Учитель Слайд №2 - Решите задачу. С одного участка собрали 423 т. Зерна, а с другого – на 87 т. меньше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков? Слайд №3 - Решите следующую задачу. С одного участка собрали 95,37 т. Зерна, а с другого – на 16,2 т. меньше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков? (практическое задание, не сходное с предыдущим Прием 5.) - Выполнили задание? - А почему не смогли? Чем это задание отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия) - Какова же тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Слайд №4 - Как же выполнить сложение и вычитание десятичных дробей? Какие есть идеи? ( побуждение к гипотезе) 1. Может быть, нам как-то поможет сложение и вычитание натуральных чисел поразрядно? ( подсказка к гипотезе) 24 +32 = 56 2,4 +3,2 = 5,6 2. Запишем числа в смешанной форме. Эта запись более громоздкая. Подумайте, какой должна быть запись при выполнении письменных вычислений. (Помните, что сложение десятичных дробей, так же как и сложение N чисел, выполняется поразрядно) Слайд №5 Сформулируйте алгоритм (правила) сложения и вычитания десятичных дробей. Слайд №6 - Представьте это правило в виде схемы? ( задание на опорный сигнал) - Вернемся к нашей задаче. Сейчас мы сможем решить эту задачу? Слайд №7 - Вычислите и заполните таблицу. О. 0,25 + 4,13 = 4,38 Б. 4,56 – 0,8 = 3,76 М. 7,3 – 3, 28 = 4,02 Р. 15,2 + 3, 86= 19,06 - Какие фигуры изображены на втором форзаце? Скажите, каким цветом закрашены ромбы? Слайд №8 Следующее задание. Скажите, являются ли истинными следующие утверждения (высказывания): Следующее задание. Откройте учебники на странице 218, № 786 Слайд №9 Рефлексия. Слайд №10 Домашнее задание: №758,763. Составить задачу, которая решается арифметическим способом на сложение и вычитание десятичных дробей. | Ученики Легко справляются заданием, способ выполнения которого уже известен. 423 -87 = 336 т. 423+336 = 759 т. Испытывают затруднение, так как способ выполнения еще не известен. (возникновение проблемной ситуации) - Нет. - В первом задании мы складывали и вычитали натуральные числа, а здесь надо сложить и вычесть десятичные дроби. Мы это не проходили. (осознание затруднения) - Сложение и вычитание десятичных дробей. (учебная проблема как тема урока) (Если ученики молчат) сотни | десятки | единицы | десятые | сотые | | 2 | 4 | | | | 3 | 2 | | | | 5 | 6 | | | | | | | | | | 2 | 4 | | | | 3 | 2 | | | | 5 | 6 | | 2,4 + 3,2 = 38,321 +1,56 = Слагаемые записываем в столбик таким образом, чтобы цифры, стоящие в одноименных разрядах, оказались друг под другом. При этом запятая должна оказаться под запятой. Алгоритм (правила) сложения и вычитания десятичных дробей. Уравнять в этих дробях количество цифр после запятой. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой. Выполнить сложение или вычитание, не обращая внимания на запятую. Поставить в ответе запятую под запятой. , + или - , __________________ , 95,37 – 16,2 = 79,17 95,37 + 79,17 = 174,54 19,06 | 4,38 | 4,02 | 3,76 | Р | О | М | Б | - Это четырехугольники. - Синие четырехугольники. |