Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Доли и дроби"»
Тема урока: Доли и дроби. Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации. Цели по содержанию:
- обучающие: дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби, оперировать математическими символами: записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.
- развивающие: развивать познавательный интерес , логическое мышление, память, внимание; активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий; формировать потребности в приобретении новых знаний ; развивать умение систематизировтаь и применять полученные знания; - воспитательные: воспитывать активность, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Планируемые результаты:
-личностные: умение находить ответы на поставленные вопросы; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
-регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий ; рефлексия способов и условий действий , контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - познавательные : усвоить понятия доли и дроби, уметь оперировать математическими символами: уметь записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель, объяснять их содержательный смысл. -коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний.. Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный , частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2013. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся, карточки, презентация Power Point
Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
Формируемые УУД
1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация опорных знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Устный счет
Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы
6
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока..
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
4
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4. Этап изучение нового материала.
Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.
Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово введение новых понятий: числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей.
Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “Доли”, изображать дроби на координатном луче.
При просмотре данной презентации, обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче.
10
Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
Личностные: формирование способности к эмоциональному восприятию математических рассуждении.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Организация и контроль за процессом выполнения заданий
Работают фронтально и в парах над поставленными задачами.
10
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результ.
5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2
6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
10
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
1
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
1
Содержание этапов урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный этап
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Слайд 2
Посмотрите, всё ль в порядке
Книжки, ручка и тетрадка?
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Инструктаж по работе с технологической картой.
Подписать карту. В течение урока вы будете выполнять задания. После каждого этапа выставляем оценку, в соответствии с критериями.
Учащиеся готовы к началу работы.
II. Актуализация знаний 1. Новые знания нам будет очень трудно освоить без умения быстро и верно считать, поэтому , как всегда, начнем урок с устного счета: Слайд 3Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину.К сожалению онаНедостаточно точна.Результаты перед вами –Быстро все исправьте сами.
Слайд 4
2. Мотивация
Разгадав математическую загадку, вы узнаете тему нашего урока Слайд 5
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят вам два барабана
Иль каблуки отобью ее рьяно.
Что это?
У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет.
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные. Подсчитайте сколько их в мультфильме. Слайд6,7
Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»
- Какой фрукт делили звери? (апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (равные)
- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)
- Молодцы!
Сформулируем тему урока
- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)
- Какую часть получит каждый? (одну восьмую)
Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли) , а пяти?
Учащиеся считают устно 1) 83 -17=56 (66) 2) 800-175=625 3) 25*12*4=1200 4) 37+120=127 (157) 5) сколько всего примеров в задании. (4) 6) какая часть из них правильная и какая с ошибками (половина) 7) Найти половину от числа 18 (9) 8) Найти половину от 42 (21) 9) У Маши было 100 руб . половину этой суммы она потратила на билет в кино, сколько денег осталось у Маши? (50) 10) Стрекоза и пчела полетели одновременно к лесной поляне. Стрекозе лететь до поляны 15 км, ее скорость 30 км/ч, а пчеле лететь до поляны 10 км, ее скорость 25 км/ч. Кто быстрей долетит до поляны? (стрекоза долетит за полчаса 15км, а пчеле лететь меньше половины). Оценить себя.
Дробь
Формулируют тему урока: Доли и дроби . Цель урока: читать, записывать дроби,. Записать в тетради число и тему урока.
III. Изучение нового материала Людям часто приходится делить целое на доли. Делить можно что угодно: яблоко, круг, торт, арбуз. Просмотрим флеш -демонстрацию Самая известная доля –половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать каждый день: полчаса, полкилограмма. Но есть и другие доли. Например четверть, десятая, сотая. -Когда образуются доли? - Название доли зависит от того на сколько равных частей разделили единицу.
Разделили на три части, получили “треть”. Долюназывают “третью”.Если единицу разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?
Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина, треть, четверть. А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей.Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.
Просмотр флеш –демонстрации «Деление целого на доли».
Когда один предмет делится на равные части.
IV. Организация первичного закрепления - Какие фигуры называются равными? Слайд 8 -Как называется доля, полученная при делении целого на 3, 5, 6,8 равных частей? - На сколько равных частей разделили целое, если в результате получилась четвертая доля, седьмая доля, десятая доля? - №465 устно, с объяснением -№466 устно с объяснением Открываем тетради - тренажеры на стр 82, №190 разделить прямоугольник разными способами пополам. Слайд 9
При наложении совпадают Устно ответить на вопросы: 1/3, 1/5, 1/6,1/8 4,7,10
VI. Усвоение новых знаний Понятие о дроби как о сумме нескольких долей -В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. Из чего состоит запись дроби? Слайд 14 Дробь= числитель/ знаменатель. - Что показывает числитель? - Что показывает знаменатель?
Просмотр флеш –демонстрации
Запись в тетради
VII. Организация первичного закрепления -Выполняем устно 468 - №469 письменно - №470 работа в парах Слайд 15
Устно комментируют. Один ученик у доски Взаимопроверка Оценить себя
VIII. Самостоятельная работа Приложение
Самопроверка, самооценка
IX Подведение итогов урока -Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить нам поставленную задачу? -Что такое доля ? - Что такое дробь? -Что показывает числитель, знаменатель дроби? -Верна ли для нас немецкая поговорка « Попасть в дроби?». -Мы справляемся с дробями и на следующем уроке узнаем, как с ними справляться в более сложных задачах.
Ответы на вопросы Выставление оценок
X Домашнее задание №463, 187, 193 Т, подготовить сообщение из истории обыкновенных дробей. Слайд 16
Запись задания
XI. Рефлексия Слайд 17
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
Самооценка
Список литературы: 1.Поурочные методические рекомендации 5 класс( Сафонова Н.В.).-М.:Просвещение,2012.-176 с. 2.Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников СФЕРЫ .5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений ( Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова).- М.: Просвещение,2011. – 80с. 3.Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ( Е.А. Бунимович , Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.; изд.Просвещение, -М.Просвещение, 2013 – 223с.:ил. – (Академический школьный учебник) (СФЕРЫ). 4.Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс . Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др. изд. Просвещение. М.: Просвещение, 2013. – 127с. 5.Математика.Арифметика.Геометрия. Тетрадь- экзаменатор. 5 класс.Н.В.Сафонова. изд. Просвещение,- М.: Просвещение, 2013. – 79с.
Дополнительные задания.
1. Придумайте три дроби и запишите их на листочке словами. Предложите соседу записать их цифрами. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.