Тема урока: Число и цифра 7.
Цели урока:
- Создать условия для самостоятельной постановки темы и цели урока, аргументированной оценки своих действий; показать образование числа 7, научить соотносить цифру с числом предметов, писать цифру 7.
- Развивать математическую речь, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, рассуждать, обобщать.
- Совершенствовать умение работать в паре: слушать и слышать собеседника, критически оценивать работу свою и товарища, оказывать помощь друг другу.
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чуткость к чужой беде.
Оборудование: числовые отрезки, цифровые веера, модели чисел, презентация , домики по составу чисел 5 и 6, таблица с алгоритмом изучения чисел, смайлики на липкой основе, компьютер, проектор.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент.
Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать, и играть в молчанку, чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения, чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».
- Психологический настрой.
Наш урок мы начнём с психогимнастики «Искорка добра» В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. Какое у вас стало настроение?
Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.
А урок у нас необычный. Нас ждёт много интересной работы и встреча со сказочными героями. Мы будем наблюдать, доказывать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться вместе.
- Мыслительная минутка.
Разминка от Мудрой Совы.
1. Сколько хвостов у трех котов?
2. Сколько углов у квадрата?
3. Сколько пальцев на двух руках?
4. Сколько рогов у двух коров?
5. Сколько ног у курицы?
- Устные упражнения и практические работы.
Я приглашаю вас в сказку. В какой сказке мы оказались? Кто нас может встретить в этой сказочной стране?
Загадка – подсказка.
Маленькие человечки в лесу живут,
Каждый день по дорожке идут
В волшебной пещере клад найдут,
И весёлую песню поют.
Но вот беда злая колдунья узнала о дружбе гномов с Белоснежкой и расселила всех гномов по разным домикам, а мы должны помочь Белоснежке собрать их всех вместе.
Смекалка и находчивость помогут вам найти гномов.
Если мы выполним все задания, соберем всех гномов вместе, то Белоснежка обещали устроить нам сюрприз. Что же это за сюрприз?
Мы очень скоро освободим гномов, если перед тем, как отправиться в путь мы потренируемся.
Работа в парах.
Перед вами на партах числовые отрезки.
Мы сейчас поработаем в парах: сегодня слева – ученики, справа – учителя.
Заслужили ли ваши ученики улыбку?
У кого были ошибки? Как вы думаете, почему это произошло? Что посоветуем?
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
Фронтальная работа.
1.Счет прямой от 1 до 20.
Дорогу нам к гномикам покажет числовой лучик. Называем числа в порядке возрастания и спускаемся с Белоснежкой по числовому лучику и бежим в гости к гномикам.
2. Игра «Покажи цифру»
Работа с веером цифр.
Нас встречает гном
Растяпа, который показывает поочередно картинки, на которых изображены разные предметы в количестве от 1 до 6.
3.Повторить состав чисел 6 и 5.
Следующий гном по имени Застенчивый. Поможем ему вставить пропущенные числа.
6 это 3 и сколько
5 это 3 и сколько
Поможем назвать гному по имени Апчхи предыдущее и последующее число.
Работа в парах по рядам
4.Игра «Заселите домики»
Работа в парах по рядам.
Итак, перед нами два домика, чтобы освободить гнома Ворчуна мы должны расколдовать домики - заселить их числами. (повторяем состав чисел)
Помочь может только дружная пара.
Называю правила дружной работы в паре:
- Выскажи мнение
- Выслушай мнение соседа
- Придите к единому мнению
- Действуйте!
О готовности скажут руки: вот так!
IV. Постановка проблемы и открытие нового.
Гном по имени Мудрый показывает вам ряд чисел: 2,1,4,3,5,6
Помогите назвать гному самое маленькое число.
Помогите назвать гному самое большое число.
Расположите числа в порядке увеличения.
В какой закономерности располагаются числа в числовом ряду?
- Постановка темы и цели урока
Назовите следующее число при счете за числом 6.
Рассмотрите картинку и помогите гному по имени Весельчак найти предметы в количестве 7.
Послушайте стихотворение про необычную деревушку.
В деревушке 7 избушек, 7 дорожек, 7 старушек, 7 щенков, 7 дымков, 7 драчливых петухов на плетнях сидят друг на друга не глядят. Распустили 7 хвостов, каждый хвост 7 цветов.
Чем интересна эта деревушка?
Подумайте, какая тема сегодняшнего урока?
(Число и цифра 7)
- Подготовка к знакомству с числом 7.
Попробуем определить цели урока:
- Узнать:
- Научиться:
- Запомнить:
Историческая справка:
Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы.
Назовите эти пословицы и поговорки, которые вы приготовили дома.
В сказках Цифра «Семь» живет,
В гости всех детишек ждет.
Какие вы знаете знаменитые сказки, в названии которых есть число семь или семеро.
7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.
Сколько дней в неделе?
Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.
Какой день недели сегодня?
Как называется день, который будет завтра?
Назовите дни недели по порядку, начиная с понедельника. (По ходу ответов учеников учитель показывает таблички со словами: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Отгадайте загадку: «Красивое коромысло над рекой повисло»
Сколько цветов у радуги? Какие?
Как бы вы назвали этот цветок?
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку
Всем понравится она.
(Музыкальная физминутка)
Спал цветок и вдруг проснулся-(туловище вправо - влево)
Больше спать не захотел.
(туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется (покружиться)
- Введение нового материала. Работа по учебнику.
Беседа по картинке с объяснительным материалом.
-Сколько цыплят у курицы вылупилось раньше?
Сколько стало теперь?
Как получилось 7 цыплят?
Какой цифрой мы обозначим число 7? Покажите.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
- Написание цифры 7.
-Рассмотрите образец правильного написания цифры, который показывает гном Тихоня. Прокомментируйте.
Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней горизонтальной палочки, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.
-Начинаем писать горизонтальную палочку чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем перечеркиваем ее посередине маленькой палочкой.
- Давайте напишем цифру на ладошке, на спине соседа, в воздухе вместе со мной.
-Давайте потренируемся записывать красиво, аккуратно и правильно цифру 7 в тетради.
Взаимопроверка
-Проверьте работы друг у друга.
-Кому понравилась работа соседа?
Сравните каждую цифру с образцом и те, которые получились правильно "зажгите огоньком". (Под цифрой красным карандашом поставить точку)
Подарите друг другу улыбки.
- Образование числа 7
Поможем гному по имени Тихоня разложить в две тарелки 7 яблок разными способами.
7 – это сколько…
- Сколько перед вами отрезков?
-Отрезок – это целое. Он разбит на части – на маленькие отрезки.
- Объясните равенство, записанное к чертежу.
(1+6= 7)
- Объясните другие равенства?
Вывод: Если сложить части в любом порядке, то все равно получим весь отрезок 7.
Игра «Назови соседа».
В доме №7 назови жителей. Поможем гному по имени Апчхи.
V. Закрепление изученного материала.
Вот мы собрали всех гномов: Весельчак, Апчхи, Мудрый, Растяпа, Тихоня, Ворчун и Застенчивый.
У них не носы, а … (носики);
- не глаза, а …
- не губы, а …
- не руки, а …
- не кулаки, а …
- не ноги, а …
- не ногти, а …
У них был не дом, а … .
Счет обратный от 20 до 1.
Дорогу обратно покажет числовой лучик. Называем числа в порядке убывания и спускаемся с Белоснежкой по числовому лучику.
Скажите, что вы узнали о числе 7?
Сколько в радуге цветов?
Сколько дней в неделе?
Гномиков у Белоснежки?
Братьев-близнецов у пешки?
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете?
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…
VI. Домашнее задание по желанию.
Ребята, мы сегодня многое узнали про цифру 7, но многое ещё предстоит о ней узнать. Ведь эта цифра очень интересная. Я прошу вас дома с родителями сочинить сказку с числом 7.
- Но вот и всё, урок к концу подходит,
- Что мы сегодня делали на уроке:
- Мы слушали?
- Мы спасали гномиков?
- Мы говорили?
- Мы играли?
- Мы писали?
- Какие задания вам понравились больше?
- Какие задания были непонятны?
Со всеми заданиями справились?
VII. Рефлексия.
У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой - Настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было легко и я справился со всеми заданиями.
Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Вот все 7 гномов собрались.
Они вместе с Белоснежкой отправляются домой.
В конце – обещанный сюрприз (За то, что вы сегодня хорошо работали на уроке, Белоснежка дарит вам в подарок раскраску)