воспитывать чувство взаимопомощи, прививать интерес к предмету.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: карточки с заданиями, учебник, перфокарты.
Ход урока
1. Орг. момент.
В класс пришёл, не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь.
А закон у нас такой,
Всё что нужно под рукой.
2. Психологический настрой.
Давайте друг другу улыбнёмся,
И в добрый путь все соберёмся.
Определите тему урока:
Я с утра учу таблицу,
Я замучался совсем:
Дважды девять-18
Трижды девять-27
Семью девять -40? Мало?
И не мог я дать ответ.
А за ужином мне мама
Не дала вчера конфет.
Мне не купят даже жвачку,
Не проси компот и сок.
Мама с Катькой дружно вторят:
Знай таблицу назубок.
Не смотрю я передачи,
Даже мультики –ни -ни.
Всё учу её, таблицу,
Даже в выходные дни!
Не гонял я мяч с друзьями,
Телевизор не смотрел.
Но зато – ура! Таблицу
Я, ребята, одолел.
На доске «Мир построен на силе чисел.»
Обратите внимание на слова древнегреческого мыслителя и математика, имя которого вы сами назовёте в конце урока. И чтобы доказать вам это, приглашаю вас в необычное путешествие в мир истории математики. Вы узнаете, как люди научились считать, записывать числа и многое другое.
Давным – давно много тысяч лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, разыскивали себе пищу. Они, как маленькие дети, даже не знали счёта.
3.Устный счёт.
Вы, в отличие от первобытных людей, хорошо овладели навыками устного счёта.
Продемонстрируйте это.
Математический диктант.
1)по 2 взято 4 раза.
2)произведение двух чисел 4 и 4.
3)первый множитель 7, второй множитель 2.найти значение произведения.
4)частное двух чисел 18 и 3.
5)делимое 30, делитель 5,найти значение частного.
6)5 умножить само на себя.
7)45 :5.
8)35: 7.
9)24:4.
10)5Х3.
11)3Х8.
12)разложи числа на сумму разрядных слагаемых
456, 430, 502.
13)замени умножение суммой одинаковых слагаемых
5Х3=
6Х4=
14)замени сумму одинаковых слагаемых умножением
4+4=
8+8+8=
15)5Х1= 7: 0=
15Х0= 0: 7=
1Х3= 0Х 9=
16)
Вы хорошо научились считать на уроках математики. А наши предки учились считать медленно. И не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.
Ведь люди занимались разными ремёслами. Кто-то был земледельцем, кто-то рыболовом, кто-то сапожником, кто-то кузнецом. Но рыбаку нужны сети, кузнецу хлеб, земледельцу- обувь. И тогда люди стали обмениваться продуктами своего труда. Это происходило примерно так:
За 1 кг картофеля можно получить 5 рыболовных сетей. А сколько сетей можно получить за 2 мешка картофеля.
За 1 мешок пшеницы можно получить 3 кочана капусты. Сколько кочанов капусты можно получить за 7 мешков пшеницы.
После того , как люди научились считать, им необходимо было записывать цифры. Вначале записи делались на палках, на костях животных в виде зарубок, или в виде
отложенных камешков, или в виде узелков, завязанных на верёвке. Теперь вы умеете записывать цифры и числа .
Запишите сегодняшнее число у себя в тетради, вид работы (классная работа)
Запиши числа через запятую 3, 4,21,18,6,2,15,12,5,9.
А) подчеркни одной чертой числа, делящиеся на 2.
Б) двумя чертами – числа, делящиеся на 3
В) какие числа делятся на 2 на 3?
Физкультминутка
Реши уравнение
5 х а = 40 х : 8 = 4
а х 4 = 20 12 : х= 6
Но люди не сразу научились записывать числа и цифры, как делаем сейчас мы. Например, а в Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек
А число «десять» обозначалось скобкой в виде подковы
Чтобы записать число 15, надо было ставить пять палочек и одну подкову
А чтобы записать сегодняшнее число, «23» ,три палочки и две подковки.
Для числа 100 –крючок, для тысячи -«цветок», и т д
Позже цифры стали изображать иначе:
Это римская нумерация.
Римская нумерация была большим изобретением своего времени. И всё же для записи и выполнения арифметических действий она была не очень удобна. Поэтому сейчас мы решим задачу, пользуясь современной записью цифр, а при составлении краткой записи будем использовать римские цифры.
Два первобытных племени отправились на рыбалку. Первое племя поймало 180 рыб, а второе на 20 рыб меньше. Сколько всего рыб поймали два племени?
Математика помогла людям и быту. Ведь пойманную рыбу сразу не съешь. Надо было делать запасы , солить или сушить её. Первобытным людям приходилось решать и геометрические задачи.
Для сушки рыбы выделили участок прямоугольной формы . длина участка 5 метров, а ширина -2 метра. Участок необходимо отгородить верёвкой . Сколько метров верёвки потребуется ,чтобы отгородить участок верёвкой по периметру?
-О чём идёт речь в задаче?
-Какой формы участок? Какова его длина и ширина?
-Что нужно узнать в задаче? Как узнать длину верёвки?
-Как найти периметр?
Решение задачи разными способами.
Вот так людям помогла математика в быту . Цифры , которыми мы пользовались при решении задач , используются во всём мире . Этот способ записи был создан в Древней Индии. Потом эта система распространилась по Европе , а цифры получили название- арабские. Современные люди во всех странах используют арабские цифры. Выполните с этими цифрами действия .
Сравни выражения:
2Х7 * 5Х3 18:3 * 14:2
4Х3 * 2Х6 25:5 * 10:2
21:3 * 16:2 3Х8 * 4Х6
Работа по перфокартам
Определение автора цитаты.
Но в истории математики был даже такой период, когда цифры
обозначались буквами со специальными значками. Например в Древней Руси буква А обозначала единицу. В-2, Г-3 и т. д. А теперь вернёмся к словам, с которых начался наш урок.
Мир построен на силе чисел.
Согласны ли вы с этим выражением? Почему? А хотите узнать, кто автор этого высказывания? Возьмите карточки с заданиями. Найдите значение выражений , а вместо числового выражения букву, которая соответствует числу, получившемуся в результате решения.
3 х 2 0 - Р
8 : 2 2-Ф
1 х 2 4- И
16 : 2 6-П
10 : х 2 7-О
14 : 2 8-А
0 х 2 20-Г
Да, это Пифагор. О его вкладе в математику вы узнаете в старших классах.
Итог урока
Я думаю, вам понятно, почему математику ещё называют королевой всех наук, выучите её получше – станете королями и королевами. А закончить наш урок хотелось бы отрывком из стихотворения Ю.Яковлева.