Конспект урока в 4 классе "Способы нахождения площадей различных геометрических фигур"
Конспект урока в 4 классе "Способы нахождения площадей различных геометрических фигур"
Данная работа представляет конспект урока математики в 4 классе. Привязанности к определенному УМК нет, т.к. может быть предложена обучающимся в любой образовательной программе. Этот урок дает возможность ученикам открытьновые способы нахождения площадей различных неправильных геометрических фигур через дополнение и разбиение на части; выбрать из нескольких способов рациональный; развить рефлексию учащихся, направленную на оценку собственных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе "Способы нахождения площадей различных геометрических фигур"»
Урок математики
в 4 классе.
Тема :« Способы нахождения площадей различных геометрических фигур».
Мартынова
Елена Порфирьевна
Учитель начальных классов средней школы № 61 г.Чебоксары
Урок математики в 4 классе.
Тема :« Способы нахождения площадей различных геометрических фигур».
Цели урока: - открытие новых способов нахождения площадей различных геометрических фигур через дополнение и разбиение на части;
- развитие рефлексии учащихся, направленной на оценку собственных знаний.
Ход урока.
Настрой на урок. Создание ситуации успеха.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Для создания рабочего настроя и активизации умственной работоспособности урок начинаем с массажа биологически активных точек:
а) растереть ладони друг об друга до появления ощущения тепла;
б) между большим и указательным пальцем руки найти чувствительную болевую точку и выполнить 5-6 надавливаний, повторить на другой руке.
Попросить детей назвать геометрические фигуры, площади которых умеют находить. Для проверки этих знаний используется экспресс – опрос. Раздаточный материал для учащихся в приложении 1.
1. Выражениеa · b рассказывает о нахождении:
а) объема
б) периметра
в) площади
2. Какая формула рассказывает о способе нахождения площади данной фигуры?
а) S = S + S
б) S = S - S
в) S = a · b
3. Площадь какой фигуры можно найти по формуле
S= a · b : 2 ?
а) прямоугольник
б) треугольник
в) квадрат
Ключ: 1 – в, 2 – б, 3 – б.
Проверка правильности ответы демонстрируются на мультимедийной доске. Презентация представлена в приложении 2.
После проведения экспресс – опроса детям предлагается оценить свои знания и умения по нахождению площадей на «волшебной линеечке».
Основной этап урока. Открытие новых способов.
а) Для работы в парах дается многоугольник, на котором необходимо продемонстрировать все возможные способы нахождения площади.
Предлагаемые детьми варианты.
Обсудить все способы и выбрать наиболее рациональный. В данном случае такового нет, так как в любом из вариантов необходимо выполнить 3 действия.
Придумать название каждому способу, обратив внимание на то, что 1-ый и 2-ой способы одинаковые. Значит, способов всего два: разбиение на части и дополнение до стандартной фигуры, площадь которой находится по формуле.
б) Предложить составить формулу нахождения площади этого многоугольника к любому из способов. Для этого вводим буквенные значения сторон.
а
b d
c
S = a*b – (a-c)*(b-d) , S = a*d + c*(b*d), S = b*c +(a-c)*d
3.Рефлексия.
Задание для групповой работы.
Ученикам одного класса было дано задание придумать фигуры к каждому из способов. Вот их работа.
Дополнение Разбивание
1 3
2 4
Необходимо показать эти способы на фигурах.
Результаты работы каждой группы выносятся на доску и обсуждаются.
Споры возникают по поводу фигуры 3. Наиболее рациональным здесь является способ дополнения. Дети предлагают перенести эту фигуру в первый столбик.
Итогом групповой работы является составление модели, отражающей способы нахождения площади геометрических фигур.
S
S = a · b
S = S + S S = S - S
4.Подведение итогов урока.
Из предложенного перечня умений дети выбирают те, которые понадобились на сегодняшнем уроке для определения способа нахождения площади многоугольников.
Перечень умений.
Вычислять периметр.
Измерять стороны многоугольников.
Разбивать на части и дополнять до целого величины.
Знать формулы нахождения площадей и уметь их применять.
Выполнять арифметические действия.
Необходимыми дети считают 3 и 4 умения.
Заканчивается урок самооценкой на «волшебной линеечке». Отметка может остаться на прежнем уровне, но лучше, если станет выше.
Приложение 1.
Материалы для экспресс-опроса
Выражениеa · b рассказывает о нахождении:
а) объема
б) периметра
в) площади
Какая формула рассказывает о способе нахождения площади данной фигуры? b
а) S = S + S
б) S = S - S а
в) S = a · b
Площадь какой фигуры можно найти по формуле S= a · b : 2 ?