Конспект открытого урока в 5а классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Конспект открытого урока в 5а классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Данный урок я постаралась "оживить"экологическим компонентом, включая задачи урока воспитание бережливого отношения к природе родного края. Методическая цель урока: создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5а классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»»
Конспект открытого урока в 5а классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
I Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей.
II Введение в тему.
Я хочу вам предложить интересное задание: откройте 1-ый лист «Экологическая шифровка». Обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны. Если вы правильно выполните задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, о которых сегодня пойдет речь.(«Дроби»)(Приложение 1).Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились(Читают по цепочке)
А какие дроби мы изучаем? (Десятичные)
Ребята, а судя по такому началу урока, как вы думаете, о чем еще очень важном сегодня пойдет речь? (Об экологии) А вы думаете на уроке математики получится у нас рассуждать об экологии? (Да, нет) Попробуем?
III Целеполагание.
Кто может сказать о состоянии экологии в Пермском крае? (Говорит ученик или несколько).
Давайте представим себя юными экологами и сегодня на уроке будем решать задачи не из учебника, а экологические задачи о нашем родном крае. Перед вами карта Пермского края (Приложение). Жизнерадостно она сейчас выглядит? (Нет). Давайте постараемся озеленить наш Пермский край, решая задачи.
А вот и первая задача. На берегу реки Камы в п.Полазна отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.
1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов? 2)Сколько кг мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?
Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что достаточно сделать? (Вычесть, сложить дроби).
А вы умеете складывать и вычитать десятичные дроби? (Нет).
Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу?
Чем же мы сегодня займемся на уроке? (Будем учиться складывать и вычитать дес. дроби).
В тетрадях – число, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
А что мы будем делать для того, чтобы учиться складывать и вычитать дес. дроби?
Задачи урока:
Повторим , что мы знаем о десятичных дробях;
Найдем способ сложения и вычитания дес. дробей, сконструируем правило;
Порешаем экологические задачи;
Проверим свои знания.
IV. Актуализация опорных знаний.
1.По периметру класса на карточках –длины рек Пермского края. Записать их в порядке возрастания:
2.В таблицу разложить по разрядам десятичные дроби: 3,582 и 358,2.(Дети выполняют на раздаточном материале –приложение 2).
Тысячи
Сотни
Десятки
Единицы
Десятые
Сотые
Тысячные
Десятитысячные
3
5
8
2
3
5
8
2
Ребята, какой главный принцип записи и чтения десятичных дробей? (Позиционная система).
V. Открытие нового материала.
В таблице записать сумму этих чисел.( Ученик у доски записывает и объясняет).
Тысячи
Сотни
Десятки
Единицы
Десятые
Сотые
Тысячные
Десятитысячные
3
5
8
2
3
5
8
2
0
0
3
6
1
7
8
2
Если не обращать внимания на запятую, то какие числа получились? (Натуральные), а мы умеем складывать натуральные числа? (умеем)
А с какими числами сложить 2 и 8? (с нулями)
Вот вы и нашли способ сложения дес. дробей.
Повторим процедуру с вычитанием дес. дробей. (Ученик у доски находит разность чисел1055,033 и 72,04.Ответ:982,963)
Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить или вычесть дроби, мы будем чертить таблицу? (Нет)
Тогда как будем поступать? (Ученик у доски)
Правило(Приложение 3):
Записать дес. дроби друг под другом, чтоб запятая была под запятой;
Уравнять кол-во цифр после запятой;
Сложить или вычесть дроби, не обращая внимания на запятую;
Поставить запятую под запятыми в результате.
Правило - на слайде.
Работа в парах: задание:
Рассказать правило друг другу, затем привести один пример сложения или вычитания, 1 вариант объясняет 2 варианту еще раз.(2-3 мин.)
VI. Закрепление нового материала.
На слайде – задание: вместо цветочков и букашек вставить пропущенные знаки действий.
2. Ребята, теперь мы можем вернуться к задаче, которая вызвала у вас затруднение? (Можем)
Решают в парах, на закрытой доске ученик. Проверяем.
Решение в столбик:1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.
2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.
3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех туристов.
4) 1,94*100=194(кг) – мусора после ста туристов.
(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).
VII. Домашнее задание.(Приложение 4)
Продолжение VI. Закрепление нового материала.
3. На слайде числа: 25,4 0,9 2,04 14,6 100,9
Задания:
Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40млн км²)
Вычесть из первого с конца числа второе число сначала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100лет)
То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка.(500лет)
Сумму всех чисел умножьте на 0. Стекло не переработается в почве никогда.
Задачи – шутки:
Коля свой дневник закопал на глубину 5,4м, а Толя закопал свой дневник на глубину 12,7м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя?
Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле?
VIII. Первичный контроль усвоения новых знаний.
Итак, ребята, теперь я предлагаю вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили новое правило. По моей команде вы откроете конверты-сюрпризы, решите пример на карточке, найдете на нашей карте правильный ответ и украсите наш Пермский край зеленью лесов и полей и голубизной рек. (Примеры подобраны дифференцированно).
(Дети приклеивают картинки на карту, с другой стороны которых примеры на новые правила) .
IX. Подведение итогов урока.
Кто нашел правильный ответ – усвоил новый материал, а оставшиеся на карте незаполненные пятна – работа следующих уроков.
Вы видите, ребята, как вашими усилиями расцвела карта нашего необыкновенно красивого края (Приложение). А как в жизни вы можете помочь нашей живописной природе выживать и процветать? (Ответы уч-ся).
А каким новым правилом вы сегодня пользовались для решения задач?(дети проговаривают правило)
Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы!