kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Квадратный сантиметр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке мы вместе с нашими веселыми человечками – Самоделкиным, Незнайкой, Буратино и Карандашом узнаем, как измерять площадь. Познакомимся с одной из единиц измерения площади – квадратным сантиметром.

Самоделкин, Буратино и Незнайка пришли в магазин: они решили подарить Карандашу на день рождения коробку конфет. На витрине были разложены самые разные коробки с конфетами. Самоделкину больше всего понравилась коробка, на которой был нарисован самолет, а Незнайке – на которой цветы. Каждый из них предлагал купить ту коробку, которая понравилась ему. (Показать 2 разные коробки из-под конфет)

  • Тут нечего спорить! – вмешался Буратино. – Не все ли равно, какая картинка нарисована?! Надо купить ту коробку, которая больше. В ней конфет больше!
  • А какая из них больше? – спросил Незнайка. – Как это измерить?

Самоделкин сказал:

  • Я знаю, как измерить. Это очень просто. Надо у каждой коробки измерить длину и ширину. Та, которая длиннее и шире, та и больше: другая в ней целиком поместится.
  • Ага! – воскликнул Буратино.- Тогда и измерять необязательно: бери коробки и проверяй, какая в какую влезет.
  • Как же коробка в коробку влезет, если там конфеты? – удивился Незнайка. – Высыпать их, что ли придется?
  • Конечно! – развеселился Буратино. – Все конфеты придется высыпать мне в карманы. И, улыбнувшись, добавил: Заодно и попробовать можно будет!
  • И мне в карманы будем высыпать конфеты, - обрадовано подхватил Незнайка.

Самоделкин остановил друзей:

  • Не фантазируйте! Зачем же конфеты по карманам рассыпать?! Чтобы сравнить коробки по длине и ширине, вовсе не обязательно их одну в другую вставлять: можно просто положить их друг на друга. Вот, например, коробка карандашей и спичечный коробок… (показать классу, положив коробки друг на друга).
  • Всем видно, что карандашная коробка длиннее и шире. Значит, она больше спичечного коробка. Незнайка сказал: - Давайте же сравним те коробки конфет, которые нам понравились! Попросим продавца дать нам их и положим их друг на друга. (Взять обе коробки и положить их друг на друга).

Друзья сложили коробки и вдруг воскликнули: - Ой!..

Коробка с самолетом длиннее, а коробка с цветами шире. Какая же больше? Самоделкин, как это узнать?

Самоделкин был в затруднении, а Буратино сразу закричал:

  • Ничего тут не узнаешь! И никакие измерения не помогут.
  • А вы согласны с Буратино?
  • Как вы думаете, ребята, кто поможет человечкам справиться с этой задачей?
  • Нам поможет Карандаш,- сказал Самоделкин. – Давайте купим обе коробки; подарим ему и попросим его объяснить, какая из них больше.

Карандашу очень понравился подарок его друзей. Он сразу раскрыл обе коробки, и веселые человечки принялись есть вкусные конфеты.

Буратино и Незнайка так увлеклись этим приятным занятием, что совсем забыли про вопрос, который они хотели задать Карандашу. А Самоделкин не забыл. Он попробовал конфеты из каждой коробки и потом обратился к Карандашу:

  • Как узнать, какая из этих коробок больше? Мы не смогли сравнить их: одна оказалась длиннее, а другая – шире.
  • Ты, Самоделкин, задал очень интересный вопрос, - сказал Карандаш. – Сравнивать между собой (что больше?) приходится не только коробки, но, например, и листы бумаги или картона, участки земли… Всякий раз, когда приходится что-нибудь сравнивать, нужно измерить площадь.
  • А что такое площадь?- спросил Незнайка. – Что это значит "Измерить площадь"?
  • Измерить площадь… - повторил Карандаш. – Это не так-то легко объяснить. Но я постараюсь. Давайте вспомним сначала, как мы измеряли длину.
  • Вспомните, как веселые человечки измеряли длину мастерской у дяди Толи. (Брали метровую линейку и откладывали ее вдоль стены. Сколько раз линейка отложится, столько метров и длина).
  • А какие еще единицы измерения длины вы знаете?
  • Правильно. При измерении длины можно пользоваться разными мерками: сантиметром, метром, километром…Каждый раз берем подходящую мерку, откладываем ее – и считаем, сколько раз отложится. Так вот: площадь измеряют точно так же! Только мерки здесь свои: квадратный сантиметр, квадратный метр. Квадратный километр.

Буратино и Незнайка засмеялись:

  • Ну и мерки! Сантиметр и вдруг квадратный?! Какой же он квадратный, когда он отрезок! Может быть, ты еще треугольный метр и круглый километр придумаешь?
  • Смеяться тут нечего! – сказал Карандаш. – Квадратный сантиметр – это такая мерка. Это квадрат со стороной 1 сантиметр. Смотрите:         
  • У вас на партах лежат конверты. Найдите в конвертах квадратный сантиметр и покажите его.
  • А теперь начертите в тетради квадрат со стороной 1 см. При числах слова "квадратный сантиметр" записывают сокращенно: 1 см2. Подпишите под квадратом.

(У детей в тетради:)

                                      1 см2

 

А измеряют площадь с помощью квадратного сантиметра так – сказал Карандаш.

  • Взяли линейки и простые карандаши. От начерченного квадрата отступили вниз 2 клетки. Чертим прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см.

                                  

Давайте уложим на наш прямоугольник квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд, вот так:

                                                             - показ учителем на доске.

 

  • Сколько квадратных сантиметров уложилось в этом ряду?  (3)
  • Теперь уложим еще один ряд.

                                                                       

                                                       учитель укладывает квадратные    

                                                       сантиметры на прямоугольнике,

                                                       начерченном на доске.

              Сколько квадратных сантиметров уложилось во втором ряду? (3)

Сколько всего квадратных сантиметров уложили? (6)

  • Уложите и вы квадратные сантиметры на свой прямоугольник точно так же, как это сделал Карандаш. (Учащиеся укладывают квадратные сантиметры на свои начерченные прямоугольники).
  • Сосчитайте еще раз, сколько квадратных сантиметров получилось. (6).
  • Правильно. Вот мы и измерили площадь! Площадь нашего прямоугольника – 6 см2.
  • Запишем: 6 см2. (на доске)

Вдруг Буратино с озорным видом встал перед друзьями и неожиданно стал читать только что сочиненное стихотворение, показывая пальцем на прямоугольник с уложенными на нем квадратными сантиметрами:

  • Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда:

Стали мерки в два ряда,

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их пересчитать.

Стишки Буратино понравились друзьям. Незнайка с удовольствием повторил: "Поглядите-ка сюда, стали мерки в два ряда…" И вдруг спросил:

  • А в три ряда мерки тоже могут стать?
  • Конечно, - сказал Карандаш, - и в три, и в четыре… Все зависит от того, какой прямоугольник.
  • Взяли линейки и карандаши. От начерченного прямоугольника отступили 5 клеток вправо. Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.

                                                  (рисунок на доске)

                                                                

                                                  уложите самостоятельно на этот                    

                                                  прямоугольник квадратные   

                                                  сантиметры.      

                                                    

 

  • Сколько рядов квадратных сантиметров уложилось в этом прямоугольнике? (4)
  • Сколько квадратных сантиметров в каждом ряду? (2)
  • Чему равна площадь этого прямоугольника? (8 см2).
  • Кто запишет на доске, чему равна площадь? Запишите в тетрадь.
  • От первого прямоугольника отступите 3 клетки вниз. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Уложите на него квадратные сантиметры. Чему равна площадь прямоугольника? Запишите самостоятельно.
  • А теперь Карандаш предлагает вам выполнить задания учебника. Открыли учебники на стр. 119.
  • Найдите в рамке прямоугольник коричневого цвета.
  • Сколько квадратных сантиметров поместилось в прямоугольнике АВСD?
  • Чему равна площадь прямоугольника? (6 см2)

№ 533 (устно)

  • Чему равна площадь первой фигуры? (12 см2).
  • Чему равна площадь второй фигуры? (12 см2).
  • Что можно сказать о площадях таких фигур? (они равны).

№ 535.

  • Прочитайте задачу.
  • Какое расстояние должен был проехать мотоциклист? (720 км).
  • Какую часть пути он ехал по проселочной дороге? (1/3)
  • А по шоссе? (остальное расстояние).
  • Какое время двигался мотоциклист по шоссе? (6 ч.)
  • С какой скоростью? (с одинаковой).
  • Что будем узнавать в задаче? ( С какой скоростью мотоциклист ехал по шоссе?)
  • Запишем условие задачи в таблицу.
  • Какие заголовки будут в таблице?

СКОРОСТЬ

ВРЕМЯ

РАССТОЯНИЕ

 

  1. 720:3 = 240 (км) – по дороге
  2. 720 – 240 = 480 (км) – по шоссе
  3. 480: 6 = 80 (км/ч) – скорость мотоциклиста по шоссе

     Ответ: мотоциклист ехал по шоссе со скорость 80 км/ч.

№ 534.

Прочитайте задание.

Каким действием выполняется проверка деления? (умножением)

    

Откройте дневники, запишите задание на дом - № 536, 537.

  • Что вам понравилось на уроке?

(оценка работы класса)

  • На следующих уроках мы продолжим вместе с веселыми человечками измерять площади фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Квадратный сантиметр" »




















ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

САФОНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ.
























Сегодня на уроке мы вместе с нашими веселыми человечками – Самоделкиным, Незнайкой, Буратино и Карандашом узнаем, как измерять площадь. Познакомимся с одной из единиц измерения площади – квадратным сантиметром.


Самоделкин, Буратино и Незнайка пришли в магазин: они решили подарить Карандашу на день рождения коробку конфет. На витрине были разложены самые разные коробки с конфетами. Самоделкину больше всего понравилась коробка, на которой был нарисован самолет, а Незнайке – на которой цветы. Каждый из них предлагал купить ту коробку, которая понравилась ему. (Показать 2 разные коробки из-под конфет)








  • Тут нечего спорить! – вмешался Буратино. – Не все ли равно, какая картинка нарисована?! Надо купить ту коробку, которая больше. В ней конфет больше!

  • А какая из них больше? – спросил Незнайка. – Как это измерить?

Самоделкин сказал:

  • Я знаю, как измерить. Это очень просто. Надо у каждой коробки измерить длину и ширину. Та, которая длиннее и шире, та и больше: другая в ней целиком поместится.

  • Ага! – воскликнул Буратино.- Тогда и измерять необязательно: бери коробки и проверяй, какая в какую влезет.

  • Как же коробка в коробку влезет, если там конфеты? – удивился Незнайка. – Высыпать их, что ли придется?

  • Конечно! – развеселился Буратино. – Все конфеты придется высыпать мне в карманы. И, улыбнувшись, добавил: Заодно и попробовать можно будет!

  • И мне в карманы будем высыпать конфеты, - обрадовано подхватил Незнайка.

Самоделкин остановил друзей:

  • Не фантазируйте! Зачем же конфеты по карманам рассыпать?! Чтобы сравнить коробки по длине и ширине, вовсе не обязательно их одну в другую вставлять: можно просто положить их друг на друга. Вот, например, коробка карандашей и спичечный коробок… (показать классу, положив коробки друг на друга).

  • Всем видно, что карандашная коробка длиннее и шире. Значит, она больше спичечного коробка. Незнайка сказал: - Давайте же сравним те коробки конфет, которые нам понравились! Попросим продавца дать нам их и положим их друг на друга. (Взять обе коробки и положить их друг на друга).


Друзья сложили коробки и вдруг воскликнули: - Ой!..

Коробка с самолетом длиннее, а коробка с цветами шире. Какая же больше? Самоделкин, как это узнать?

Самоделкин был в затруднении, а Буратино сразу закричал:

  • Ничего тут не узнаешь! И никакие измерения не помогут.


  • А вы согласны с Буратино?


  • Как вы думаете, ребята, кто поможет человечкам справиться с этой задачей?


  • Нам поможет Карандаш,- сказал Самоделкин. – Давайте купим обе коробки; подарим ему и попросим его объяснить, какая из них больше.

Карандашу очень понравился подарок его друзей. Он сразу раскрыл обе коробки, и веселые человечки принялись есть вкусные конфеты.

Буратино и Незнайка так увлеклись этим приятным занятием, что совсем забыли про вопрос, который они хотели задать Карандашу. А Самоделкин не забыл. Он попробовал конфеты из каждой коробки и потом обратился к Карандашу:

  • Как узнать, какая из этих коробок больше? Мы не смогли сравнить их: одна оказалась длиннее, а другая – шире.

  • Ты, Самоделкин, задал очень интересный вопрос, - сказал Карандаш. – Сравнивать между собой (что больше?) приходится не только коробки, но, например, и листы бумаги или картона, участки земли… Всякий раз, когда приходится что-нибудь сравнивать, нужно измерить площадь.

  • А что такое площадь?- спросил Незнайка. – Что это значит "Измерить площадь"?

  • Измерить площадь… - повторил Карандаш. – Это не так-то легко объяснить. Но я постараюсь. Давайте вспомним сначала, как мы измеряли длину.


  • Вспомните, как веселые человечки измеряли длину мастерской у дяди Толи. (Брали метровую линейку и откладывали ее вдоль стены. Сколько раз линейка отложится, столько метров и длина).


  • А какие еще единицы измерения длины вы знаете?


  • Правильно. При измерении длины можно пользоваться разными мерками: сантиметром, метром, километром…Каждый раз берем подходящую мерку, откладываем ее – и считаем, сколько раз отложится. Так вот: площадь измеряют точно так же! Только мерки здесь свои: квадратный сантиметр, квадратный метр. Квадратный километр.


Буратино и Незнайка засмеялись:

  • Ну и мерки! Сантиметр и вдруг квадратный?! Какой же он квадратный, когда он отрезок! Может быть, ты еще треугольный метр и круглый километр придумаешь?

  • Смеяться тут нечего! – сказал Карандаш. – Квадратный сантиметр – это такая мерка. Это квадрат со стороной 1 сантиметр. Смотрите:



  • У вас на партах лежат конверты. Найдите в конвертах квадратный сантиметр и покажите его.

  • А теперь начертите в тетради квадрат со стороной 1 см. При числах слова "квадратный сантиметр" записывают сокращенно: 1 см2. Подпишите под квадратом.


(У детей в тетради:)

1 см2


А измеряют площадь с помощью квадратного сантиметра так – сказал Карандаш.

  • Взяли линейки и простые карандаши. От начерченного квадрата отступили вниз 2 клетки. Чертим прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см.







Давайте уложим на наш прямоугольник квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд, вот так:






- показ учителем на доске.





  • Сколько квадратных сантиметров уложилось в этом ряду? (3)

  • Теперь уложим еще один ряд.



учитель укладывает квадратные

сантиметры на прямоугольнике,

начерченном на доске.


  • Сколько квадратных сантиметров уложилось во втором ряду? (3)

  • Сколько всего квадратных сантиметров уложили? (6)


  • Уложите и вы квадратные сантиметры на свой прямоугольник точно так же, как это сделал Карандаш. (Учащиеся укладывают квадратные сантиметры на свои начерченные прямоугольники).


  • Сосчитайте еще раз, сколько квадратных сантиметров получилось. (6).


  • Правильно. Вот мы и измерили площадь! Площадь нашего прямоугольника – 6 см2.


  • Запишем: 6 см2. (на доске)


Вдруг Буратино с озорным видом встал перед друзьями и неожиданно стал читать только что сочиненное стихотворение, показывая пальцем на прямоугольник с уложенными на нем квадратными сантиметрами:


  • Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда:

Стали мерки в два ряда,

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их пересчитать.


Стишки Буратино понравились друзьям. Незнайка с удовольствием повторил: "Поглядите-ка сюда, стали мерки в два ряда…" И вдруг спросил:

  • А в три ряда мерки тоже могут стать?

  • Конечно, - сказал Карандаш, - и в три, и в четыре… Все зависит от того, какой прямоугольник.


  • Взяли линейки и карандаши. От начерченного прямоугольника отступили 5 клеток вправо. Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.




(рисунок на доске)

уложите самостоятельно на этот

прямоугольник квадратные

сантиметры.


  • Сколько рядов квадратных сантиметров уложилось в этом прямоугольнике? (4)

  • Сколько квадратных сантиметров в каждом ряду? (2)

  • Чему равна площадь этого прямоугольника? (8 см2).

  • Кто запишет на доске, чему равна площадь? Запишите в тетрадь.


  • От первого прямоугольника отступите 3 клетки вниз. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Уложите на него квадратные сантиметры. Чему равна площадь прямоугольника? Запишите самостоятельно.


  • А теперь Карандаш предлагает вам выполнить задания учебника. Открыли учебники на стр. 119.


  • Найдите в рамке прямоугольник коричневого цвета.

  • Сколько квадратных сантиметров поместилось в прямоугольнике АВСD?

  • Чему равна площадь прямоугольника? (6 см2)


№ 533 (устно)


  • Чему равна площадь первой фигуры? (12 см2).

  • Чему равна площадь второй фигуры? (12 см2).

  • Что можно сказать о площадях таких фигур? (они равны).


№ 535.


  • Прочитайте задачу.

  • Какое расстояние должен был проехать мотоциклист? (720 км).

  • Какую часть пути он ехал по проселочной дороге? (1/3)

  • А по шоссе? (остальное расстояние).

  • Какое время двигался мотоциклист по шоссе? (6 ч.)

  • С какой скоростью? (с одинаковой).

  • Что будем узнавать в задаче? ( С какой скоростью мотоциклист ехал по шоссе?)

  • Запишем условие задачи в таблицу.

  • Какие заголовки будут в таблице?





СКОРОСТЬ

ВРЕМЯ

РАССТОЯНИЕ

По дороге



1/3

 720 км

По шоссе

? км/ч

6 ч



    1. 720:3 = 240 (км) – по дороге

    2. 720 – 240 = 480 (км) – по шоссе

    3. 480: 6 = 80 (км/ч) – скорость мотоциклиста по шоссе


Ответ: мотоциклист ехал по шоссе со скорость 80 км/ч.


№ 534.


Прочитайте задание.

Каким действием выполняется проверка деления? (умножением)

1836 4 459

16 4

23 1836

20

36

36

0


  • Откройте дневники, запишите задание на дом - № 536, 537.


  • Что вам понравилось на уроке?

(оценка работы класса)


  • На следующих уроках мы продолжим вместе с веселыми человечками измерять площади фигур.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Квадратный сантиметр"

Автор: Сафонова Елена Викторовна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока математики. Тема квадратный сантиметр 3 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-tiema-kvadratnyi-santimietr-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130477"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415902507"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока математики в 3 классе по теме "Квадратный сантиметр""
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_matematiki_v_3_klasse_po_teme_kvadratnyi_santimetr"
    ["file_id"] => string(6) "528754"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574765321"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольника""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-4-klassie-po-tiemie-ploshchad-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "249185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446833352"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока по математике в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt_uroka_po_matiematikie_v_3_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "361233"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479751585"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока на тему: "Площадь геометрических фигур" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ploshchad-ghieomietrichieskikh-fighur"
    ["file_id"] => string(6) "152739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420900826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1730 руб.
2660 руб.
1220 руб.
1870 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1360 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства