Сегодня на уроке мы вместе с нашими веселыми человечками – Самоделкиным, Незнайкой, Буратино и Карандашом узнаем, как измерять площадь. Познакомимся с одной из единиц измерения площади – квадратным сантиметром.
Самоделкин, Буратино и Незнайка пришли в магазин: они решили подарить Карандашу на день рождения коробку конфет. На витрине были разложены самые разные коробки с конфетами. Самоделкину больше всего понравилась коробка, на которой был нарисован самолет, а Незнайке – на которой цветы. Каждый из них предлагал купить ту коробку, которая понравилась ему. (Показать 2 разные коробки из-под конфет)
- Тут нечего спорить! – вмешался Буратино. – Не все ли равно, какая картинка нарисована?! Надо купить ту коробку, которая больше. В ней конфет больше!
- А какая из них больше? – спросил Незнайка. – Как это измерить?
Самоделкин сказал:
- Я знаю, как измерить. Это очень просто. Надо у каждой коробки измерить длину и ширину. Та, которая длиннее и шире, та и больше: другая в ней целиком поместится.
- Ага! – воскликнул Буратино.- Тогда и измерять необязательно: бери коробки и проверяй, какая в какую влезет.
- Как же коробка в коробку влезет, если там конфеты? – удивился Незнайка. – Высыпать их, что ли придется?
- Конечно! – развеселился Буратино. – Все конфеты придется высыпать мне в карманы. И, улыбнувшись, добавил: Заодно и попробовать можно будет!
- И мне в карманы будем высыпать конфеты, - обрадовано подхватил Незнайка.
Самоделкин остановил друзей:
- Не фантазируйте! Зачем же конфеты по карманам рассыпать?! Чтобы сравнить коробки по длине и ширине, вовсе не обязательно их одну в другую вставлять: можно просто положить их друг на друга. Вот, например, коробка карандашей и спичечный коробок… (показать классу, положив коробки друг на друга).
- Всем видно, что карандашная коробка длиннее и шире. Значит, она больше спичечного коробка. Незнайка сказал: - Давайте же сравним те коробки конфет, которые нам понравились! Попросим продавца дать нам их и положим их друг на друга. (Взять обе коробки и положить их друг на друга).
Друзья сложили коробки и вдруг воскликнули: - Ой!..
Коробка с самолетом длиннее, а коробка с цветами шире. Какая же больше? Самоделкин, как это узнать?
Самоделкин был в затруднении, а Буратино сразу закричал:
- Ничего тут не узнаешь! И никакие измерения не помогут.
- А вы согласны с Буратино?
- Как вы думаете, ребята, кто поможет человечкам справиться с этой задачей?
- Нам поможет Карандаш,- сказал Самоделкин. – Давайте купим обе коробки; подарим ему и попросим его объяснить, какая из них больше.
Карандашу очень понравился подарок его друзей. Он сразу раскрыл обе коробки, и веселые человечки принялись есть вкусные конфеты.
Буратино и Незнайка так увлеклись этим приятным занятием, что совсем забыли про вопрос, который они хотели задать Карандашу. А Самоделкин не забыл. Он попробовал конфеты из каждой коробки и потом обратился к Карандашу:
- Как узнать, какая из этих коробок больше? Мы не смогли сравнить их: одна оказалась длиннее, а другая – шире.
- Ты, Самоделкин, задал очень интересный вопрос, - сказал Карандаш. – Сравнивать между собой (что больше?) приходится не только коробки, но, например, и листы бумаги или картона, участки земли… Всякий раз, когда приходится что-нибудь сравнивать, нужно измерить площадь.
- А что такое площадь?- спросил Незнайка. – Что это значит "Измерить площадь"?
- Измерить площадь… - повторил Карандаш. – Это не так-то легко объяснить. Но я постараюсь. Давайте вспомним сначала, как мы измеряли длину.
- Вспомните, как веселые человечки измеряли длину мастерской у дяди Толи. (Брали метровую линейку и откладывали ее вдоль стены. Сколько раз линейка отложится, столько метров и длина).
- А какие еще единицы измерения длины вы знаете?
- Правильно. При измерении длины можно пользоваться разными мерками: сантиметром, метром, километром…Каждый раз берем подходящую мерку, откладываем ее – и считаем, сколько раз отложится. Так вот: площадь измеряют точно так же! Только мерки здесь свои: квадратный сантиметр, квадратный метр. Квадратный километр.
Буратино и Незнайка засмеялись:
- Ну и мерки! Сантиметр и вдруг квадратный?! Какой же он квадратный, когда он отрезок! Может быть, ты еще треугольный метр и круглый километр придумаешь?
- Смеяться тут нечего! – сказал Карандаш. – Квадратный сантиметр – это такая мерка. Это квадрат со стороной 1 сантиметр. Смотрите:
- У вас на партах лежат конверты. Найдите в конвертах квадратный сантиметр и покажите его.
- А теперь начертите в тетради квадрат со стороной 1 см. При числах слова "квадратный сантиметр" записывают сокращенно: 1 см2. Подпишите под квадратом.
(У детей в тетради:)
1 см2
А измеряют площадь с помощью квадратного сантиметра так – сказал Карандаш.
- Взяли линейки и простые карандаши. От начерченного квадрата отступили вниз 2 клетки. Чертим прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см.
Давайте уложим на наш прямоугольник квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд, вот так:
- показ учителем на доске.
- Сколько квадратных сантиметров уложилось в этом ряду? (3)
- Теперь уложим еще один ряд.
учитель укладывает квадратные
сантиметры на прямоугольнике,
начерченном на доске.
Сколько квадратных сантиметров уложилось во втором ряду? (3)
Сколько всего квадратных сантиметров уложили? (6)
- Уложите и вы квадратные сантиметры на свой прямоугольник точно так же, как это сделал Карандаш. (Учащиеся укладывают квадратные сантиметры на свои начерченные прямоугольники).
- Сосчитайте еще раз, сколько квадратных сантиметров получилось. (6).
- Правильно. Вот мы и измерили площадь! Площадь нашего прямоугольника – 6 см2.
- Запишем: 6 см2. (на доске)
Вдруг Буратино с озорным видом встал перед друзьями и неожиданно стал читать только что сочиненное стихотворение, показывая пальцем на прямоугольник с уложенными на нем квадратными сантиметрами:
- Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Стали мерки в два ряда,
Будто бы солдатики –
Ровные квадратики.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их пересчитать.
Стишки Буратино понравились друзьям. Незнайка с удовольствием повторил: "Поглядите-ка сюда, стали мерки в два ряда…" И вдруг спросил:
- А в три ряда мерки тоже могут стать?
- Конечно, - сказал Карандаш, - и в три, и в четыре… Все зависит от того, какой прямоугольник.
- Взяли линейки и карандаши. От начерченного прямоугольника отступили 5 клеток вправо. Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.
(рисунок на доске)
уложите самостоятельно на этот
прямоугольник квадратные
сантиметры.
- Сколько рядов квадратных сантиметров уложилось в этом прямоугольнике? (4)
- Сколько квадратных сантиметров в каждом ряду? (2)
- Чему равна площадь этого прямоугольника? (8 см2).
- Кто запишет на доске, чему равна площадь? Запишите в тетрадь.
- От первого прямоугольника отступите 3 клетки вниз. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Уложите на него квадратные сантиметры. Чему равна площадь прямоугольника? Запишите самостоятельно.
- А теперь Карандаш предлагает вам выполнить задания учебника. Открыли учебники на стр. 119.
- Найдите в рамке прямоугольник коричневого цвета.
- Сколько квадратных сантиметров поместилось в прямоугольнике АВСD?
- Чему равна площадь прямоугольника? (6 см2)
№ 533 (устно)
- Чему равна площадь первой фигуры? (12 см2).
- Чему равна площадь второй фигуры? (12 см2).
- Что можно сказать о площадях таких фигур? (они равны).
№ 535.
- Прочитайте задачу.
- Какое расстояние должен был проехать мотоциклист? (720 км).
- Какую часть пути он ехал по проселочной дороге? (1/3)
- А по шоссе? (остальное расстояние).
- Какое время двигался мотоциклист по шоссе? (6 ч.)
- С какой скоростью? (с одинаковой).
- Что будем узнавать в задаче? ( С какой скоростью мотоциклист ехал по шоссе?)
- Запишем условие задачи в таблицу.
- Какие заголовки будут в таблице?
СКОРОСТЬ
ВРЕМЯ
РАССТОЯНИЕ
- 720:3 = 240 (км) – по дороге
- 720 – 240 = 480 (км) – по шоссе
- 480: 6 = 80 (км/ч) – скорость мотоциклиста по шоссе
Ответ: мотоциклист ехал по шоссе со скорость 80 км/ч.
№ 534.
Прочитайте задание.
Каким действием выполняется проверка деления? (умножением)
Откройте дневники, запишите задание на дом - № 536, 537.
- Что вам понравилось на уроке?
(оценка работы класса)
- На следующих уроках мы продолжим вместе с веселыми человечками измерять площади фигур.