- изучение понятия «среднее арифметическое», вывод соответствующих формул, умение применять знания в практических задачах; закрепление арифметических действий с десятичными дробями.
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля; развитие грамотной математической речи;
- воспитывать и формировать положительную мотивацию и интерес к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, самостоятельность и аккуратность.
Раздаточные карточки с оценками обучающихся, карточки с самостоятельными работами.
| Этапы работы | Содержание этапа |
1 | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный настрой; - напомнить о важности внимательной работы на уроке. Методы: словесные. | Приветствие. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит выполнить серьёзную работу. От вас потребуются внимание, последовательность и правильность выполнения заданий. Посмотрите. Всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок . Вспомните, какие темы были на прошлых уроках? (Мы рассматривали совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, такие как сложение, вычитание, деление, умножение). – Как, называется раздел математики, в который входят названные простейшие арифметические операции? (Арифметика.) – Что изучает арифметика? (Действия с числами.) – Хорошо! Сегодня мы продолжим заниматься арифметикой.
|
2 | Изучение учебного материала. Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цель урока. Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
| Вступительное слово учителя. (Этап погружения в тему урока). - Ребята, у каждого из Вас есть свои достижения в математике. Перед Вами лежат листочки с Вашими оценками за II триместр. Сможем ли мы выяснить, используя полученные результаты, какой ученик лучше занимался, а какой в этом году еще раскачивается? - подсчитайте сумму все ваших балов. - у всех получились разные значения. – В чём проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества). - давайте подсчитаем количество оценок. - Какие есть предложения как найти рейтинг? (Учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество оценок.) – Давайте попробуем. – Как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося) – С помощью, каких арифметических действий вы нашли эту величину? (С помощью сложения и деления.) – Как может называться эта величина, которая показывает нам среднее и вычисляется с помощью арифметических операций? (среднее арифметическое.) Верно! Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с Вами с понятием «среднее арифметическое», научимся его вычислять и определим, где и для чего применяется «среднее арифметическое». |
3 | Изучение учебного материала. Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цель урока. Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. Открытие новых знаний: Цель: сформировать представление об алгоритме нахождения среднего арифметического Методы: учебный диалог,
| - подсчитайте сумму все ваших балов. - у всех получились разные значения. – В чём проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества). - давайте подсчитаем количество оценок. - Какие есть предложения как найти рейтинг? (Учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество оценок.) – Давайте попробуем. – Как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося) – С помощью, каких арифметических действий вы нашли эту величину? (С помощью сложения и деления.) – Как может называться эта величина, которая показывает нам среднее и вычисляется с помощью арифметических операций? (среднее арифметическое.) Верно! Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с Вами с понятием «среднее арифметическое», научимся его вычислять и определим, где и для чего применяется «среднее арифметическое». Итак, давайте с Вами выведем формулу нахождения среднего арифметического. Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (количество слагаемых) ,
|
4 | Закрепление учебного материала. Цель, которую учитель ставит перед учениками: научиться вычислять среднее арифметическое нескольких величин. Цель, которую ставит перед собой учитель: сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном поиске ответа на вопрос. Задачи: - развивать способность давать адекватную самооценку. Методы: Репродуктивные | Как вы думаете, где еще, кроме вычисления среднего балла в электронном дневнике, используется «среднее арифметическое»? (средняя зарплата, средняя цена, средняя скорость) Ребята, обратите внимание на экран! Один фермер прислал нам данные по сбору урожая и просит нас помочь ему вычислить средний урожай за последние 4 года. Поможем? Задача 1. Фермер собрал с поля в 2009 году 4647 тонн картофеля, в 2010 году - 4372 тонны, в 2011 году- 4491 тонны и в 2012 году- 4592 тонны картофеля. Каков средний урожай картофеля за эти годы? Решение: (4647+4372+4491+4592):4=4525,5 Ответ: 4525,5 т. Молодцы, ребята! Как вы уже знаете, наверное, в нашей стране в 2014 году будет проходить зимняя олимпиада. И один из видов спорта, который будет представлен на олимпиаде, является фигурное катание. Задача№2 Во время соревнований по фигурному катанию за выступление судьи выставили фигуристке следующие оценки: 9,5; 9,7; 9,4; 9,6; 9,7. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований? Решение: Среднее арифметическое (9,5 + 9,7 + 9,4 + 9,6 + 9,7) : 5 = 47,9 : 5 = ?(9,58) Ответ: 9,58. |
5 | Самостоятельная работа | Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями! А теперь возьмите, пожалуйста, листы зеленого цвета на ваших столах. Там для вас представлена самостоятельная работа по этой теме, на выполнение которой в вашем распоряжении будет 5 мин. После окончания времени дети меняются листами и происходит взаимопроверка. Ребята, поднимите руки, кто нашел среднее арифметическое верно? Молодцы! Остальным нужно поработать еще над этой темой! |
| Итог урока. | Что называется средним арифметическим нескольких чисел? - Как найти среднее арифметическое 10 чисел? |
5 | Домашнее задание. Цель, которую ставит учитель перед учениками: иметь представление о категории одушевлённости в русском языке; закрепить умения правильно находить среднее арифметическое нескольких чисел | Найдите средний рост всех членов вашей семьи |
6 | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, доброжелательности, отзывчивости. Регулятивные УУД: формирование умений к творческому труду, работе на результат.
| НА УРОКЕ Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… Летит выше звезд математика наша Уходит в моря, строит здания, пашет, Сажает деревья, турбины кует, До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело смелей прибавляйте
Спасибо за урок! До свидания! |
Тектоническая структура | Формы рельефа | Полезные ископаемые |
Северо - Американская платформа |
Центральные равнины | Каменный уголь, нефть, газ, алюминиевые руды |
|
Великие равнины | Нефть, газ, золото, алюминиевые руды, сера, калийные соли |
Нефть, газ, каменный уголь |
Миссисипская низменность | |
|
Примексиканская и Приатлантическая низменности | Нефть, газ, калийные соли, серы, фосфориты. |
|
Область древней складчатости |
Горы Аппалачи | Полиметаллические руды, железные руды, каменный уголь, нефть, газ. |
|
Область средней складчатости |
Горы Кордильеры | Медные руды, ртутные руды, оловянные руды, золото, алмазы, нефть. |
|
Скалистые горы | Золото, медные руды, полиметаллические руды, каменный уголь. |
|