Десятичная запись дробных чисел 5 класс. Урок введения новой темы по учебнику Математика - 5, Н.Я. Виленкин
Учитель математики МБОУ СОШ №11
г. Искитима Павленко Л.Б.
Цели урока:
- ознакомить учащихся с десятичной дробью;
- учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.
- Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок.
- Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С. И. Ожегова о нем написано так:
- – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
2) – это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;
3) – она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.
Дробь
Как сказал Р. Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”.
Так будем же любознательными!
Дробь
Прочитайте дроби
На какие две группы их можно разделить? Кликните мышкой.
Задания группам
Выразите в дециметрах
Выразите в центнерах
Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями , т. е. 10, 100, 1000 и т. д.? С такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т. д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными.
6, …….
Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся.
Дробь десятичная,
Такая отличная.
Обыкновенной сестрица,
В знаменателе у нее
Разрядная единица.
Чтобы ее прочитать,
Нужно разряды десятых долей знать.
Вопросы
1. Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц)
2. Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби)
3. Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз)
Этот разряд мы называем десятые доли единиц.
4. Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз)
5. Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц)
Осмысление нового материала
Числа со знаменателями 10; 100; 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя.
Целую часть отделяют от дробной части запятой.
Вместо пишут 6,3 (читают «6 целых 3 десятых»)
Вместо пишут 4,17 (читают «4 целых 17 сотых»)
Выводы
Любое число , знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.
Выводы!
- Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру 0.
Пишут (читают «0 целых 57 сотых»)
2) После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр сколько нулей в знаменателе.
( в знаменателе 3 нуля, в числителе 2 цифры, поэтому в числителе добавляем впереди один нуль)
Это интересно
Обыкновенные дроби вошли в математику очень давно: они были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Десятичные дроби появились позже: их впервые ввели в математику независимо друг от друга математик и астроном Аль-Каши (ХV век) и нидерландский математик и инженер Симон Стевин в ХVI веке. В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – «Арифметике» Магницкого.
В калькуляторах целая часть и дробная отделяются точкой. Такая форма записи принята в США и других странах. У нас принято отделять целую часть от дробной запятой.
Стевин Симон (1548 - 1620)
Выпишите в тетрадь дроби в столбик. Замените их десятичной записью. Правильные Неправильные
Молодцы!
Физкульминутка!
Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши- ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
Решите №1144
2,4; 4,9; 24,25;
98,03; 1,01; 1,1;
4,333; 8,045;
75,0008; 9,565.
Прочтите дроби № 1145
1,579
5,64
2,7
11,4
12,882
21,87
326,703
381,77
401,1
666,6
145,008
54,60
21,094
2,80
0,8
9,9
0,049
0,55
0,09
99,9
0,001
0,001
909,9
203,6
Проверь себя! №1146
А) 1 вариант
Б) 2 вариант
7,8
6,006
5,45
0,02
0,59
9,003
78,01
785,005
4,601
33,0008
76,032
Угадай ребус!
Решите № 1164
Пусть масса х кг.
Тогда масса 2х кг.
Тогда масса ?
Общая масса (3х + 2х) кг.
А по условию задачи общая масса
составляет 10 кг.
Значит можно составить уравнение:
3х + 2х = 10
5х = 10
х = 10 : 5 2 кг – масса дыни, 2 × 2 = 4 (кг) – масса
х = 2 Ответ: масса арбуза 4 кг.
Самостоятельная работа.№ 1151.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
2³ × 9
- 34
+ 18
: 14
× 25
6² + 24
6 м 20 см
: 31
: 12
× 20
+ 30 см
+ 60
× 4
: 32
- 1 м 60см
5
100
40 см
Рефлексия
- - Что нового для себя узнали?
- - В чём затруднялись?
- - Чему научились?
- - Какую проблему ставили на уроке?
- - Удалось ли нам её решить?
Самооценка!
Получил отличные знания.
Усвоил хорошо материал.
Усвоил материал частично.
Спасибо за урок!
Домашнее задание.
П 30; №1166(а); 1169