№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Комментарий урока | № слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
1. | Организационный момент | Прозвенел звонок, начинаем наш урок. - Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Итак, мы начинаем урок. | Учащиеся смотрят друг на друга, садятся за парты. | 2 мин. | Упражнение способствует созданию благоприятной рабочей обстановки на уроке. | | Внимание | Организованность Дисциплина |
| | - Любите ли вы сказки? | Ответы детей. | | | | | |
| | Жили-были дед и баба и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Мышка бежала, хвостиком толкнула, яичко упало и разбилось. Тогда Курочка снесла 2 яичка. Но мышка их снова разбила. Тогда Курочка снесла ещё 4 яичка. Но мышка разбила и их. Из скольких яичек могли сделать яичницу дед и баба, если бы не распустили свою мышку? | Выслушиваются мнения детей | 5 мин. | Сказка настраивает ребят на работу, заинтересовывает в выполнении заданий. Дана установка на удержание информации до конца урока. | Слайд 3 | | Аргументированность Ясность речи Активность |
| | - Я предлагаю выполнить на уроке задания и с их помощью проверить ваши предположения. | | | | | |
| | -Откроем тетради, отметим настроение. Солнце – хорошее, тучка – плохое. -Запишите число, классная работа. | | | | | |
2. | Устный счёт. | -Прежде чем приступить к выполнению заданий проведём разминку для ума. Три брата живут в одном доме, но в разных подъездах. Кто в каком подъезде живёт, если известно, что старший брат живёт не во втором подъезде, а средний не в о втором и не в третьем? | Старший брат живёт в третьем подъезде, средний брат живёт в первом подъезде, а младший во втором подъезде. | 5 мин. | Задачи на смекалку способствуют развитию логического мышления, внимания у учащихся. | | Внимание Память Мышление | Активное слушание |
| | Прочитайте числа 21 18 12 27 14 30 - Найдите лишнее? - Почему? | Лишнее число 14 (все делятся на 3, а 14 нет) | | Задания способствуют развитию у учащихся речи, логического мышления, внимания, памяти. Формируется умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. | Слайд 4 | | Аргументированность Ясность речи |
| | -Пропишите красиво это число. - Произведением, каких однозначных чисел могут быть эти числа? | Выполняют задание самостоятельно в тетради. 7 и 3 3 и 6, 2 и 9 2 и 6, 3 и 4 3 и 9 2 и 7 | | После выполнения устного счёта на доске появляется первое яйцо. | | | Аккуратность |
3. | Целеполагание. | а) Индивидуальное задание у доски «Цепочка»: 72 : 8 х 4 : 6 х 2 = 63 : 7 х 4 : 6 х 5 = 24 : 4 х 6 : 9 х 5 = | Трое учащихся выполняют задание у доски. | 6 мин. | Задания на закрепление знаний таблицы умножения. | | Память | Ответственность |
| | б) Пока учащиеся работают у доски, классу предлагается задание. | – Желтому кругу – соответствует число 3. Синий треугольник – число 2. Зелёный квадрат – число 4. - Получатся примеры: | | | | |
| | 12 = * * | 12 = 3 * 2 * 2 | Слайд 5, 6 | Мышление | Самостоятель-ность |
| | 8 = * | 8 = 2 * 4 |
| | 24 = * * | 24 = 2 * 3 *4 |
| | - Какие знания необходимы для выполнения этих заданий? | - Знания таблицы умножения. | | Проверка индивидуальной работы, которую выполняли учащиеся у доски. На доске появляется второе яйцо. | | | |
| | – Расшифруйте эту запись. | | | | | | |
| | е а р з к е н е л п и 11 2 4 1 3 5 9 8 7 6 10 -Что же мы будем закреплять? - Чему будем учиться? | – Закрепление. -Таблицу умножения. – Будем учиться применять знания таблицы умножения на практике. Будем думать, мыслить, искать, сотрудничать. | 1 мин. | Работа в парах способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков. Учащиеся сами выводят цели урока, ставят задачи, которые должны выполнить на этом уроке. Появляется третье яйцо. | Слайд 7,8 | Память | Глубина рассуждений Коммуникативная культура |
4. | Физминутка. | Посмотрите, какие котята. Они любят играть с клубком. Мы с вами будем следить за их игрой. - Если клубок окажется справа, правой рукой массируем мочку правого уха, если слева – левой рукой левую мочку. А если посередине массируем руками лоб. | Учащиеся внимательно следят за клубком и выполняют упражнения. | 2 мин. | Физминутка способствует развитию внимания, а также массаж активизирует работу точек, расположенных на мочках ушей и лбу После физ-ки появляется четвёртое яйцо. | Слайд 9,10 | Внимание | Активность |
5. | Работа по теме урока. | -У каждого из вас на столе листочки с примерами. -Вам надо поменять местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными. 69:3=7 89:1=9 7*6=58 9*4=56 | Выполняют задание самостоятельно в тетрадях. | 5мин. | Упражнение способствует развитию памяти, внимания, закреплению таблицы умножения | Слайд 11 | Память Внимание | Самостоятель-ность |
| |
| | -Обменяйтесь листочками и сделайте взаимопроверку. 63:9=7 81:9=9 7*8=56 9*6=54 | После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. | 1 мин. | Формируются коммуникативные навыки, умения анализировать свои действия, контролировать их. | Слайд 12 | | Активное слушание Коммуникативная культура |
| | -А теперь выполните самопроверку. | Учащиеся проверяют свои работы, опираясь на ответы. | 1 мин. | Появляется пятое яйцо. | |
6. | Зарядка для глаз. | -Найдите в классе зелёный треугольник и глазками обведите его сначала в одну сторону, потом в другую. - Найдите красный круг и тоже обведите его глазками. - Найдите жёлтый квадрат, обведите его глазками. | Дети выполняют задание. | 2 мин. | Валеологическая минутка способствует снятию напряжения с глаз. Появляется шестое яйцо. | | Внимание | |
7. | Разгадывание кроссворда. | - Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд. | Разгадывают кроссворд. | 5 мин | | Слайд 13 | Память | Активное слушание |
| | - Какое ключевое слово получилось? | - Задача. | Учащимся раздаются карточки с решениями каждой задачи. |
| | –Неинтересен урок без задач. Решать задачи – это здорово. - Прослушайте первую задачу. Вам нужно будет раскрасить в красный цвет прямоугольник, на котором записано решение данной задачи. | | 5 мин. | | | Активное слушание Самостоятель-ность |
| | 1 задача. Коля с папой удили рыбу. Коля поймал 8 рыб, а папа в 3 раза больше. Сколько всего рыб поймали Коля и папа вместе? | 8+3 | ( 8+3)+ 8 | (8*3)+8 | 8*3 | | | Слайд 14 | | |
| | 2 задача. Туристы отправились в поход: одна группа в 7 лодках по 3 человека в каждой, а вторая – в 5 лодках по 4 человека в каждой. Сколько всего человек отправилось в поход? | (7+3) + (5 + 4) | 3 * 7 – 4 * 5 | 3 * 7 + 4 * 5 | (7+5) + (3+4) | | По сигналу учителя дети заканчивают работу. | Слайд 15 | | |
| | - Молодцы! | | | Появляется седьмое яйцо. И красочная наглядность: Курочка Ряба. | Слайд 16 | | |
8. | Рефлексия. | – Кто помнит, на какой вопрос мы должны были ответить вначале урока? | -Из скольки яиц могли приготовить яичницу дед и баба, если бы не распустили свою мышку. | 5 мин. | | | | Рефлексивность Аргументированность Ясность речи |
| | – Ваш ответ? | – Из 7 яиц. | | | | |
| | – Сравните с количеством яиц на доске. | | | | |
| | – Что же придумала умная курочка? | – Снесла золотое яичко. | | | | | |
| | -Так заканчивается сказка. А я вам предлагаю следующее: ребята, уверенные в знании таблицы умножения, положат в лукошко к курочке золотые яички, а ребята, считающие, что им ещё надо подучить таблицу – простые яйца. | | | Учащиеся сами оценивают свои знания таблицы умножения. Ставят определенные цели в дальнейшем овладении табличного умножения и деления. | | | Культура эмоций |
| | -Но не забывайте, что и для вас курочка тоже снесёт золотое яичко. | | | | | | |
| | - Спасибо за работу! | | | | Слайд 17 | | |
[1] О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по математике 3 класс. Москва «Вако» 2010
[2] Н.Г.Шепитько Нестандартные уроки математики. 3 класс Издательский торговый дом КОРИФЕЙ Волгоград 2006.
[3]В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург «Лань» 1994