Урок математики познакомит обучающихся с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы. На уроке ребята продолжат работать с карточками, научатся планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Составная задача".»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Йошкар-Олы»
Учитель начальных классов Шушакова Н.И.
Урок математики
Дата проведения: 16.04.2015 г.
Тема: составная задача.
Цель: познакомить с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы.
Задачи:
Предметные УУД:
-знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления задачи в тетради,
-уметь составлять задачи по рисунку, уметь выполнять анализ задачи, записывать решение и ответ задачи.
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к школьной и учебной деятельности, к изучению математики,
формировать представление о значении математики в жизни человека,
-формировать способность к самооценке.
Познавательные:
-общеучебные – составление и решение задач на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна;
-запись способов действий с помощью алгоритмов, использование алгоритмов при решении задач;
-постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Оборудование: карточки с задачами, карточки с цифрами, тетради, плакат с началом предложений для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Работа над задачами:
- Найдите задачи-ловушки, которые нельзя решить и объясните почему.
В банке было 5 кг муки. Мама взяла из банки 2 стакана муки для пирожков. Сколько стаканов муки осталось в банке? (Задача-ловушка, т. к. не знаем сколько стаканов муки было в банке.)
На ветке созрело 7 яблок. Несколько яблок сорвали. Сколько зрелых яблок осталось? (Задача-ловушка, т. к. неизвестно сколько яблок сорвали.)
На полке было 9 книг. Таня поставила еще несколько книг и их стало 5. Сколько новых книг Таня поставилана полку? (Задача-ловушка, т. к. книг не может стать меньше, после того как к ним добавили новые книги.)
Если Женя подарит 5 наклеек другу, у него останется 11 наклеек. Сколько наклеек у Жени сейчас? (Задача, ее можно решить.)
- Устный счет. К какому числу-причалу должен причалить каждый кораблик? (Показываю кораблик, дети показывают карточку с ответом).
3. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте задачу: На первой полке стояло 10 книг, а на второй полке на 2 книги меньше. Сколько книг на второй полке?
- Выполните в тетрадях краткую запись задачи. (один ученик выполняет ее на доске).
1 полка — 10 кн.
2 полка - ? на 2 меньше.
- Какие слова, по вашему мнению, являются главными (ключевыми)? (Меньше).
- Каким действием будете решать задачу?
- Почему?
- Запишите решение. (10-2=8 (книг.))
- Измените вопрос задачи так, чтобы ее нельзя было решить в одно действие.
- Какие изменения нужно внести в краткую запись?
1 полка — 10 кн.
2 полка - ? на 2 меньше
- Какими будут решение и ответ новой задачи? (10+8=18 (книг))
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- Откройте учебник на с. 63 и проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока.
4. Работа по теме урока.
- Прочитайте задачу № 1 в учебнике.
- Сколько шариков на первой проволоке? (10)
- Известно ли сколько шариков на второй проволоке? (Нет)
- Что сказано об этих шариках? (На 3 меньше)
- Что значит на 3 меньше? (Это столько же, но без трех)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько шариков на обеих проволоках?)
Составляется краткая запись.
1 проволока — 10 ш.
2 проволока - ? на 3 меньше
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько на первой проволоке шариков и сколько на второй проволоке).
- Сколько шариков на первой проволоке? (10 шариков)
- Можем ли мы узнать сколько шариков на второй проволоке? (Да)
- Каким действием? (Вычитанием)
- Запишите первое действие.
1). 10-3=7 (ш.) - на второй проволоке.
- Можем ли теперь узнать сколько шариков на двух проволоках? (Да)
- Каким действием? (Сложением)
- Запишите второе действие.
2). 10+7=17 (ш.)- на двух проволоках.
Ответ: 17 шариков.
Объяснение новых терминов.
Далее учитель сообщает учащимся следующее:
- Прочитайте задачу № 2.
- Сколько карандашей в первой коробке? (6)
- Известно ли сколько карандашей во второй коробке? (Нет)
- Что сказано в задаче о количестве карандашей во второй коробке? (Их на 2 меньше)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько карандашей в двух коробках?)
В результате на доске — краткая запись:
1 коробка — 6 к.
2 коробка - ? на 2 меньше
- Составьте план решения задачи: что узнаем сначала? (Сколько карандашей во второй коробке)
- Как мы это узнаем? (Вычитанием)
- Запишите решение.
1). 6-2=4 (к.) - во второй коробке.
Что узнаем потом? (Сколько карандашей в двух коробках)