развивающая – развивать логическое мышление, внимание, память, умение сравнивать; развитие коммуникативных навыков через работу в группах; развитие вычислительных навыков; развивать словарный запас учащихся (витраж);
воспитательная – воспитывать чувство уверенности в себе, взаимопомощи, взаимоуважения; положительное отношение к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивающая – развивать логическое мышление, внимание, память, умение сравнивать; развитие коммуникативных навыков через работу в группах; развитие вычислительных навыков; развивать словарный запас учащихся (витраж);
воспитательная – воспитывать чувство уверенности в себе, взаимопомощи, взаимоуважения; положительное отношение к математике.
Оборудование:
Презентация
Карточки «Устный счет»
Толковый словарь
Карточки с дифференцированными заданиями
Дополнительные карточки
Конверты с полосками для моделирования и треугольниками для рефлексии
Карточки со словами «остроугольны треугольник», «прямоугольный треугольник», «тупоугольный треугольник»
Ход урока
Орг. момент Сл. 1
- Начинаем урок, настраиваемся на работу. Садитесь.
Записываем: число, классная работа.
Устный счет
- Традиционно начинаем урок с устного счета. На партах лежат карточки, возьмите ту, которая называется «Устный счет». Прочитайте задание: «Найдите значения выражений». Решите. Сл.2
1 вариант:
О
3 ∙ 26 – 18 = … 60
Р
200 ∙ 7 – 300 = … 1100
Е
482 – (5 ∙ 12) = … 422
Я
300 ∙ 9 – 4 ∙ 50 = … 2500
Е
4 + 96 : 2 =… 52
2 вариант:
М
560 : 7 ∙ 4 = … 320
И
880 : 4 ∙ 10 = … 2200
Г
40 ∙ 80 : 100 = … 32
Т
649 – 7 ∙ 7 = … 600
- Объедините свои работы, мы будем работать в парах. Ответы двух вариантов расположите в порядке возрастания, подставьте соответствующую букву, и тогда мы узнаем, в каком разделе математики мы будем сегодня работать.
число
буква
Ключевое слово «ГЕОМЕТРИЯ» Сл. 3
- Что такое геометрия? (ответы)
- Предложите источник информации, через который мы можем узнать, правы ли Вы (учебник – отсутствует, словарь или интернет – ищем; «Геометрия»- это раздел математики, изучающий пространственные структуры, отношения и их обобщения).
3. Актуализация знаний
- Пока ребята ищут определение, мы проведем мини-соревнование между мальчиками и девочками. Ваша задача поочередно называть геометрические фигуры.
Слушаем результаты поиска
4. Графический диктант
Геометрия – обширная наука, она зародилась еще в Древней Греции. Для конкретизации направления работы проведем графический диктант.
- Возьмите простой карандаш, отступите от последней записи 10 клеток вниз, от начала страницы 2 клетки вправо. Будьте внимательны, повторять не смогу, чтобы не сбить остальных.
- 6 клеток (наискосок вверх вправо)
- 6 клеток (вниз)
- 6 клеток (влево)
- 6 клеток (вверх)
- 3 клетки (наискосок вверх вправо)
- 3 клетки (наискосок вниз вправо)
- 6 клеток (влево)
- 6 клеток (наискосок вниз вправо)
- Что получилось? (открытый конверт) Сл. 4
- Какие геометрические фигуры входят в его состав? (треугольники, ромб и квадрат)
- А есть ли тут прямоугольник (да, квадрат – это прямоугольник с равными сторонами)
- Каких фигур больше? (треугольников)
5. Введение в тему урока
- Сформулируйте тему урока… (треугольники)
- Сколько их? (9) - Какие еще варианты? Покажите
- Определите состав слова Т Р Е У Г О Л Ь Н И К (сложное слово, имеет 2 корня
-тр- и –угол-) Сл. 5
- Что нам дает это знание? (можем дать определение)
- Дайте… (это плоская геометрическая фигура, у которой 3 стороны, 3 угла и 3 вершины).
- Закончите предложение: Про треугольники я уже знаю…
- Посмотрите на экран, дайте название изображенному треугольнику, назовите его стороны, углы, вершины.
6. Определение цели урока
- Посмотрите на изображенные треугольники. Чем они различны? (в них разные виды углов) Сл.6
- Сформулируйте цель урока (классификация треугольников по типам углов). Сл.7
- Какие виды углов нам известны? (Прямой, острый, тупой) Сл.8
- Всегда возможно визуально определить вид углов? (нет)
- Какой инструмент нам потребуется? (угольник)
Изучение нового материала. Моделирование
- У Вас в конвертах лежат полоски. Из полосок одинакового цвета ученики 1 ряда постройте, пожалуйста, острый угол, второго – прямой, а третьего – тупой (по 1 ученику от каждого ряда у доски)
- Докажите, что они соответствуют заданному названию (с помощью угольника).
- Сколько звеньев у Вашей фигуры? (2)
- Как мы еще можем назвать эту фигуру? (ломаная)
- С помощью оставшейся полоски, замкните ломаную. Что получилось? (треугольники)
- Есть ли у Вас предположения, как можно назвать эти треугольники, отталкиваясь от начального построения? 1 ряд? (остроугольные) 2 ряд? (прямоугольные) 3 ряд? (тупоугольные)
Рубрика «Обрати внимание»
- Проверяем свои предположения в учебнике. На какой странице его откроем? (стр.135)
Треугольник, в котором все углы острые, называют остроугольным.
- Поднимите руки, кто смоделировал остроугольный треугольник... (1 ряд)карточка
Треугольник, в котором один из углов прямой, называют прямоугольным.
- Поднимите руки, кто смоделировал прямоугольный треугольник... (2 ряд) карточка
Треугольник, в котором один из углов тупой, называют тупоугольным.
- Поднимите руки, кто смоделировал тупоугольный треугольник... (3 ряд) карточка
Закрепление Сл.9
- Выполняем 32 стр.135
«Определите вид каждого треугольника, используя угольник»
розовый – тупоугольный Докажите
синий – прямоугольный Почему?
желтый – остроугольный Кто так же думает?
Физминутка (ученик) Сл.10
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе, друзья
Дружнее – не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать!
Дифференцированная работа
- На партах лежат листы. В них размещены математические задания двух уровней. Те учащиеся, которые имеют по математике «отлично» и все желающие «хорошисты» самостоятельно работают со II уровнем. Все остальные вместе со мной.
Сл.11
I уровень
II уровень
№1.
Построй квадрат со стороной 10 см, раздели его диагональю на 2 треугольника. Чему равна площадь каждого треугольника?
1) 10 ∙ 10 = 100 (см в кв.) – S квадрата
2) 100 : 2 = 50 (см в кв.)
Ответ: 50 см в кВ. площадь треугольника.
Определите вид треугольника.
№1.
Построй прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5 см. Вычисли его площадь.
Подсказка: подумай, половиной какой геометрической фигуры может быть треугольник.
Электронная физминутка для глаз «Геометрическая»
Сл.12
№2.
Закрась треугольные витражи в соответствующие цвета:
остроугольный – желтый;
тупоугольный – зеленый;
прямоугольный – синий.
№2.
Закрась треугольные витражи в соответствующие цвета:
остроугольный – желтый;
тупоугольный – зеленый;
прямоугольный – синий.
- Какие неизвестные слова Вам встретились?
(Витраж – произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанного на заполнение проема, чаще всего оконного) Сл.13
Дополнительное задание
Сколько здесь треугольников?
Итог урока
- В начале урока вы заканчивали фразу «Про треугольники я знаю…». Ваши знания за урок пополнились? Тогда продолжите фразу: «Про треугольники я теперь ещё знаю…» (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный)
Рефлексия «Оценочная лесенка» Сл.14
- На Ваших партах лежат треугольники. Выберите тот, который соответствует Вашему настроению, и прикрепите его на ту ступеньку, которая соответствует личному уровню усвоения Вами материала.
Домашнее задание
- Выполняем по желанию (на дополнительную отметку): составить аппликационную композицию на А4, используя все известные виды треугольников.