы урока.
Что же это за числа? Знакомство с этими числами и будет целью нашего урока. Запишите в тетрадях число. Оставьте место для темы урока.
С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, массу, вести расчет за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби: они были известны ещё в древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Дроби записывали в виде палочек – это была целая часть, а палочки в два раза меньше – означали дробные части. У людей возникла необходимость ввести числа более удобные для расчета и вычислений.
Что бы вы хотели узнать о десятичных дробях? (выслушиваются мнения детей).
(Как записываются; как читаются; для чего нужны; история возникновения; действия с десятичными дробями; как сравнивать десятичные дроби)
Слайд 7
Изучение нового материала.
Слайд 8
Математический диктант (у доски один ученик)
Записать в тетради в столбик смешанные числа
5 ; 42 ; 1; 3; 8; 7.
Слайд 9
Проверь и оцени себя.
Назвать целую и дробную часть каждого числа.
Посмотрите на знаменатели, что вы заметили?
Чем похожи эти числа?
Слайд 10
В XVI веке (1585г.) нидерландский математик Симон Стевин придумал для дробей более короткую и удобную запись.
Слайд 11
Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.
Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по – новому.
Запишите тему урока «Десятичная запись дробных чисел».
Слайд 12
Алгоритм с примером
Слайд 13
Полностью алгоритм. (Ученики читают и проговаривают каждый пункт. )
Слайд 14
Учить читать десятичные дроби
Закрепление.
Вернёмся к смешанным числам, которые вы записали в тетрадях и запишем их без знаменателя.
Слайд 15
Записать в виде десятичных дробей.
5,7; 42,52; 1,03; 3,382; 8,001; 7,0034.
Прочитать полученные десятичные дроби
6.Релаксационная пауза.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Слайд16
7. Работа с учебником.
1.Упражнение по учебнику, направленное на формирование умения записывать обыкновенные дроби в виде десятичных, №1144(работа парами)
2.Упражнение по учебнику направленное на формирование умения читать десятичные дроби, №1145.
Слайд 17(в зависимости от времени и от уровня развития класса)
Записать данные числа в таблицу.
Назвать младший разряд.
Назвать разряд содержащий цифру 3.
Ученикам предлагается самим выставить себе оценку за весь урок по следующим критериям:
Оценка за устную работу
Оценка за выполнение №1144
Оценка за выполнение №1145
Оценка за работу в паре над таблицей
Итоговая оценка за работу на уроке
8.Подведение итогов урока.
Наш урок заканчивается. Чему вы сегодня научились?.(Мы сегодня разобрали, как читать ,записывать десятичные дроби)А наш урок достиг целей? Это мы сейчас проверим.
Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
Как называют часть числа, записанную перед запятой?
Как называют часть числа, записанную после запятой?
Как определить, сколько знаков должно быть после запятой в записи десятичной дроби?
7.Домашнее задание:
1. п.30, №1166,1167,1165(1,3),1171(а)
2. Творческое задание: Подготовить презентацию или сообщение на тему «Возникновение дробных чисел»