Одной из тем курса дисциплины «Математика» для 1 курса всех специальностей является тема «Логарифмические функции». При изучении материала этой темы к решению логарифмических уравнений необходимо уделить особое внимание, так как при решении уравнений используется весь теоретический материал по теме «Логарифмы». Кроме того, необходимо знать методы решения линейных и квадратных уравнений. Решение логарифмических уравнений будет использоваться при дальнейшем изучении дисциплины уже на втором курсе обучения при решении дифференциальных уравнений.
В данной методической разработке представлен сценарий классического урока с конкретными целями и задачами. Каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предыдущими, что прослеживается по всему материалу данной темы. В разработке представлен план урока с распределением времени, конспект лекции и задания различной степени сложности для проверки степени усвоения предшествующего и нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Решение логарифмических уравнений" »
Введение.
Одной из тем курса дисциплины «Математика» для 1 курса всех специальностей является тема «Логарифмические функции». При изучении материала этой темы к решению логарифмических уравнений необходимо уделить особое внимание, так как при решении уравнений используется весь теоретический материал по теме «Логарифмы». Кроме того, необходимо знать методы решения линейных и квадратных уравнений. Решение логарифмических уравнений будет использоваться при дальнейшем изучении дисциплины уже на втором курсе обучения при решении дифференциальных уравнений.
В данной методической разработке представлен сценарий классического урока с конкретными целями и задачами. Каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предыдущими, что прослеживается по всему материалу данной темы. В разработке представлен план урока с распределением времени, конспект лекции и задания различной степени сложности для проверки степени усвоения предшествующего и нового материала. (Приложения А-В).
Новый материал лучше усваивается при практической реализации полученных теоретических знаний, поэтому практическим заданиям уделено большое внимание на всем протяжении урока. Задания должны быть выполнены индивидуально, с последующим разбором у доски. Это прививает студентам ответственность за выполнение конкретного задания, воспитывает внимательность, точность.
План урока №44
По предмету
«Математика»
I курс
Тема урока
«Решение логарифмических уравнений»
Цели урока:
образовательная
Изложение нового материала, проверка, систематизация и закрепление знаний, умений и практических навыков
студентов.
развивающая
развивать логическое мышление студентов, расширять кругозор знаний учащихся, прививать интерес к изучаемому предмету, применять знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы.
воспитательная
воспитывать внимательность, аккуратность, точность, чувство ответственности за качество и результаты выполняемой работы, прививать сознательное отношение к труду, формировать ответственность за конечный результат
Тип урока
Вид занятия
комбинированный
Урок формирования умений и навыков
Наглядные пособия
Карточки заданий на повторение, опорные конспекты, карточки заданий на усвоение нового материала
Организационный момент
5 мин.
Воспроизведение и актуализация опорных знаний:
30 мин.
Проверка домашнего задания
Повторение материала через устную работу с группой
3.
Постановка цели занятия и определение темы. Изложение нового материала:
«Решение логарифмических уравнений»
20 мин
4.
Первичное закрепление нового материала
30 мин.
а) Решение несложных заданий
5.
Подведение итогов занятия
5 мин.
Ход урока
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите
в воду, а если хотите научиться решать задачи,
то решайте их! Трудность решения в какой-то мере
входит в само понятие задачи: там, где нет
трудности, нет и задачи». Д. Пойа
«Решение трудной математической проблемы
можно сравнить с взятием крепости».
Н.Я. Виленкин
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний учащихся.
а) Проверка домашнего задания.
Если что-то не получилось, разбираем подробно у доски.
Сегоднянаше занятие будет посвящено логарафмическим уравнениям и их решению. Работать мы будем в стиле соревнования между тремя командами.
Правила соревнования:
Каждой команде выданы задания для выполнения. Задания разноуровневые, поэтому цвета карточек различны (задания на «3» серые, на «4» оранжевые, на «5» желтые). Ребята выбирают задания и выходят решать к доске. В каждой команде есть командир, который будет помогать при возникающих затруднениях в решении. Команде присваивается то количество баллов, которому соответствует задание и студент получает оценку. Если командиру пришлось решать задание полностью, то команде засчитывается только 1 балл.
б) Повторение опорных знаний.
На предыдущих занятиях вы познакомились с логарифмической функцией и её свойствами, научились выполнять логарифмические преобразования и вычислять значения. Перед знакомством с новым материалом мы закрепим знания повторением.
Приведем основные свойства логарифма.
Р1. Основное логарифмическое тождество:
где a 0, a ≠ 1 и b 0.
Р2. Логарифм произведения положительных сомножителей равен сумме логарифмов этих сомножителей:
logaN1·N2 = logaN1 + logaN2 (a 0, a ≠ 1, N1 0, N2 0).
Замечание. Если N1·N2 0, тогда свойство P2 примет вид
logaN1·N2 = loga |N1| + loga |N2| (a 0, a ≠ 1, N1·N2 0).
Р3. Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя
(a 0, a ≠ 1, N1 0, N2 0).
Замечание. Если , (что равносильно N1N2 0) тогда свойство P3 примет вид
(a 0, a ≠ 1, N1N2 0).
P4. Логарифм степени положительного числа равен произведению показателя степени на логарифм этого числа:
logaNk = k logaN (a 0, a ≠ 1, N 0).
P5. Формула перехода к другому основанию:
(a 0, a ≠ 1, b 0, b ≠ 1, N 0),
в частности, если N = b, получим
(a 0, a ≠ 1, b 0, b ≠ 1). (2)
Используя свойства P4 и P5, легко получить следующие свойства
(a 0, a ≠ 1, b 0, c ≠ 0), (3)
(a 0, a ≠ 1, b 0, c ≠ 0), (4)
(a 0, a ≠ 1, b 0, c ≠ 0), (5)
и, если в (5) c - четное число (c = 2n), имеет место
(b 0, a ≠ 0, |a| ≠ 1). (6)
Перечислим и основные свойства логарифмической функции
f(x) = logax:
Область определения логарифмической функции есть множество положительных чисел.
Область значений логарифмической функции - множество действительных чисел.
При a 1 логарифмическая функция строго возрастает (0 x1x2 logax1ax2), а при 0 ax1x2 logax1 logax2).
loga 1 = 0 и logaa = 1 (a 0, a ≠ 1).
Если a 1, то логарифмическая функция отрицательна при x (0;1) и положительна при x€ (1;+∞), а если 0 ax € (0;1) и отрицательна при x €(1;+∞).
Если a 1, то логарифмическая функция выпукла вверх, а если a (0;1) - выпукла вниз.
А теперь приступим к практическому повторению и выполним задания.
К доске студенты выходят по желанию, решают различные по уровню сложности задания. Команды получают за это баллы, а также учитывается личный вклад каждого.
3.Изучение нового материала.
Логарифмические уравнения и их решение
Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или в его основании, называется логарифмическим уравнением.
Простейшим логарифмическим уравнением является уравнение вида
logax = b. (1)
Утверждение 1. Если a 0, a ≠ 1, уравнение (1) при любом действительном b имеет единственное решение x = ab.
Пример 1. Решить уравнения:
a) log2x = 3, b) log3x = -1, c)
Решение. Используя утверждение 1, получим a) x = 23 или x = 8;
b) x = 3-1 или x = 1/3; c) или x = 1.
Следующие утверждения используются при решении логарифмических уравнений.
Утверждение 2. Уравнение logaf(x) = logag(x) (a 0, a ≠ 1) равносильно одной из систем (очевидно, выбирается та система, неравенство которой решается проще)
f(x) = g(x),
f(x) = g(x),
f(x) 0,
g(x) 0.
Утверждение 3. Уравнение logh(x)f(x) = logh(x)g(x) равносильно одной из систем
f(x) = g(x),
f(x) = g(x),
h(x) 0,
h(x) 0,
h(x) ≠ 1,
h(x) ≠ 1,
f(x) 0,
g(x) 0.
Нужно подчеркнуть, что в процессе решения логарифмических уравнений часто используются преобразования, которые изменяют область допустимых значений (ОДЗ) исходного уравнения. Следовательно, могут появиться "чужие" решения или могут быть потеряны решения. Например, уравнения
f(x) = g(x) и logaf(x) = logag(x)
или loga [f(x)·g(x)] = b и logaf(x) + logag(x) = b
вообще говоря, неравносильны (ОДЗ уравнений справа уже).
Следовательно, при решении логарифмических уравнений полезно использовать равносильные преобразования. В противном случае, проверка полученных решений является составной частью решения. Более того, необходимо учитывать и преобразования, которые могут привести к потере корней.
Я вам рассказала только о теоретической части решения, а о методах решения расскажут ваши товарищи, которые уже частично разобрались в нём и готовы поделиться знаниями.
3.1 Использование определения логарифма
Пример 1. Решить уравнения
a) log2(5 + 3log2(x - 3)) = 3,
c) log(x - 2)9 = 2,
b)
d) log2x + 1(2x2 - 8x + 15) = 2.
Решение. a) Логарифмом положительного числа b по основанию a (a 0, a ≠ 1) называется степень, в которую нужно возвести число a, чтобы получить b. Таким образом, logab = c, b = ac и, следовательно,
5 + 3log2(x - 3) = 23
или 3log2(x - 3) = 8 - 5, log2(x - 3) = 1.
Опять используя определение, получим
x - 3 = 21, x = 5.
Проверка полученного корня является неотъемлемой частью решения этого уравнения:
Получим истинное равенство 3 = 3 и, следовательно, x = 5 есть решение исходного уравнения.
b) Аналогично примеру a) получим уравнение
откуда следует линейное уравнение x - 3 = 3(x + 3) с решением x = -6. Сделаем проверку и убедимся, что x = -6 является корнем исходного уравнения.
c) Аналогично примеру a) получим уравнение (x - 2)2 = 9.
Возведя в квадрат, получим квадратное уравнение x2 - 4x - 5 = 0 с решениями x1 = -1 и x2 = 5. После проверки остается лишь x = 5.
d) Используя определение логарифма, получим уравнение
(2x2 - 8x + 15) = (2x + 1)2
или, после элементарных преобразований,
x2 + 6x-7 = 0,
откуда x1 = -7 и x2 = 1. После проверки остается x = 1.
3.2 Использование свойств логарифма
Пример 3. Решить уравнения
a) log3x + log3(x + 3) = log3(x + 24),
b) log4(x2 - 4x + 1) - log4(x2 - 6x + 5) = -1/2
c) log2x + log3x = 1
Решение. a) ОДЗ уравнения есть множество xЄ(0;+∞) которое определяется из системы неравенств (условия существования логарифмов уравнения)
x 0,
x+3 0,
x+24 0.
Используя свойство P2 и утверждение 1, получим
log3x + log3(x + 3) = log3(x + 24)
x(x + 3) = x + 24,
x 0,
x2 + 2x - 24 = 0,
x 0,
x1 = -6,
x2 = 4,
x 0,
x=4.
b) Используя свойство P3, получим следствие исходного уравнения
откуда, используя определение логарифма, получим
или
x2 - 4x + 1 = 1/2(x2 - 6x + 5),
откуда получаем уравнение x2 - 2x - 3 = 0
с решениями x1 = -1 и x = 3. После проверки остается лишь x = -1.
c) ОДЗ уравнения: xЄ(0;+∞). Используя свойство P5, получим уравнение
log2x(1 + log32) = 1,
откуда или или log2x = log63. Следовательно,
3.3 Использование замены, приведение к квадратному уравнению
При решении логарифмических уравнений вида lоgа²x – lоg аx - с = 0 целесообразно использовать новую переменную, например, заменить lоg аx на переменную t (lоg аx = t). Рассмотрим пример:
lg²x – lgx -12 = 0.
Пусть lgx = t, тогда получим t² – t – 12 = 0. Решая квадратное уравнение относительно t, получим корни t1= -3, t2 = 4. Вернёмся к замене и определим значение исходной переменной x:
lgx = -3, x = , x = 0,001.
lgx = 4, x = , x =10000.
Ответ: 0,001;10000.
Первичное закрепление нового материала
А теперь приступим к решению логарифмических уравнений, закрепим
на практике новый материал, который мы с вами подробно разобрали.
Решить уравнения:
На «3»
отв: (x=2)
отв: (x=0)
отв: (x=255)
отв: (x=15)
отв: (x=-3)
отв: (x=-1, 4)
отв: (x=-3,3)
На «4»
отв: (x=9)
отв: (x=16)
отв: (x=4)
отв: (x=4)
. отв: (x=0,001)
отв: (x=0,01)
отв: (x=0,25)
отв: (x=72)
На «5»
отв: (x=2, 8)
отв: (x=0,125, 4)
отв: (x=0,01, 10)
отв: (x=2, 8)
отв: (x=1000)
отв: (x=1)
отв: (x=5)
отв: (x=6)
После небольшого промежутка времени на предварительное решение заданий студенты - представители команд выходят к доске с решением примеров. Разобрали все виды решений логарифмических уравнений, особенно удачно был усвоен метод приведения логарифмического уравнения к квадратному.
При успешном усвоении материала и достаточном количестве времени решают самостоятельно №337(а, б) ,338(а, б), 339 стр. 106 из учебника «Алгебра и начала анализа» / Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров.
5. Подведение итогов занятия
Подводим итоги сегодняшнего занятия-соревнования:индивидуальные оценки, общие баллы команд и самооценки усваивания материала (таблица 1). Это и есть рейтинговая оценка знаний студентов.
Таблица 1. Результаты соревнования команд
Этапы занятия
Команда №1
Команда №2
Команда №3
замечания
1.Повторение
«3»
«4»
«5»
1
1
2
2
1
1
2.Новый
материал
«3»
«4»
«5»
1
1
1
1
1
1
итог
18
20
10
Самооценка
4-«понял все»
4- «есть вопросы»
2- «не понял»
3-«понял все»
4- «есть вопросы»
3-«понял все»
4- «есть вопросы»
В итоге победителем становится команда второго ряда. Наш урок прошел успешно, студенты работали добросовестно и с желанием. Оценки получили 13 человек из24, средний балл- 4,3. Каждый студент при выходе из аудитории оставил карточку самооценки степени усвоении данной темы («Понял всё, смогу повторить», «В общем понятно, но есть вопросы», «Не понял ничего»).
Задание на дом: №340, 341 стр, 106 из учебника «Алгебра и начала анализа» / Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.
Заключение.
Урок на тему «Решение логарифмических уравнений» построен на базе уже изученного теоретического материала (свойств логарифмов, методов решения уравнений 1 и 2 степени), поэтому на этом занятии особое внимание уделяется повторению основных свойств, определений, понятий, формул.
Материал для этого раздела подобран таким образом, чтобы студенты могли освоить теоретические понятия и практические навыки, которые тесно переплетаются на протяжении всего урока. Для повторения теоретического материала предложены вопросы прошлой темы, а для проверки практических навыков студенты выполняли индивидуальные задания по карточкам различного уровня сложности.
Новый материал был изложен студентами, которые самостоятельно изучили эту тему и продемонстрировали различные способы решения логуравнений у доски, комментируя каждое действие. Закрепление нового материала реализовалось в форме соревнования между командами при решении практических заданий с проведением анализа решения у доски.
В завершении урока были выставлены оценки и проведена самооценка усвоения материала занятия. Каждый студент оценил свою степень усвоения.
Цели урока, поставленные в его начале, были достигнуты. Предложенный в этой методической разработке теоретический и практический материал будет полезен при изучении данной темы студентами и преподавателями дисциплины «Математика».
Список литературы:
Приложение 1
Задания на повторение «Преобразование логарифмических выражений»