kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Квадратный сантиметр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке мы вместе с нашими веселыми человечками – Самоделкиным, Незнайкой, Буратино и Карандашом узнаем, как измерять площадь. Познакомимся с одной из единиц измерения площади – квадратным сантиметром.

Самоделкин, Буратино и Незнайка пришли в магазин: они решили подарить Карандашу на день рождения коробку конфет. На витрине были разложены самые разные коробки с конфетами. Самоделкину больше всего понравилась коробка, на которой был нарисован самолет, а Незнайке – на которой цветы. Каждый из них предлагал купить ту коробку, которая понравилась ему. (Показать 2 разные коробки из-под конфет)

  • Тут нечего спорить! – вмешался Буратино. – Не все ли равно, какая картинка нарисована?! Надо купить ту коробку, которая больше. В ней конфет больше!
  • А какая из них больше? – спросил Незнайка. – Как это измерить?

Самоделкин сказал:

  • Я знаю, как измерить. Это очень просто. Надо у каждой коробки измерить длину и ширину. Та, которая длиннее и шире, та и больше: другая в ней целиком поместится.
  • Ага! – воскликнул Буратино.- Тогда и измерять необязательно: бери коробки и проверяй, какая в какую влезет.
  • Как же коробка в коробку влезет, если там конфеты? – удивился Незнайка. – Высыпать их, что ли придется?
  • Конечно! – развеселился Буратино. – Все конфеты придется высыпать мне в карманы. И, улыбнувшись, добавил: Заодно и попробовать можно будет!
  • И мне в карманы будем высыпать конфеты, - обрадовано подхватил Незнайка.

Самоделкин остановил друзей:

  • Не фантазируйте! Зачем же конфеты по карманам рассыпать?! Чтобы сравнить коробки по длине и ширине, вовсе не обязательно их одну в другую вставлять: можно просто положить их друг на друга. Вот, например, коробка карандашей и спичечный коробок… (показать классу, положив коробки друг на друга).
  • Всем видно, что карандашная коробка длиннее и шире. Значит, она больше спичечного коробка. Незнайка сказал: - Давайте же сравним те коробки конфет, которые нам понравились! Попросим продавца дать нам их и положим их друг на друга. (Взять обе коробки и положить их друг на друга).

Друзья сложили коробки и вдруг воскликнули: - Ой!..

Коробка с самолетом длиннее, а коробка с цветами шире. Какая же больше? Самоделкин, как это узнать?

Самоделкин был в затруднении, а Буратино сразу закричал:

  • Ничего тут не узнаешь! И никакие измерения не помогут.
  • А вы согласны с Буратино?
  • Как вы думаете, ребята, кто поможет человечкам справиться с этой задачей?
  • Нам поможет Карандаш,- сказал Самоделкин. – Давайте купим обе коробки; подарим ему и попросим его объяснить, какая из них больше.

Карандашу очень понравился подарок его друзей. Он сразу раскрыл обе коробки, и веселые человечки принялись есть вкусные конфеты.

Буратино и Незнайка так увлеклись этим приятным занятием, что совсем забыли про вопрос, который они хотели задать Карандашу. А Самоделкин не забыл. Он попробовал конфеты из каждой коробки и потом обратился к Карандашу:

  • Как узнать, какая из этих коробок больше? Мы не смогли сравнить их: одна оказалась длиннее, а другая – шире.
  • Ты, Самоделкин, задал очень интересный вопрос, - сказал Карандаш. – Сравнивать между собой (что больше?) приходится не только коробки, но, например, и листы бумаги или картона, участки земли… Всякий раз, когда приходится что-нибудь сравнивать, нужно измерить площадь.
  • А что такое площадь?- спросил Незнайка. – Что это значит "Измерить площадь"?
  • Измерить площадь… - повторил Карандаш. – Это не так-то легко объяснить. Но я постараюсь. Давайте вспомним сначала, как мы измеряли длину.
  • Вспомните, как веселые человечки измеряли длину мастерской у дяди Толи. (Брали метровую линейку и откладывали ее вдоль стены. Сколько раз линейка отложится, столько метров и длина).
  • А какие еще единицы измерения длины вы знаете?
  • Правильно. При измерении длины можно пользоваться разными мерками: сантиметром, метром, километром…Каждый раз берем подходящую мерку, откладываем ее – и считаем, сколько раз отложится. Так вот: площадь измеряют точно так же! Только мерки здесь свои: квадратный сантиметр, квадратный метр. Квадратный километр.

Буратино и Незнайка засмеялись:

  • Ну и мерки! Сантиметр и вдруг квадратный?! Какой же он квадратный, когда он отрезок! Может быть, ты еще треугольный метр и круглый километр придумаешь?
  • Смеяться тут нечего! – сказал Карандаш. – Квадратный сантиметр – это такая мерка. Это квадрат со стороной 1 сантиметр. Смотрите:         
  • У вас на партах лежат конверты. Найдите в конвертах квадратный сантиметр и покажите его.
  • А теперь начертите в тетради квадрат со стороной 1 см. При числах слова "квадратный сантиметр" записывают сокращенно: 1 см2. Подпишите под квадратом.

(У детей в тетради:)

                                      1 см2

 

А измеряют площадь с помощью квадратного сантиметра так – сказал Карандаш.

  • Взяли линейки и простые карандаши. От начерченного квадрата отступили вниз 2 клетки. Чертим прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см.

                                  

Давайте уложим на наш прямоугольник квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд, вот так:

                                                             - показ учителем на доске.

 

  • Сколько квадратных сантиметров уложилось в этом ряду?  (3)
  • Теперь уложим еще один ряд.

                                                                       

                                                       учитель укладывает квадратные    

                                                       сантиметры на прямоугольнике,

                                                       начерченном на доске.

              Сколько квадратных сантиметров уложилось во втором ряду? (3)

Сколько всего квадратных сантиметров уложили? (6)

  • Уложите и вы квадратные сантиметры на свой прямоугольник точно так же, как это сделал Карандаш. (Учащиеся укладывают квадратные сантиметры на свои начерченные прямоугольники).
  • Сосчитайте еще раз, сколько квадратных сантиметров получилось. (6).
  • Правильно. Вот мы и измерили площадь! Площадь нашего прямоугольника – 6 см2.
  • Запишем: 6 см2. (на доске)

Вдруг Буратино с озорным видом встал перед друзьями и неожиданно стал читать только что сочиненное стихотворение, показывая пальцем на прямоугольник с уложенными на нем квадратными сантиметрами:

  • Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда:

Стали мерки в два ряда,

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их пересчитать.

Стишки Буратино понравились друзьям. Незнайка с удовольствием повторил: "Поглядите-ка сюда, стали мерки в два ряда…" И вдруг спросил:

  • А в три ряда мерки тоже могут стать?
  • Конечно, - сказал Карандаш, - и в три, и в четыре… Все зависит от того, какой прямоугольник.
  • Взяли линейки и карандаши. От начерченного прямоугольника отступили 5 клеток вправо. Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.

                                                  (рисунок на доске)

                                                                

                                                  уложите самостоятельно на этот                    

                                                  прямоугольник квадратные   

                                                  сантиметры.      

                                                    

 

  • Сколько рядов квадратных сантиметров уложилось в этом прямоугольнике? (4)
  • Сколько квадратных сантиметров в каждом ряду? (2)
  • Чему равна площадь этого прямоугольника? (8 см2).
  • Кто запишет на доске, чему равна площадь? Запишите в тетрадь.
  • От первого прямоугольника отступите 3 клетки вниз. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Уложите на него квадратные сантиметры. Чему равна площадь прямоугольника? Запишите самостоятельно.
  • А теперь Карандаш предлагает вам выполнить задания учебника. Открыли учебники на стр. 119.
  • Найдите в рамке прямоугольник коричневого цвета.
  • Сколько квадратных сантиметров поместилось в прямоугольнике АВСD?
  • Чему равна площадь прямоугольника? (6 см2)

№ 533 (устно)

  • Чему равна площадь первой фигуры? (12 см2).
  • Чему равна площадь второй фигуры? (12 см2).
  • Что можно сказать о площадях таких фигур? (они равны).

№ 535.

  • Прочитайте задачу.
  • Какое расстояние должен был проехать мотоциклист? (720 км).
  • Какую часть пути он ехал по проселочной дороге? (1/3)
  • А по шоссе? (остальное расстояние).
  • Какое время двигался мотоциклист по шоссе? (6 ч.)
  • С какой скоростью? (с одинаковой).
  • Что будем узнавать в задаче? ( С какой скоростью мотоциклист ехал по шоссе?)
  • Запишем условие задачи в таблицу.
  • Какие заголовки будут в таблице?

СКОРОСТЬ

ВРЕМЯ

РАССТОЯНИЕ

 

  1. 720:3 = 240 (км) – по дороге
  2. 720 – 240 = 480 (км) – по шоссе
  3. 480: 6 = 80 (км/ч) – скорость мотоциклиста по шоссе

     Ответ: мотоциклист ехал по шоссе со скорость 80 км/ч.

№ 534.

Прочитайте задание.

Каким действием выполняется проверка деления? (умножением)

    

Откройте дневники, запишите задание на дом - № 536, 537.

  • Что вам понравилось на уроке?

(оценка работы класса)

  • На следующих уроках мы продолжим вместе с веселыми человечками измерять площади фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Квадратный сантиметр" »




















ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

САФОНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ.
























Сегодня на уроке мы вместе с нашими веселыми человечками – Самоделкиным, Незнайкой, Буратино и Карандашом узнаем, как измерять площадь. Познакомимся с одной из единиц измерения площади – квадратным сантиметром.


Самоделкин, Буратино и Незнайка пришли в магазин: они решили подарить Карандашу на день рождения коробку конфет. На витрине были разложены самые разные коробки с конфетами. Самоделкину больше всего понравилась коробка, на которой был нарисован самолет, а Незнайке – на которой цветы. Каждый из них предлагал купить ту коробку, которая понравилась ему. (Показать 2 разные коробки из-под конфет)








  • Тут нечего спорить! – вмешался Буратино. – Не все ли равно, какая картинка нарисована?! Надо купить ту коробку, которая больше. В ней конфет больше!

  • А какая из них больше? – спросил Незнайка. – Как это измерить?

Самоделкин сказал:

  • Я знаю, как измерить. Это очень просто. Надо у каждой коробки измерить длину и ширину. Та, которая длиннее и шире, та и больше: другая в ней целиком поместится.

  • Ага! – воскликнул Буратино.- Тогда и измерять необязательно: бери коробки и проверяй, какая в какую влезет.

  • Как же коробка в коробку влезет, если там конфеты? – удивился Незнайка. – Высыпать их, что ли придется?

  • Конечно! – развеселился Буратино. – Все конфеты придется высыпать мне в карманы. И, улыбнувшись, добавил: Заодно и попробовать можно будет!

  • И мне в карманы будем высыпать конфеты, - обрадовано подхватил Незнайка.

Самоделкин остановил друзей:

  • Не фантазируйте! Зачем же конфеты по карманам рассыпать?! Чтобы сравнить коробки по длине и ширине, вовсе не обязательно их одну в другую вставлять: можно просто положить их друг на друга. Вот, например, коробка карандашей и спичечный коробок… (показать классу, положив коробки друг на друга).

  • Всем видно, что карандашная коробка длиннее и шире. Значит, она больше спичечного коробка. Незнайка сказал: - Давайте же сравним те коробки конфет, которые нам понравились! Попросим продавца дать нам их и положим их друг на друга. (Взять обе коробки и положить их друг на друга).


Друзья сложили коробки и вдруг воскликнули: - Ой!..

Коробка с самолетом длиннее, а коробка с цветами шире. Какая же больше? Самоделкин, как это узнать?

Самоделкин был в затруднении, а Буратино сразу закричал:

  • Ничего тут не узнаешь! И никакие измерения не помогут.


  • А вы согласны с Буратино?


  • Как вы думаете, ребята, кто поможет человечкам справиться с этой задачей?


  • Нам поможет Карандаш,- сказал Самоделкин. – Давайте купим обе коробки; подарим ему и попросим его объяснить, какая из них больше.

Карандашу очень понравился подарок его друзей. Он сразу раскрыл обе коробки, и веселые человечки принялись есть вкусные конфеты.

Буратино и Незнайка так увлеклись этим приятным занятием, что совсем забыли про вопрос, который они хотели задать Карандашу. А Самоделкин не забыл. Он попробовал конфеты из каждой коробки и потом обратился к Карандашу:

  • Как узнать, какая из этих коробок больше? Мы не смогли сравнить их: одна оказалась длиннее, а другая – шире.

  • Ты, Самоделкин, задал очень интересный вопрос, - сказал Карандаш. – Сравнивать между собой (что больше?) приходится не только коробки, но, например, и листы бумаги или картона, участки земли… Всякий раз, когда приходится что-нибудь сравнивать, нужно измерить площадь.

  • А что такое площадь?- спросил Незнайка. – Что это значит "Измерить площадь"?

  • Измерить площадь… - повторил Карандаш. – Это не так-то легко объяснить. Но я постараюсь. Давайте вспомним сначала, как мы измеряли длину.


  • Вспомните, как веселые человечки измеряли длину мастерской у дяди Толи. (Брали метровую линейку и откладывали ее вдоль стены. Сколько раз линейка отложится, столько метров и длина).


  • А какие еще единицы измерения длины вы знаете?


  • Правильно. При измерении длины можно пользоваться разными мерками: сантиметром, метром, километром…Каждый раз берем подходящую мерку, откладываем ее – и считаем, сколько раз отложится. Так вот: площадь измеряют точно так же! Только мерки здесь свои: квадратный сантиметр, квадратный метр. Квадратный километр.


Буратино и Незнайка засмеялись:

  • Ну и мерки! Сантиметр и вдруг квадратный?! Какой же он квадратный, когда он отрезок! Может быть, ты еще треугольный метр и круглый километр придумаешь?

  • Смеяться тут нечего! – сказал Карандаш. – Квадратный сантиметр – это такая мерка. Это квадрат со стороной 1 сантиметр. Смотрите:



  • У вас на партах лежат конверты. Найдите в конвертах квадратный сантиметр и покажите его.

  • А теперь начертите в тетради квадрат со стороной 1 см. При числах слова "квадратный сантиметр" записывают сокращенно: 1 см2. Подпишите под квадратом.


(У детей в тетради:)

1 см2


А измеряют площадь с помощью квадратного сантиметра так – сказал Карандаш.

  • Взяли линейки и простые карандаши. От начерченного квадрата отступили вниз 2 клетки. Чертим прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см.







Давайте уложим на наш прямоугольник квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд, вот так:






- показ учителем на доске.





  • Сколько квадратных сантиметров уложилось в этом ряду? (3)

  • Теперь уложим еще один ряд.



учитель укладывает квадратные

сантиметры на прямоугольнике,

начерченном на доске.


  • Сколько квадратных сантиметров уложилось во втором ряду? (3)

  • Сколько всего квадратных сантиметров уложили? (6)


  • Уложите и вы квадратные сантиметры на свой прямоугольник точно так же, как это сделал Карандаш. (Учащиеся укладывают квадратные сантиметры на свои начерченные прямоугольники).


  • Сосчитайте еще раз, сколько квадратных сантиметров получилось. (6).


  • Правильно. Вот мы и измерили площадь! Площадь нашего прямоугольника – 6 см2.


  • Запишем: 6 см2. (на доске)


Вдруг Буратино с озорным видом встал перед друзьями и неожиданно стал читать только что сочиненное стихотворение, показывая пальцем на прямоугольник с уложенными на нем квадратными сантиметрами:


  • Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда:

Стали мерки в два ряда,

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их пересчитать.


Стишки Буратино понравились друзьям. Незнайка с удовольствием повторил: "Поглядите-ка сюда, стали мерки в два ряда…" И вдруг спросил:

  • А в три ряда мерки тоже могут стать?

  • Конечно, - сказал Карандаш, - и в три, и в четыре… Все зависит от того, какой прямоугольник.


  • Взяли линейки и карандаши. От начерченного прямоугольника отступили 5 клеток вправо. Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.




(рисунок на доске)

уложите самостоятельно на этот

прямоугольник квадратные

сантиметры.


  • Сколько рядов квадратных сантиметров уложилось в этом прямоугольнике? (4)

  • Сколько квадратных сантиметров в каждом ряду? (2)

  • Чему равна площадь этого прямоугольника? (8 см2).

  • Кто запишет на доске, чему равна площадь? Запишите в тетрадь.


  • От первого прямоугольника отступите 3 клетки вниз. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Уложите на него квадратные сантиметры. Чему равна площадь прямоугольника? Запишите самостоятельно.


  • А теперь Карандаш предлагает вам выполнить задания учебника. Открыли учебники на стр. 119.


  • Найдите в рамке прямоугольник коричневого цвета.

  • Сколько квадратных сантиметров поместилось в прямоугольнике АВСD?

  • Чему равна площадь прямоугольника? (6 см2)


№ 533 (устно)


  • Чему равна площадь первой фигуры? (12 см2).

  • Чему равна площадь второй фигуры? (12 см2).

  • Что можно сказать о площадях таких фигур? (они равны).


№ 535.


  • Прочитайте задачу.

  • Какое расстояние должен был проехать мотоциклист? (720 км).

  • Какую часть пути он ехал по проселочной дороге? (1/3)

  • А по шоссе? (остальное расстояние).

  • Какое время двигался мотоциклист по шоссе? (6 ч.)

  • С какой скоростью? (с одинаковой).

  • Что будем узнавать в задаче? ( С какой скоростью мотоциклист ехал по шоссе?)

  • Запишем условие задачи в таблицу.

  • Какие заголовки будут в таблице?





СКОРОСТЬ

ВРЕМЯ

РАССТОЯНИЕ

По дороге



1/3

 720 км

По шоссе

? км/ч

6 ч



    1. 720:3 = 240 (км) – по дороге

    2. 720 – 240 = 480 (км) – по шоссе

    3. 480: 6 = 80 (км/ч) – скорость мотоциклиста по шоссе


Ответ: мотоциклист ехал по шоссе со скорость 80 км/ч.


№ 534.


Прочитайте задание.

Каким действием выполняется проверка деления? (умножением)

1836 4 459

16 4

23 1836

20

36

36

0


  • Откройте дневники, запишите задание на дом - № 536, 537.


  • Что вам понравилось на уроке?

(оценка работы класса)


  • На следующих уроках мы продолжим вместе с веселыми человечками измерять площади фигур.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Квадратный сантиметр"

Автор: Сафонова Елена Викторовна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока математики. Тема квадратный сантиметр 3 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-tiema-kvadratnyi-santimietr-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130477"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415902507"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока математики в 3 классе по теме "Квадратный сантиметр""
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_matematiki_v_3_klasse_po_teme_kvadratnyi_santimetr"
    ["file_id"] => string(6) "528754"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574765321"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольника""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-4-klassie-po-tiemie-ploshchad-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "249185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446833352"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока по математике в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt_uroka_po_matiematikie_v_3_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "361233"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479751585"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока на тему: "Площадь геометрических фигур" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ploshchad-ghieomietrichieskikh-fighur"
    ["file_id"] => string(6) "152739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420900826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства