Урок повторения по теме «Гипербола» для учеников 8 класса.
Тип урока: повторение изученного материала с элементами исторического материала и использования углублённых знаний по этой теме.
Образовательные результаты: отработать понятие «Гипербола» в различных ситуациях; уметь строить график гиперболы; находить координаты точек пересечения графиков; уметь работать в группе; воспитывать ответственность и аккуратность; использовать исторический материал.
Межпредметные результаты: уметь видеть график гиперболы в различных ситуациях; выполнять построение графика в различных видах; контролировать и оценивать результат построения; уметь видеть применение графика функции в других науках.
Предметные результаты: применять график функции в нестандартных ситуациях для решения уравнений, не выполняя построения графика, уметь находить координаты общих точек графиков функций.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, устная; письменная.
Использование оборудования: презентация, компьютер, карточки с заданиями на построение и чтение графика функции.
Класс разбивается на 4 группы, так чтобы группы были одинаковыми по знаниям. Группа выбирает консультанта и его помощника.
Урок ведёт учитель.
Что означает слово « гипербола»?
Как вы думаете, о каком графике функции идёт речь в этих высказываниях?
а) Пересечение конуса плоскостью параллельно оси?
б) Означает преувеличение.
в) В литературе используются такие выражения: «кровь лилась рекою»; «пот катится градом», «в сто сорок солнц закат пылал», «наметал стог сена выше тучи».
Речь идёт о гиперболе, которую называют Аполллониевой гиперболой второго порядка. Она названа в честь в честь геометра Аполлония родом из Перги ( в Памфилии), жившего 200 лет до Р.Х.
Проведение урока:
1 этап урока –разминка.
Вопросы для первой группы:
а) Назовите формулу для графика гиперболы. ( у = к/х)
б) От какого коэффициента зависит расположение графика? (от к)
В) Где располагается неизвестная переменная? ( в знаменателе)
Вопросы для второй группы:
а) В каких квадрантах располагается график функции, если к0? (1 и 3)
б) Может ли значение неизвестной быть равной нулю и почему? (нет; на 0 делить нельзя)
В) Может ли график функции быть в виде прямой? (нет)
Вопросы третьей группе:
а) Если к
б) Найти наибольшее значение функции у = 3/х на отрезк от -3 до -1 (-1)
в) Как расположен график у = к/модуль х? ( симметрично относительно оси оу)
Вопросы четвёртой группе:
а) Если к0, Х
б) Найти наименьшее значение функции у = 2/х на отрезке от -4 до -1. (-2)
в) Относительно какой оси происходит сдвиг графика вида у = а +к/х? ( вдоль оси оу)
2 этап урока - «Узнаешь ли ты гиперболу среди формул»?
1) у =5х2 2) у = 4х 3) у= 5/х 4) у = х/6 (3)
3 этап урока - «Решить графически уравнение»
1) 2/х = (х – 1)2 2) 1/х = 3) -8/х = х2 4) 9/х = х
(1. (2;1) 2.(1;1) 3 (-2;4) 4 (-3;-3))
4 этап урока - «Какие из точек принадлежат графику функции»
На карточках для каждой группы записана формула и 4 точки: надо выяснить, какие из точек принадлежат графику заданной функции?
1) у = 6/х 2) у= -8/х 3) у = 10/х 4) у = 8/х
А(-3;-2), В(-1; 8), С(2;5), Д(2;4)
1 А 2 В 3 С 4 д
5 этап урока – «Составить формулу графика и построить его»
У = к/х 1) А(-2;3) 2)В(1;4) 3)С(1/2;-6) 4)Д(12;-5/6)
(1. у= -6/х 2. у= 4/х 3. У= -3/х 4. У= -10/х )
6 этап урока - «Найти координаты точек графика»
1) у = -1/х Сумма абсциссы и ординаты точки равна 1,5.
2) у = 2/х Частное абсциссы и ординаты точки равно 32.
3) у = 5/х Ордината больше абсциссы в 4 раза.
4) у = 6/х Разность ординаты и абсциссы точки равна 6.
7 этап урока – «Не строя график, определить координаты точек пересечения графиков»
1) у = 12/х и у = х -7 2) у = 8/х и у = х + 2 3) у = 2/х и у = х + 1
4) у = 6/х и у = х – 1
8 этап урока - «Сколько корней имеет уравнение ?»
1) 4/х = 2 2) 5/х =0 3) -8/х = х2 4) 3/х = х ( 1 ; 0; 1; 2)
Подведение итогов работы групп, провести рефлексию.
Используемая литература:
1) Учебник «Алгебра»8 класс под редакцией Дорофеев Мнемозана 2013
2) «Контрольные работы» 7-9 класс под редакцией Л.В.Кузнецова, С.С Минаева, Л.О.Рослова М.Просвещение 2010
3) Б.Г. Зив, В.А. Гольдин «Алгебра 9 класс» Че-Ро- на – Неве С.-Петербург 2002
4) «Алгебра» 7-9 Тесты Мнемозина 2009
5) «Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе» М.Просвещение 1996
6) Рабочая тетрадь «Алгебра 8 класс» С.С.Минаева, Л.О.Рослова М.Просвещение 2010