kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия" (9 класс). В работе представленая краткая характеристика урока - методы, формы, цели и приемы обучения, а также описаны все основные этапы введения и первичного усвоения такоего понятия как арифметическая прогрессия, ее свойства и формулы вычисления n-го элемента и суммы S ее первых элементов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия" »


Конспект урока по алгебре в 9 классе

по теме «Арифметическая прогрессия»







Учитель: Карпеева О. В.

Класс: 9

Тема урока: Арифметическая прогрессия.

Тип урока: Урок изучения нового.

Вид урока: комбинированный

Учебная задача: Сформулировать определение арифметической прогрессии и вывести все формулы,

связанные с этим понятием.

Тип урока: проблемно – развивающий.

Тип обучения: личностно – ориентированный.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Сформулировать определение, свойство и признак арифметической прогрессии;

  • Вывести формулы n - го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии.

2. Развивающие:

  • Формирование абстрактного мышления;

  • Развитие умения сравнения, проводить аналогию;

  • Развитие гибкости мышления.

3. Воспитательные:

  • Развить умение высказывать свою точку зрения;

  • Развитие умения аргументирования своего высказывания;

Дидактическая единица: определение, теорема.

Познавательные средства: сравнение, аналогия, метод неполной индукции.

Формы обучения:

  1. Индивидуальная (при выводе формул – выборочная проверка);

  2. Фронтальная (при повторении и закреплении);

  3. Коллективная (при формулировании определения, свойства и признака арифметической прогрессии – проверка типа консультации).

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:

    • Словесный (рассказ учителя);

    • Наглядный (заполнение таблицы);

    • Практический (выполнение упражнений).

  2. По характеру учебной деятельности:

  • Проблемное изложение (выяснить способ вычисления Гаусса);

  • Частично – поисковый (формулы выводятся под руководством учителя).

  1. По дидактическим целям:

  • Метод приобретения знаний.

  1. По содержанию учебного материала:

  • Метод первичного усвоения учебного материала.

Средства обучения: экран, ПК.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Активизация прежних знаний – 2 мин.

  3. Изучение нового материала:

    • Постановка проблемы – 1 мин.

    • Решение проблемы – 29 мин.

  1. Закрепление – 5 мин.

  2. Подведение итогов – 1 мин.

  3. Домашнее задание – 1 мин.

1 этап. Активизация прежних знаний.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

С какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках?

Числовые последовательности



Приведите пример числовой последовательности

Последовательность натуральных чисел

Последовательность четных чисел



Какими способами задаются числовые последовательности?

Числовая последовательность может быть задана:

С помощью перечисления;

С помощью формулы «n» - го слагаемого;

Рекуррентным способом



Какие виды числовых последовательностей вам известны?

Последовательности бывают:

Конечные и бесконечные;

Убывающие и возрастающие



Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом числовой последовательности.

В тетрадях записываем число и оставим место для темы урока, которую вы мне сформулируете немного попозже.

Но сначала послушайте следующую историю.

Записывают число.




2 этап. Постановка проблемы.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Задача. Известный немецкий математик Карл Гаусс в детстве был непоседливым мальчиком, и учитель никак не мог с ним справиться. И вот однажды, чтобы Гаусс успокоился, учитель задал ему задачу: вычислить сумму первых ста натуральных чисел. Буквально через минуту Гаусс дал правильный ответ. Вопрос: чему равна сумма и как Гаусс так быстро ее вычислил?




Давайте и мы вычислим искомую сумму. Для этого выпишем слагаемые.

1 + 2 + 3 + …. + 100

1 + 2 + 3 + … + 100 - ?

1 + 2 + 3 +…. + 100 - ?

Что образуют слагаемые?

Числовую последовательность



Чтобы ответить на вопрос задачи необходимо изучить свойства данной последовательности.





3 этап. Решение проблемы.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Попытаемся выделить и сформулировать эти свойства.




Итак, как можно получить второй член это последовательности?

Чтобы получить второй член последовательности необходимо к первому члену прибавить единицу



А третий член?

Необходимо ко второму члену прибавить единицу



То есть, каждый член последовательности равен предыдущему, сложенному с некоторым числом




Сформулируем еще раз черты этих слагаемых

Они образуют числовую последовательность;

Каждый член равен предыдущему , сложенному с некоторым числом



Скажите, а первый член последовательности мы можем получить таким образом?

Нет, т. к . для него нет предыдущего



А некоторое число, которое мы прибавляем будет одинаковым для всех слагаемых и разным

Одинаковым



Тогда уточните свои утверждения

Каждый член, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом



Последовательность, которая обладает такими чертами и будет называться арифметической прогрессией. Сформулируйте тему урока.

Арифметическая прогрессия.

Арифметическая прогрессия

Арифметическая прогрессия

Попытайтесь сформулировать определение арифметической прогрессии

Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.


Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.




Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Если использовать математическую символику, то определение арифметической прогрессии можно записать в следующем виде:


a1, a2, …., an - числовая последовательность, где

an+1 = an + d


a1, a2, …., an - числовая последовательность, где

an+1 = an + d


Выразите из формулы число «d»

d = an+1 - an

d = an+1 - an

d = an+1 - an

Число «d» принято называть разностью арифметической прогрессии Что такое разность арифметической прогрессии?

Разностью арифметической прогрессии – это разность между следующим и предыдущим членом арифметической прогрессии.

d – разность

d – разность

Как вы думаете, почему назвали разностью?

Потому что вычисляется с помощью разности.



Каким числом может быть разность?

Разность может быть любым числом

d – любое число

d – любое число

Используя, слагаемые нашей последовательности заполним следующую таблицу

Комментируют заполнение таблицы

n

an-1

an

an+1

1

--

--

---

---

2

1

2

3

2

3

2

3

4

3

4

3

4

5

4


n

an-1

an

an+1

1

--

--

---

---

2

1

2

3

2

3

2

3

4

3

4

3

4

5

4


Сравните 3 и 5 столбцы. Каковы значения в этих столбцах?

Значения в 3 и 5 столбцах совпадают



Какое предположение можно сформулировать?

Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов



Это утверждение является свойством арифметической прогрессии. Запишем формулировку словами и математическими символами









Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов



Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Как вы думаете почему прогрессия называется именно арифметической?

Потому что члены прогрессии равны среднему арифметическому.



Попытайтесь сформулировать утверждение, обратное свойству

Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией



Сформулированное утверждение представляет собой признак арифметической прогрессии. Запишите формулировку в тетрадь.



Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией

Следовательно, как можно доказать что последовательность является арифметической прогрессией?

Можно доказать это с помощью определения или с помощью признака



Скажите, в условии задачи арифметическая прогрессия каким способом задана?

Арифметическая прогрессия задается с помощью перечисления



А в определении?

Рекуррентным способом



Попытаемся теперь вывести формулу «n» - го слагаемого арифметической прогрессии, если известны а1 и d




Как вычислить второй член арифметической, если известен первый член и разность арифметической прогрессии

К первому члену прибавить разность


Как вычислить третий?

Комментируют вычисления

Выразите четвертый член через первый член и разность

Комментируют вычисления



Сравните теперь номер искомого члена и коэффициент, стоящий при разности в полученных формулах

Коэффициент при разности на единицу меньше, чем номер искомого члена




Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Как по вашему, мы должны записать формулу «n» - го слагаемого арифметической прогрессии

Диктуют формулу

- формула «n» - го слагаемого

-

формула «n» - го слагаемого

В исходной задаче требуется найти сумму: 1 + 2 + 3 + .. + 100. Мы выяснили, что слагаемые данной числовой последовательности образуют арифметическую прогрессию.




Чему равен первый член?

1

а1 = 1

а1 = 1

Сколько всего членов?

100

n= 100

n= 100

Чему равен последний член?

100

а100 = 100

а100 = 100

Давайте найдем способ вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии, если известны первый и последний член прогрессии, а также число слагаемых. Этим способом и воспользовался Гаусс для решения задачи.




Учитель с помощью кодоскопа выводит формулу суммы первых слагаемых арифметической прогрессии

Учащиеся записывают вывод формулы

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии

Используя выведенную формулу, какой же ответ дал Гаусс своему учителю?

Если объединить формулу n – го члена и формулу суммы, то можно получить еще одну формулу вычисления суммы первых слагаемых. В этой формуле используются первый член, разность и количество слагаемых.

Учащиеся выводят еще одну формулу

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии


4 этап. Закрепление.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Итак, с каким видом числовых последовательностей вы сегодня познакомились?

Арифметическая прогрессия



Какая последовательность называется арифметической прогрессией?

Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.





Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Что такое разность арифметической прогрессии?

Разностью арифметической прогрессии – это разность между следующим и предыдущим членом арифметической прогрессии.



Среди числовых последовательностей выберите те, которые являются арифметическими прогрессиями, и назовите в них разность.

Данная числовая последовательность является арифметической прогрессией, т. к. каждый ее член равен предыдущему сложенному с 2, таким образом, d = 2.

2, 4, 6, 8,….. - арифметическая прогрессия: d = 2.

2, 4, 6, 8,…..- арифметическая прогрессия: d = 2.

Эта последовательность не является арифметической прогрессией, т. к. ее члены не равны сумме предыдущего члена с одним и тем же числом.

5, 6, 8, 3, …. – не арифметическая прогрессия

5, 6, 8, 3, …. – не арифметическая прогрессия

Последовательность является арифметической прогрессией, т. к. члены получаются путем сложения предыдущего члена с – 1, т. е. d = -1.

- 1, - 2, - 3, - 4,…… - арифметическая прогрессия, d = -1.

- 1, - 2, - 3, - 4,…… - арифметическая прогрессия, d = -1.

Последовательность является арифметической прогрессией с разность 0.

4, 4, 4, 4, ….. – арифметическая прогрессия, d = 0.

4, 4, 4, 4, …. – арифметическая прогрессия, d = 0.

С помощью какого утверждения можно выяснить, что данная последовательность является арифметической прогрессией?

С помощью определения или с помощью признака арифметической прогрессии.



Сформулируйте признак арифметической прогрессии

Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией



Каким свойством обладает арифметическая прогрессия?

Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов



Какими способами можно задать арифметическую прогрессию?

С помощью перечисления, рекуррентным способом или с помощью формулы «n» - го члена.



Чтобы вычислить сумму первых n членов арифметической прогрессии, какие элементы последовательности необходимо знать?

Чтобы вычислить сумму первых n членов арифметической прогрессии необходимо знать первый, n – ный члены и номер или первый член, номер и разность прогрессии.




5 этап. Подведение итогов. На данном этапе урока выставляются оценки учащимся.


6 этап. Домашнее задание. Выполнить задания из учебника: 1 уровень - № 371, 2 уровень - № 386, 3 уровень - № 389.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"

Автор: Карпеева Оксана Валерьевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики: Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234198"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369924"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "142284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418246186"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока математики "Решение задач по теме арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-zadach-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "102586"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402528285"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "конспект урока   на тему "Арифметическая прогрессия.Формула n-го члена арифметической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokanatiemuarifmietichieskaiaproghriessiiaformulanghochlienaarifmietichieskoiproghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "266166"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450104565"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по алгебре на тему "Арифметическая прогрессия" ( 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-na-tiemu-arifmietichieskaia-proghriessiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255231"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447876831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1560 руб.
2400 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства