kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики, презентация для урока в 5 классе по теме:"Десятичная запись дробных чисел."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок введения нового материала в 5 классе по теме:"Десятичная запись дробных чисел" по учебнику Н.Я. Виленкин.

Это первый урок по теме. Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби. Презентация содержит подробное введение нового материала с привлеченем к работе учащихся. Все этапы урока отражены в презентации. Есть промежуточный контроль и самоооценка своей деятельности на всех этапах урока. В плане урока  отражается деятельность учителя и учащихся на всех этапах урока. в таблице 2 представлены сигнальные карточки, которые используются детьми для самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока, математика 5 класс , десятичная запись дробных чисел.»

ПЛАН УРОКА
Десятичная запись дробных чисел.



ФИО (полностью)

Павленко Лидия Богдановна

Место работы

МБОУ СОШ №11 г.Искитим

Должность

учитель

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Десятичная запись дробных чисел, 1

Базовый учебник

«Математика. 5 класс», Н. Я. Виленкин и др.

8 Цель урока:

ознакомить учащихся с десятичной дробью;

учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

9. Задачи:

- обучающие

* ввести понятие десятичной дроби через обыкновенные дроби, имеющие в знаменателе разрядные единицы (10, 100, 1000 и т.д.)

* познакомить с названиями десятичных разрядов дробной части числа,

* научить читать и записывать десятичные дроби.

-развивающие

* способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, логика)

-воспитательные

* прививать навыки самообразования, умение работать в парах, индивидуально, в группах.

  1. Тип урока

Введение нового материала

  1. Формы работы учащихся

Преимущественно самостоятельная (в парах, в тетрадях, с учебником, коллективное обсуждение)

  1. Необходимое техническое оборудование

Компьютер + мультимедийный проектор + экран.

Сигнальные карточки у каждого( кружочки)

Структура урока и ход урока Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР,

слайда в презентации.


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.

Слайд 3

Приветствие учащихся.

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Толька лишь оценку пять.

Проверка собственной готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей,

Правильная посадка.

1 - 2

2

Мотивация урока

Слайд 4

Обращается к детям. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С. И. Ожегова о нем написано так:

– это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;

– это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;

– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

Беседа с учителем:

пытаются выполнить задания учителя и находят ответ. Это дробь.


2

3




Устная работа.

Подготовка к изучению нового материала через повторение.

Слайд 5

Предлагаю прочитать дроби: ; ;;; ; ; ; ; ; . Предлагаю разделить их на две группы. Какие? Что интересного заметили у этих дробей?

Читают дроби по цепочке.

Находят ответ на вопрос учителя. Это правильные и неправильные дроби. Отвечают: все дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.

1

4

Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материала.

Слайды 6,7,8.

Предлагает задание: выразите 6дм 3см в дециметрах и 4ц17кг в центнерах. После проверки. Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями, т. е. 10, 100, 1000 и т. д.? С такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т. д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными.

Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся.

Пишут в тетрадях.

Задания группам: 1 вариант и 2 вариант.

Проверяют ответы. Пишут в тетрадях тему урока.









Сосредоточить внимание на слайд №8.

4

5

Основная часть.

Изучение нового материала

Тренажёр «Разрядная таблица» (натуральные числа, десятичные дроби) Вставить в презентацию.

(http://school-collection.edu.ru/catalog/)

Слайд 9

Предлагаю ответить на вопросы.

1. Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц)

2.  Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби)

3.  Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз)

Этот разряд мы называем десятые доли единиц.

4. Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз)

5.  Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц)

Демонстрирует варианты ответов в Тренажёр через проектор

Беседа с учителем.

Работа индивидуальная.

Предлагают свои варианты ответов через сигнальные карточки.

3


Осмысление нового материала.

Слайды 10, 11, 12

Предлагает познакомиться с новым материалом посредством слайдов.

Выступает в роли консультанта либо демонстрирует слайды. Показывает правильное чтение десятичных дробей. Числа со знаменателями 10; 100; 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя. Целую часть отделяют от дробной части запятой.

Вместо пишут 6,3 (читают «6 целых 3 десятых»)

Вместо пишут 4,17 (читают «4 целых 17 сотых»)

Выводы демонстрирует на слайдах

Изучают теоретический материал в парах по учебнику и записывают в тетрадь примеры.

Читают дроби.

Делают выводы и записывают в тетрадь примеры:

5

6

Рубрика.

Это интересно.

Слайд 13

Предлагает информацию на слайде. Обыкновенные дроби вошли в математику очень давно: они были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Десятичные дроби появились позже: их впервые ввели в математику независимо друг от друга математик и астроном Аль-Каши (ХV век) и нидерландский математик и инженер Симон Стевин в ХVI веке. В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – «Арифметике» Магницкого.

В калькуляторах целая часть и дробная отделяются точкой. Такая форма записи принята в США и других странах. У нас принято отделять целую часть от дробной запятой.

Дети слушают.

2

7

Первичное закрепление.

Слайд 14

Предлагает задание: дроби слайда №5 распределить на два столбика правильные и неправильные и записать в виде десятичных. Консультирует, помогает.

Пишут в тетрадях переводя дроби в десятичные и сверяют ответы.

2

8

Физкультминутка.

Слайд 15

Демонстрирует текст физкультминутки.

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши- ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.

Выполняют движения и читают (знают наизусть или пользуются текстом)

1,5

9

Закрепление материала.

Слайд 16

Предлагает выполнить задание в тетрадях № 1144 из учебника с последующей проверкой.

2,4; 4,9; 24,25; 98,03; 1,01; 1,1; 4,333; 8,045; 75,0008; 9,565.

Решают на доске и пишут в тетрадях. Можно проверить ответы с помощью слайда.

3

10

Устная работа.

Слайд 17

Предлагает задание №1145 из учебника по рядам: а) 1ряд, б) 2ряд, в) 3 ряд. Демонстрирует на слайдах.

Работа с учебником. Читают десятичные дроби. Если 1 ряд читает, то другие для оценки применяют сигнальные карточки.

3

11

Промежуточный контроль знаний. Проверь себя.

Слайд 18

Выступает в роли консультанта, предлагая № 1146 из учебника: а) 1 вариант, б) 2 вариант. Демонстрирует ответы на слайде.

Выполняют в тетрадях, а при проверке ответов обмен тетрадями с соседом. Оценку ставят по рекомендации учителя.

3

12

Повторение.

Слайды 19,20

Предлагаю решить ребус.

Предлагает решить задачу №1164 из учебника. Проводит анализ задачи, задает вопросы.

О чем говорится в задаче. Сколько было арбузов? Что сказано про массу одной дыни. Чему равна общая масса? Что удобнее обозначить за х?

Демонстрирует решение на слайде.

Беседа с учителем . Находим ответ. (задача)

Читают условие задачи. Беседа с учителем. Решают в парах самостоятельно, пишут в тетради с последующей проверкой на слайде. Оценивают участие каждого в решении.

7

13.

Дополнительно.

Самостоятельная работа.








Слайд 21

Предлагает решить №1151 по рядам:

А) 1ряд, Б) 2ряд, В) 3 ряд. Демонстрирует ответы на слайде.

6² + 24

: 12

× 20

+ 60

: 32

Ответ: 5

2³ × 9

- 34

+ 18

: 14

× 25

Ответ:100

6 м 20 см

: 31

+ 30 см

× 4

- 1 м 60см

Ответ: 40см



Работают в тетрадях. Проверка ответов и самооценка.

2

14

Рефлексия

Слайды 22, 23

Предлагает ответить на вопросы. Что нового для себя узнали? В чём затруднялись? Чему научились? Какую проблему ставили на уроке? Удалось ли нам её решить?

Предлагает оценить степень усвоения материала. Получил отличные знания. Усвоил хорошо материал. Усвоил материал частично.

Беседа с учителем.

Обсуждают степень выполнения задач урока, Выбирают оценку на слайде.

2

15

Домашнее задание.

Слайд 24

Демонстрирует задание на слайде:

п. 30, №1166(а), №1169. Комментирует его. Спасибо за урок!

Записывают задание в дневник

0,5









Литература.

1. Н.Я.Виленкин и др., «Математика 5», «Мнемозина», Москва, 2008

2. Орлов А.С. “Основы курса истории.”-М.:Простор, 2000.

3. Журнал «Математика в школе».

4. Интернет-ресурсы.

5. http://www.festival.1september.ru

6. http://www.it-n.ru





Просмотр содержимого презентации
«математика 5 класс, десятичная запись дробных исел»

Десятичная запись дробных чисел  5 класс.  Урок введения новой темы по учебнику  Математика - 5, Н.Я. Виленкин Учитель математики МБОУ СОШ №11 г. Искитима Павленко Л.Б.

Десятичная запись дробных чисел 5 класс. Урок введения новой темы по учебнику Математика - 5, Н.Я. Виленкин

Учитель математики МБОУ СОШ №11

г. Искитима Павленко Л.Б.

Цели урока:

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с десятичной дробью;
  • учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять.

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Толька лишь оценку пять.

Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С. И. Ожегова о нем написано так: – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
  • Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок.
  • Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С. И. Ожегова о нем написано так:
  • – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;

2) – это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;

3) – она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

Дробь

Как сказал Р. Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”.

Так будем же любознательными!

Дробь

Прочитайте дроби

Прочитайте дроби

На какие две группы их можно разделить?  Кликните мышкой.

На какие две группы их можно разделить? Кликните мышкой.

Задания группам Выразите в дециметрах Выразите в центнерах Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями , т. е. 10, 100, 1000 и т. д.? С такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т. д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными.

Задания группам

Выразите в дециметрах

Выразите в центнерах

Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями , т. е. 10, 100, 1000 и т. д.? С такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т. д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными.

6, ……. Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся. Дробь десятичная, Такая отличная. Обыкновенной сестрица, В знаменателе у нее Разрядная единица. Чтобы ее прочитать, Нужно разряды десятых долей знать.

6, …….

Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся.

Дробь десятичная,

Такая отличная.

Обыкновенной сестрица,

В знаменателе у нее

Разрядная единица.

Чтобы ее прочитать,

Нужно разряды десятых долей знать.

Вопросы 1. Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц) 2.  Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби) 3.  Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз) Этот разряд мы называем десятые доли единиц. 4. Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз) 5.  Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц)

Вопросы

1. Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц)

2.  Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби)

3.  Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз)

Этот разряд мы называем десятые доли единиц.

4. Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз)

5.  Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц)

Осмысление нового материала Числа со знаменателями 10; 100; 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Вместо пишут 6,3 (читают «6 целых 3 десятых») Вместо пишут 4,17 (читают «4 целых 17 сотых»)

Осмысление нового материала

Числа со знаменателями 10; 100; 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя.

Целую часть отделяют от дробной части запятой.

Вместо пишут 6,3 (читают «6 целых 3 десятых»)

Вместо пишут 4,17 (читают «4 целых 17 сотых»)

Выводы Любое число , знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.

Выводы

Любое число , знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.

Выводы! Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру 0. Пишут (читают «0 целых 57 сотых») 2) После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр сколько нулей в знаменателе.  ( в знаменателе 3 нуля, в числителе 2 цифры, поэтому в числителе добавляем впереди один нуль)

Выводы!

  • Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру 0.

Пишут (читают «0 целых 57 сотых»)

2) После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр сколько нулей в знаменателе.

( в знаменателе 3 нуля, в числителе 2 цифры, поэтому в числителе добавляем впереди один нуль)

Это интересно Обыкновенные дроби вошли в математику очень давно: они были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Десятичные дроби появились позже: их впервые ввели в математику независимо друг от друга математик и астроном Аль-Каши (ХV век) и нидерландский математик и инженер Симон Стевин в ХVI веке. В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – «Арифметике» Магницкого. В калькуляторах целая часть и дробная отделяются точкой. Такая форма записи принята в США и других странах. У нас принято отделять целую часть от дробной запятой. Стевин Симон  (1548 - 1620)

Это интересно

Обыкновенные дроби вошли в математику очень давно: они были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Десятичные дроби появились позже: их впервые ввели в математику независимо друг от друга математик и астроном Аль-Каши (ХV век) и нидерландский математик и инженер Симон Стевин в ХVI веке. В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – «Арифметике» Магницкого.

В калькуляторах целая часть и дробная отделяются точкой. Такая форма записи принята в США и других странах. У нас принято отделять целую часть от дробной запятой.

Стевин Симон  (1548 - 1620)

Выпишите в тетрадь дроби в столбик. Замените их десятичной записью.  Правильные Неправильные      Молодцы!

Выпишите в тетрадь дроби в столбик. Замените их десятичной записью. Правильные Неправильные

Молодцы!

Физкульминутка!  Из-за парт мы выйдем дружно,  Но шуметь совсем не нужно.  Встали прямо, ноги вместе,  Поворот кругом на месте.  Хлопнем пару раз в ладошки  И потопаем немножко.  А теперь представим, детки,  Будто руки наши- ветки.  Покачаем ими дружно,  Словно ветер дует южный.  Ветер стих. Вздохнули дружно.  Нам урок продолжить нужно.  Подравнялись, тихо сели  И на доску посмотрели.

Физкульминутка!

Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши- ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.

Решите №1144  2,4; 4,9; 24,25; 98,03; 1,01; 1,1; 4,333; 8,045; 75,0008; 9,565.

Решите №1144

2,4; 4,9; 24,25;

98,03; 1,01; 1,1;

4,333; 8,045;

75,0008; 9,565.

Прочтите дроби № 1145 1,579 5,64 2,7 11,4 12,882 21,87 326,703 381,77 401,1 666,6 145,008 54,60 21,094 2,80 0,8 9,9 0,049 0,55 0,09 99,9 0,001 0,001 909,9 203,6

Прочтите дроби № 1145

1,579

5,64

2,7

11,4

12,882

21,87

326,703

381,77

401,1

666,6

145,008

54,60

21,094

2,80

0,8

9,9

0,049

0,55

0,09

99,9

0,001

0,001

909,9

203,6

Проверь себя! №1146 А) 1 вариант Б) 2 вариант 7,8 6,006 5,45 0,02 0,59 9,003 78,01 785,005 4,601 33,0008 76,032

Проверь себя! №1146

А) 1 вариант

Б) 2 вариант

7,8

6,006

5,45

0,02

0,59

9,003

78,01

785,005

4,601

33,0008

76,032

Угадай ребус!

Угадай ребус!

Решите № 1164 Пусть масса х кг.  Тогда масса 2х кг.  Тогда масса ?  Общая масса (3х + 2х) кг. А по условию задачи общая масса составляет 10 кг. Значит можно составить уравнение: 3х + 2х = 10 5х = 10 х = 10 : 5 2 кг – масса дыни, 2 × 2 = 4 (кг) – масса  х = 2 Ответ: масса арбуза 4 кг.

Решите № 1164

Пусть масса х кг.

Тогда масса 2х кг.

Тогда масса ?

Общая масса (3х + 2х) кг.

А по условию задачи общая масса

составляет 10 кг.

Значит можно составить уравнение:

3х + 2х = 10

5х = 10

х = 10 : 5 2 кг – масса дыни, 2 × 2 = 4 (кг) – масса

х = 2 Ответ: масса арбуза 4 кг.

Самостоятельная работа.№ 1151. 1 ряд 2 ряд 3 ряд  2³ × 9  - 34  + 18  : 14  × 25  6² + 24  6 м 20 см  : 31  : 12  × 20  + 30 см  + 60  × 4  : 32 - 1 м 60см  5 100 40 см

Самостоятельная работа.№ 1151.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

2³ × 9

- 34

+ 18

: 14

× 25

6² + 24

6 м 20 см

: 31

: 12

× 20

+ 30 см

+ 60

× 4

: 32

- 1 м 60см

5

100

40 см

Рефлексия

Рефлексия

  • - Что нового для себя узнали?
  • - В чём затруднялись?
  • - Чему научились?
  • - Какую проблему ставили на уроке?
  • - Удалось ли нам её решить?
Самооценка!  Получил отличные знания.   Усвоил хорошо материал.   Усвоил материал частично.

Самооценка!

Получил отличные знания.

Усвоил хорошо материал.

Усвоил материал частично.

Спасибо за урок! Домашнее задание.   П 30; №1166(а); 1169

Спасибо за урок!

Домашнее задание.

П 30; №1166(а); 1169


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Павленко Лидия Богдановна

Дата: 07.07.2014

Номер свидетельства: 109515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства