kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия" (9 класс). В работе представленая краткая характеристика урока - методы, формы, цели и приемы обучения, а также описаны все основные этапы введения и первичного усвоения такоего понятия как арифметическая прогрессия, ее свойства и формулы вычисления n-го элемента и суммы S ее первых элементов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия" »


Конспект урока по алгебре в 9 классе

по теме «Арифметическая прогрессия»







Учитель: Карпеева О. В.

Класс: 9

Тема урока: Арифметическая прогрессия.

Тип урока: Урок изучения нового.

Вид урока: комбинированный

Учебная задача: Сформулировать определение арифметической прогрессии и вывести все формулы,

связанные с этим понятием.

Тип урока: проблемно – развивающий.

Тип обучения: личностно – ориентированный.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Сформулировать определение, свойство и признак арифметической прогрессии;

  • Вывести формулы n - го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии.

2. Развивающие:

  • Формирование абстрактного мышления;

  • Развитие умения сравнения, проводить аналогию;

  • Развитие гибкости мышления.

3. Воспитательные:

  • Развить умение высказывать свою точку зрения;

  • Развитие умения аргументирования своего высказывания;

Дидактическая единица: определение, теорема.

Познавательные средства: сравнение, аналогия, метод неполной индукции.

Формы обучения:

  1. Индивидуальная (при выводе формул – выборочная проверка);

  2. Фронтальная (при повторении и закреплении);

  3. Коллективная (при формулировании определения, свойства и признака арифметической прогрессии – проверка типа консультации).

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:

    • Словесный (рассказ учителя);

    • Наглядный (заполнение таблицы);

    • Практический (выполнение упражнений).

  2. По характеру учебной деятельности:

  • Проблемное изложение (выяснить способ вычисления Гаусса);

  • Частично – поисковый (формулы выводятся под руководством учителя).

  1. По дидактическим целям:

  • Метод приобретения знаний.

  1. По содержанию учебного материала:

  • Метод первичного усвоения учебного материала.

Средства обучения: экран, ПК.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Активизация прежних знаний – 2 мин.

  3. Изучение нового материала:

    • Постановка проблемы – 1 мин.

    • Решение проблемы – 29 мин.

  1. Закрепление – 5 мин.

  2. Подведение итогов – 1 мин.

  3. Домашнее задание – 1 мин.

1 этап. Активизация прежних знаний.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

С какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках?

Числовые последовательности



Приведите пример числовой последовательности

Последовательность натуральных чисел

Последовательность четных чисел



Какими способами задаются числовые последовательности?

Числовая последовательность может быть задана:

С помощью перечисления;

С помощью формулы «n» - го слагаемого;

Рекуррентным способом



Какие виды числовых последовательностей вам известны?

Последовательности бывают:

Конечные и бесконечные;

Убывающие и возрастающие



Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом числовой последовательности.

В тетрадях записываем число и оставим место для темы урока, которую вы мне сформулируете немного попозже.

Но сначала послушайте следующую историю.

Записывают число.




2 этап. Постановка проблемы.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Задача. Известный немецкий математик Карл Гаусс в детстве был непоседливым мальчиком, и учитель никак не мог с ним справиться. И вот однажды, чтобы Гаусс успокоился, учитель задал ему задачу: вычислить сумму первых ста натуральных чисел. Буквально через минуту Гаусс дал правильный ответ. Вопрос: чему равна сумма и как Гаусс так быстро ее вычислил?




Давайте и мы вычислим искомую сумму. Для этого выпишем слагаемые.

1 + 2 + 3 + …. + 100

1 + 2 + 3 + … + 100 - ?

1 + 2 + 3 +…. + 100 - ?

Что образуют слагаемые?

Числовую последовательность



Чтобы ответить на вопрос задачи необходимо изучить свойства данной последовательности.





3 этап. Решение проблемы.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Попытаемся выделить и сформулировать эти свойства.




Итак, как можно получить второй член это последовательности?

Чтобы получить второй член последовательности необходимо к первому члену прибавить единицу



А третий член?

Необходимо ко второму члену прибавить единицу



То есть, каждый член последовательности равен предыдущему, сложенному с некоторым числом




Сформулируем еще раз черты этих слагаемых

Они образуют числовую последовательность;

Каждый член равен предыдущему , сложенному с некоторым числом



Скажите, а первый член последовательности мы можем получить таким образом?

Нет, т. к . для него нет предыдущего



А некоторое число, которое мы прибавляем будет одинаковым для всех слагаемых и разным

Одинаковым



Тогда уточните свои утверждения

Каждый член, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом



Последовательность, которая обладает такими чертами и будет называться арифметической прогрессией. Сформулируйте тему урока.

Арифметическая прогрессия.

Арифметическая прогрессия

Арифметическая прогрессия

Попытайтесь сформулировать определение арифметической прогрессии

Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.


Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.




Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Если использовать математическую символику, то определение арифметической прогрессии можно записать в следующем виде:


a1, a2, …., an - числовая последовательность, где

an+1 = an + d


a1, a2, …., an - числовая последовательность, где

an+1 = an + d


Выразите из формулы число «d»

d = an+1 - an

d = an+1 - an

d = an+1 - an

Число «d» принято называть разностью арифметической прогрессии Что такое разность арифметической прогрессии?

Разностью арифметической прогрессии – это разность между следующим и предыдущим членом арифметической прогрессии.

d – разность

d – разность

Как вы думаете, почему назвали разностью?

Потому что вычисляется с помощью разности.



Каким числом может быть разность?

Разность может быть любым числом

d – любое число

d – любое число

Используя, слагаемые нашей последовательности заполним следующую таблицу

Комментируют заполнение таблицы

n

an-1

an

an+1

1

--

--

---

---

2

1

2

3

2

3

2

3

4

3

4

3

4

5

4


n

an-1

an

an+1

1

--

--

---

---

2

1

2

3

2

3

2

3

4

3

4

3

4

5

4


Сравните 3 и 5 столбцы. Каковы значения в этих столбцах?

Значения в 3 и 5 столбцах совпадают



Какое предположение можно сформулировать?

Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов



Это утверждение является свойством арифметической прогрессии. Запишем формулировку словами и математическими символами









Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов



Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Как вы думаете почему прогрессия называется именно арифметической?

Потому что члены прогрессии равны среднему арифметическому.



Попытайтесь сформулировать утверждение, обратное свойству

Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией



Сформулированное утверждение представляет собой признак арифметической прогрессии. Запишите формулировку в тетрадь.



Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией

Следовательно, как можно доказать что последовательность является арифметической прогрессией?

Можно доказать это с помощью определения или с помощью признака



Скажите, в условии задачи арифметическая прогрессия каким способом задана?

Арифметическая прогрессия задается с помощью перечисления



А в определении?

Рекуррентным способом



Попытаемся теперь вывести формулу «n» - го слагаемого арифметической прогрессии, если известны а1 и d




Как вычислить второй член арифметической, если известен первый член и разность арифметической прогрессии

К первому члену прибавить разность


Как вычислить третий?

Комментируют вычисления

Выразите четвертый член через первый член и разность

Комментируют вычисления



Сравните теперь номер искомого члена и коэффициент, стоящий при разности в полученных формулах

Коэффициент при разности на единицу меньше, чем номер искомого члена




Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Как по вашему, мы должны записать формулу «n» - го слагаемого арифметической прогрессии

Диктуют формулу

- формула «n» - го слагаемого

-

формула «n» - го слагаемого

В исходной задаче требуется найти сумму: 1 + 2 + 3 + .. + 100. Мы выяснили, что слагаемые данной числовой последовательности образуют арифметическую прогрессию.




Чему равен первый член?

1

а1 = 1

а1 = 1

Сколько всего членов?

100

n= 100

n= 100

Чему равен последний член?

100

а100 = 100

а100 = 100

Давайте найдем способ вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии, если известны первый и последний член прогрессии, а также число слагаемых. Этим способом и воспользовался Гаусс для решения задачи.




Учитель с помощью кодоскопа выводит формулу суммы первых слагаемых арифметической прогрессии

Учащиеся записывают вывод формулы

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии

Используя выведенную формулу, какой же ответ дал Гаусс своему учителю?

Если объединить формулу n – го члена и формулу суммы, то можно получить еще одну формулу вычисления суммы первых слагаемых. В этой формуле используются первый член, разность и количество слагаемых.

Учащиеся выводят еще одну формулу

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии

- формула суммы первых членов арифметической прогрессии


4 этап. Закрепление.


Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Итак, с каким видом числовых последовательностей вы сегодня познакомились?

Арифметическая прогрессия



Какая последовательность называется арифметической прогрессией?

Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.





Действия учителя

Действия ученика

Записи на доске

Записи в тетрадях

Что такое разность арифметической прогрессии?

Разностью арифметической прогрессии – это разность между следующим и предыдущим членом арифметической прогрессии.



Среди числовых последовательностей выберите те, которые являются арифметическими прогрессиями, и назовите в них разность.

Данная числовая последовательность является арифметической прогрессией, т. к. каждый ее член равен предыдущему сложенному с 2, таким образом, d = 2.

2, 4, 6, 8,….. - арифметическая прогрессия: d = 2.

2, 4, 6, 8,…..- арифметическая прогрессия: d = 2.

Эта последовательность не является арифметической прогрессией, т. к. ее члены не равны сумме предыдущего члена с одним и тем же числом.

5, 6, 8, 3, …. – не арифметическая прогрессия

5, 6, 8, 3, …. – не арифметическая прогрессия

Последовательность является арифметической прогрессией, т. к. члены получаются путем сложения предыдущего члена с – 1, т. е. d = -1.

- 1, - 2, - 3, - 4,…… - арифметическая прогрессия, d = -1.

- 1, - 2, - 3, - 4,…… - арифметическая прогрессия, d = -1.

Последовательность является арифметической прогрессией с разность 0.

4, 4, 4, 4, ….. – арифметическая прогрессия, d = 0.

4, 4, 4, 4, …. – арифметическая прогрессия, d = 0.

С помощью какого утверждения можно выяснить, что данная последовательность является арифметической прогрессией?

С помощью определения или с помощью признака арифметической прогрессии.



Сформулируйте признак арифметической прогрессии

Если в числовой последовательности, каждый член, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией



Каким свойством обладает арифметическая прогрессия?

Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов



Какими способами можно задать арифметическую прогрессию?

С помощью перечисления, рекуррентным способом или с помощью формулы «n» - го члена.



Чтобы вычислить сумму первых n членов арифметической прогрессии, какие элементы последовательности необходимо знать?

Чтобы вычислить сумму первых n членов арифметической прогрессии необходимо знать первый, n – ный члены и номер или первый член, номер и разность прогрессии.




5 этап. Подведение итогов. На данном этапе урока выставляются оценки учащимся.


6 этап. Домашнее задание. Выполнить задания из учебника: 1 уровень - № 371, 2 уровень - № 386, 3 уровень - № 389.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"

Автор: Карпеева Оксана Валерьевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики: Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234198"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369924"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "142284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418246186"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока математики "Решение задач по теме арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-zadach-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "102586"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402528285"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "конспект урока   на тему "Арифметическая прогрессия.Формула n-го члена арифметической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokanatiemuarifmietichieskaiaproghriessiiaformulanghochlienaarifmietichieskoiproghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "266166"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450104565"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по алгебре на тему "Арифметическая прогрессия" ( 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-na-tiemu-arifmietichieskaia-proghriessiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255231"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447876831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства