Тема Арифметические действия с натуральными числами.
(учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий)
Цель: создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков алгебраических действий с натуральными числами и способов действий в измененных условиях и нестандартных ситуациях.
Ход урока
1.Организационный момент.(слайд №2)
В труде применяем сложение,
Сложению честь и почет!
К умениям прибавим терпение,
И сумма успех принесет.
Нельзя забывать вычитание.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы стараний и знаний
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умножение поможет,
Чтобы полезной работа была,
Стократ трудолюбие умножим-
Умножатся наши дела.
Деление служит на деле,
Оно нам поможет всегда.
Кто трудности поровну делит-
Разделит успехи труда!
Поможет любое из действий-
Они нам удачу несут.
И в жизни поэтому вместе.
Шагают наука и труд.
II. Формулирование темы и задач урока
-Вам понравилось стихотворение? Чем оно вам понравилось?
(ответы учащихся)
-Очень хорошо вы сказали. Прочитанные строки очень хорошо подходят к нашему сегодняшнему уроку. Она будет связана с алгебраическими действиями.
Итак, сегодня мы будем совершенствовать навыки алгебраических действий (деление, умножение, сложение вычитание), будем учиться обосновывать свои решения, находить ошибки и исправлять их, оценивать свою работу и работу своих одноклассников. А вот в какой форме мы будем это делать, для вас сюрприз. Чтобы это узнать поиграем в игру.
(Арифметические действия с натуральными числами) (слайд 3). Запишите число и тему урока в тетради. Отгадайте: «С чем сегодня будет связано содержание задач»
Поиграем в игру!
III.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Каждый ряд, сидящие друг за другом ученики, – 1 команда (всего 6 команд)
Выполняют вычисления выражений по цепочке, последний ответ соответствует карточке, закрепленной на доске, на обратной стороне, которой буква, зашифрованного слова.
+16
– 18
+78
: 2
14
→
30
→
12
→
90
→
45
х30
–12
:9
+3
4
→
120
→
108
→
12
→
15
х15
+60
:3
–15
6
→
90
→
150
→
50
→
35
+18
+49
+ 7
– 22
23
→
41
→
90
→
97
→
75
х3
+18
х5
:6
14
→
42
→
60
→
300
→
50
: 3
: 9
: 1
: 3
81
→
27
→
3
→
3
→
1
Ответы: 45 – К; 15 – О; 35 – С; 75 – М; 50 – О; 1 – С.
КОСМОС
Итак, вы догадались, с чем будет связана наша тема урока?
(ответ детей)
Мы с вами отправляемся в большое космическое путешествие.
(слайд №7)
IV. Решение устных задач:
1.Мы летим, мимо нас проносятся планеты. Движутся они каждая по своей орбите со скоростью 30 км/с. А мы летим со скоростью 5км/ с. Во сколько раз быстрее движутся планеты, чем наша ракета? (в 6 раз).
2.Мы с вами пролетаем через скопление звезд, которые образуют созвездия. Определите, какие созвездия встречаются на нашем пути (На слайде 6 созвездий) Учащиеся выполняют записанные на доске задания, и по правильным ответам определяют название созвездий.
2.Задание. (Слайд№10) Чтобы определить название созвездий нужно упростить выражения.
16∙37k =
65c∙12d =
75m∙4n =
20a∙25b =
Названия созвездий: Волк – ответ: 300mn; Кассиопея – ответ: 77cd; Цефей – ответ: 45ab, Журавль – ответ: 500ab, Павлин – ответ: 592k, Муха – ответ: 780cd.
Правильные созвездия: Павлин, Муха, Волк, Журавль - эти созвездия
Индивидуальная работа у доски. (Два ученика).
Задача:1
Экватор – условная линия пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли и перпендикулярной к оси вращения нашей планеты. Длина экватора составляет приблизительно 40075 км.
Сколько целых суток понадобится, чтобы объехать Землю по экватору, двигаясь со скоростью 175 км/ч?
- 40075:175=229(часов)
- 229:24=9 (остаток 13)
Фото 5 Земля
Задача 2.
Луна - единственный естественный спутник Земли. Диаметр Луны в 4 раза меньше земного. Найдите диаметр Луны (м), если диаметр Земли ≈12756 км.
Фото 7 Луна
Фронтальное решение задач (космический диктант )
с комментариями (слайд № 11-19)
Проверка индивидуального задания, ответы на вопросы.
Объединитесь в группы, создадим экипажи. (Групповая работа.)
V. Научно-исследовательская работа в группах
Задание: Используя эту таблицу:
1.Разместите планеты по возрастанию их размеров,
2.По возрастанию времени обращения вокруг Солнца,
3.По убыванию расстояния от Солнца.
№ п/п
Название планеты
Диаметр (в км)
Расстояние от Солнца
(в км)
Время обращения вокруг Солнца
1
Плутон
3000
5950 млн.
246 лет
2
Нептун
47530
4500 млн.
165 лет
3
Уран
52000
2975 млн.
82 года
4
Сатурн
120000
1427 млн.
30 лет
5
Юпитер
142800
778 млн.
12 лет
6
Марс
6790
228 млн.
675 дней
7
Земля
12756
150 млн.
365 дней
8
Венера
12100
114 млн.
225 дней
9
Меркурий
4880
50 млн.
91 день
Используя таблицу, ответьте на вопросы:
1 группа:
Во сколько раз Плутон дальше от Солнца, чем Уран? 5950:2975=2 (в 2 раза)
Во сколько раз диаметр Нептуна больше, чем Марса? 47530:6790=7 (в 7 раз)
Задача планеты Уран
Облака на этой планете могут мчаться со скоростью от 250 км/ч до скорости, в 3 раза большей. Найти разность, между максимальной и минимальной скоростями движения облаков.
Решение:
1)250*3=750(км/ч)
2)750 – 250=500(км/ч)
2 группа
Во сколько раз Плутон дальше от Солнца, чем Земля 5950:150=40 (в 40 раз)
Во сколько раз диаметр Сатурна больше, чем Плутона?120000:3000=40 (в 40 раз)
Задача планеты Плутон
Плутон делает полный оборот вокруг собственной оси за 5 земных суток. Сколько оборотов сделает Плутон за три земных года? Земной год составляет 365 земных суток.
Решение:
1)3*365=1095(сут.) за 3 года.
2)1095:5=219(оборотов)
3 группа
Во сколько раз время обращения вокруг Солнца у Марса больше, чем у Венеры?
675:225=3 (в 3 раза)
Во сколько раз Марс дальше от Солнца, чем Венера? 228:114=2 (в 2раза)
Задача планеты Меркурий
Расстояние Меркурия от Солнца составляет приблизительно 50 млн. км. Но межпланетные расстояния принято считать не в километрах, а в астрономических единицах. Одна единица равна расстоянию от Земли до Солнца, т.е. 150 млн.км. Во сколько раз расстояние от Солнца до Земли больше, чем от Солнца до Меркурия?
1)150:50=3(раза)
4 группа
Во сколько раз Нептун дальше от Солнца, чем Земля? 4500:150=30 (в 30 раз)
Во сколько раз диаметр Нептун больше чем Меркурия? 47530:4753=10 (в 10 раз)
Задача планеты Юпитер
Масса Сатурна в 3 раза меньше массы Юпитера, масса которого 1800 усл. единиц. Но масса Урана меньше массы Юпитера в 20 раз и на 10 меньше массы Нептуна. Масса Венеры в 20 раз меньше массы Нептуна. Во сколько раз Сатурн превосходит Венеру?
1)1800:3=600(усл. ед.) Сатурн
2)1800:20=90(усл. ед.) Уран
3)90+10=100(усл. ед.)Нептун
4)100:20=5(усл. ед.)Венера
5)600:5=120(усл. ед.)
5 группа
Во сколько раз Плутон дальше от Солнца, чем Марс? 5950:228=26 (в 26раз)
Во сколько раз время обращения вокруг Солнца у Плутона больше, чем у Урана? 246:82=3 (в 3 раза)
Задача планеты Сатурн
По своим размерам планета Сатурн уступает лишь Юпитеру: её диаметр – 120 000 км. У этой планеты достаточно много спутников. Диаметры Титана в 24 раза меньше Юпитера, а у Реи- в 80 раз меньше. У какого спутника диаметр больше: у Титана или у Реи?
1)120 000:24=5000(диаметр Титана)
2)120 000:80=1500(диаметр Рея)
6 группа
Во сколько раз время обращения вокруг Солнца у Земли больше, чем у Меркурия?
365:91=4 (в 4 раза)
Во сколько раз диаметр Венеры больше, чем Плутона?12100:3000=4 (в 4 раза)
Задача планеты Нептун
Земной год (годом называют период обращения планеты вокруг Солнца) равен 365 суток. А вот год на Нептуне не прожил бы, пожалуй, ни один человек. Год на Нептуне длится 164 земных года. За сколько же земных суток Нептун делает полный оборот вокруг Солнца?
1)164*365=59860(суток)
Отчет групп о проделанной работе.
(ответы детей)
Каждая группа выберет по одной планете Солнечной системы и подготовит краткую информацию и решенную задачу о выбранной планете:
1.Меркурий
2.Юпитер
3.Сатурн
4.Уран
5.Нептун
6.Плутон
VI. Практическая работа в парах (ТАНГРАММ)
Для того чтобы благополучно вернуться на Землю, постройте запасную ракету-корабль.
Игра «ТАНГРАММ».
1 задание – постройте ракету по предложенному контуру.
2 задание – постройте свою ракету.
VII. Рефлексия
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.Я почувствовал, что…
8.Я приобрел…
9. Я научился…
10.У меня получилось…
11.Я смог…
12.Я попробую…
13.Меня удивило…
14.Урок дал мне для жизни…
15.Мне захотелось…
VIII. Дом. задание.
Домашнее задание
П.18, №508,514.
Задача планеты Земля
По астрономическим меркам, Луна находится совсем недалеко от Земли: до неё всего примерно 340 272 км. Сколько часов займет путешествие от Земли до Луны и обратно, если воспользоваться ракетой, летящей со скоростью, близкой к скорости звука: 340 м/с