Цели:
-формировать навыки счета в пределах 20, умения обозначать количество из девяти предметов цифрой 9, определять место числа 9 на цифровом луче, знание состава числа 9;
-закрепить взаимосвязь между частью и целым; уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию математических терминов в речи;
-тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
-способствовать формированию положительной учебной мотивации, развитие чувства взаимопомощи в коллективе.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок придет один из сказочных героев.
(Буратино – 6; Незнайка - 7; Айболит – 8. Перечислить).
- А кто из них, мы узнаем, если правильно решим равенство.
8 – 5 + 4 – 6 + 5 + 3 = ?
- Так кто же это? (Доктор Айболит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор… (Айболит) - Отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак, в путь.
- Актуализация знаний, повторение.
- – счет до 20 и обратно;
- – сосчитайте от 7 до 14;
- – сосчитайте от 18 до 13;
- – назовите соседей числа 7;
- – назовите предыдущее число для числа 10, для числа 5;
- – назовите число между 8 и 10, 4 и 6;
- – назовите число, которое следует за числом 10;
- – что происходит с числом при движении его по числовому отрезку вправо? влево?
- –установите закономерность и вы узнаете, сколько препятствий нам предстоит преодолеть.
3 4 6
5 4 2
8 8 ?
- Как определили, что 8? Повторение состава числа 8.
- Какого варианта состава числа 8 нет в таблице? ( 7 и 1)
3.Постановка проблемной ситуации.
- У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перебраться через море.
Айболит поставил чайник
Пригласил он 8 чаек.
Приходите-ка на чай.
Всех друзей ты сосчитай. (9)
-Какое выражение составили? (8+1)
-Что находили в задаче? (Целое.)
-Как находим целое? (Чтобы найти целое надо части сложить.)
-Назовите части. (8 и 1)
-Назовите целое. (9)
-Определите тему урока. (Число 9. Цифра 9.)
-Чему должны научиться? (Узнать состав числа 9, научиться писать цифру 9.)
-Что можете сказать о числе 9? (По счёту следует за числом 8, его можно получить, если 10 – 1, 8+1 …)
-Где встречается число 9? (…)
(слайд обложки книги «Вовка в тридевятом царстве»)
-как понимаете «тридевятое царство»?
-где встречали такие фразы: «тридевятое царство», «за тридевять земель»? ( В русских народных сказках.)Информация: тридевять – три раза по 9, 3 умножить на 9 = 27. По некоторым источникам расстояние от Земли до Луны равно 27 диаметрам земного шара. Поэтому, это выражение означает «очень далеко».
(слайд картины Айвазовского «Девятый вал»)
-Кто узнал эту картину? Художника? (Айвазовский – маринист – рисует море. Ему удаётся изобразить силу, мощь водной стихии).
-Существует цифра, знак, с помощью которой можно записать это число.
-На что похожа эта цифра? (ответы детей)
9, как и 6, вглядись,
Только хвост не вверх, а вниз.
Цифра 9, иль девятка,
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет
Цифрой 6 девятка станет.
-Писать цифру 9 ещё не умеем. Рассмотрим образец написания на с.19.
-Что показывает красная звёздочка? (Начало письма).
-Проследи по стрелкам, как пишется цифра. (Прописываем в воздухе.)
(Показ на доске и плакате). Дети пишут в воздухе, потом в учебнике по контуру, далее самостоятельно 4-5 раз.
4. Физминутка. («Дни недели»).
5. Соотношение между числом и количеством предметов.
С.18 №1
-Мы уже знаем, что каждое число обозначает определённое количество предметов. Айболит просит вас найти соответствие между числом и рисунком.
-Кого 7? 8, 9, 3, 5, 2, 6, 4, 1?
-Рассмотрите эти числа и назовите в порядке возрастания.
-Рассмотрите все рисунки и подумайте, по какому признаку можно сказать, что «кораблики» здесь «лишние»? ( Это не природа,они сделаны руками человека. Остальные предметы относятся к природе: живой и неживой.)
6. Открытие нового знания. Состав числа 9.
-Как получить из предыдущего число 9? (8+1, 1+8)
-Чтобы рассмотреть другие способы состава числа 9, рассмотрим лекарственные травы, которые собрал Айболит со своими друзьями, чтобы лечить больных.
-Сосчитайте, сколько цветов в каждом мешочке. (9)
-На какие группы разложили цветы в 1-ом мешке? (По размеру: на большие и маленькие, на 2 и 7.)
У доски записывает ребёнок 2+7=9. (остальные в тетради)
Остальные три равенства – по одному ученику у доски.
- Аналогично по цвету на 3 и 6, по форме на 4 и 5. (Выделять части и целое).
– Какого случая здесь нет? ( 1 и 8)
Выстраивание домика на состав числа 9.
-Какой второй этаж? (2 и 7).
-Какой третий этаж? (3 и 6).
- Какой четвертый этаж? (4 и 5). Упражнения в запоминании.
7. Первичное закрепление.
С.19 №3
-К доктору пришло много животных. Сколько их? Прочитайте задание. (Кому из зверей нужна помощь?)
1-ый столбик решают девочки (4, 5, 3. Морской котик, дельфин, ёжик.)
2-ой столбик решают мальчики (7, 9, 2. Воробей, бабочка, щенок.)
8. Итог. Рефлексия.
Какую цифру вы научились писать на уроке?
-Состав какого числа запомнили? (Можно повторить. 9 – это 2 и …, 5 и …, 3 и … .)
Рефлексия.
-Проследите глазами за бабочками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и прочитайте слово.
Зелёная бабочка, красная, фиолетовая, жёлтая, голубая, оранжевая, синяя.
-Какое слово получилось? (Молодцы.)
-Так оценил вашу работу Айболит. Вы согласны с такой оценкой?