Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Запись и чтение чисел второго десятка"»
Урок математики в 1 классе. УМК «Школа России
Тема урока: «Запись и чтение чисел второго десятка».
Цель: учить записывать числа второго десятка; проверить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц;
сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете;
читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что означает каждая цифра в их записи;
решать задачи изученных видов;
контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Ход урока.
1.Организационный момент. Введение в сюжет урока.
Проверка готовности к уроку.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по «Океану математических знаний». Путешествие далёкое интересное и опасное. А на чём мы поплывем, вы узнаете, отгадав загадку.
Волны носом рассекаю,
Все дороги в океане знаю
Из одной страны в другую
Без колёс тебя везу я.
(Корабль).
2. Работа с геометрическим материалом.
-Из каких геометрических фигур состоит корабль?
-Сколько на рисунке прямоугольников?
-Сколько треугольников?
-Сколько кругов?
-У каждого корабля есть флаг. Какой флаг у нашего корабля мы определим сами. Какой флажок должен быть в пустом окошке?
-Молодцы, вы справились, и теперь посмотрим на корабль, на котором мы поплывём по «Океану математических знаний». Выставляется изображение корабля.
3. Устный счёт.
- Капитан корабля передал нам билеты, и, чтобы попасть на корабль нужно выполнить 3 задания:
-Запишите в пустых кружочках соседей числа 7.
-Что общего у этих чисел? (однозначные).
-Почему их так называют?
-Проверим с помощью сигнальных карточек.
-В первое пустое окошко запишите, чему равна сумма чисел 4 и 2?
-Во второе окошко запишите, чему равна разность чисел 5 и 3?
-В третье окошко запишите число, которое больше 2 на 1.
-Между первым и вторым окошком поставьте знак суммы.
-Между вторым и третьим окошком поставьте знак разности.
-У вас получился пример. Посчитайте его и ответ запишите в верхнее правое окошко.
-Проверим с помощью сигнальных карточек.
Задача.
«К школе плыли знакомой дорожкой, две мамы.
У каждой по два осьминожка.
Считай скорей, сколько всего детей?»
-На пустой строчке нарисуйте столько кружков, сколько детей вы насчитали.
-Проверим с помощью сигнальных карточек.
-Итак, мы хорошо подготовились к плаванию! Вы умеете считать, различать геометрические фигуры. Проходим на борт корабля. Для того, чтобы плавание было удачным, каждому моряку необходимо быть очень внимательным, правильно выполнять задания, работать дружно.
4. Каллиграфическая минутка.
-С чего начинается путешествие на корабле?
-В бортовом журнале записывается дата отплытия корабля.
-Какое сегодня число?
-Дайте характеристику числа.
-Открываем свои бортовые журналы (тетради), записываем дату нашего путешествия.
-Возьмите свои билетики.
-Под чертой вы видите числовой ряд (10, 14, 12, 16, 18, 20)
-Что общего у этих чисел?
-Почему числа называются двузначные?
-Почему называются чётные?
-Назовите самое маленькое (большое) двузначное число.
-Сколько клеток нужно для записи числа?
-Запишите эти числа в свои бортовые журналы в порядке возрастания.
-Что означает каждая цифра в записи числа?
-Что означает «дцать» в названии чисел?
-Подчеркните цифру, которая обозначает количество единиц одной чертой, а десятки - двумя.
5. Сообщение темы. Работа по теме урока.
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Покажу я вам число, всем известно оно.
Прошу вас не зевать, а соседей числа называть (11, 13, 15, 17, 19).
3)-Представьте, что у вас есть бинокли. Посмотрите в свои бинокли.
-Впереди необитаемый остров, кругом пальмы. Это остров Обезьян. Помогите собрать кокосы обезьянкам.
-На пальме двузначные числа. Запишите в тетради, что означает каждое число: 11, 13, 15, 17. (N: 11=1дес.+1ед.)
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием. И теперь у обезьянок богатый обед. Они говорят вам спасибо!
6. Физминутка.
-У нас на пути «Остров здоровья».
-Бросаем якорь и выходим на берег отдохнуть.
Молодой моряк в матроске
Снял матроску по-матросски.
Снял морские башмаки.
По-матросски раздевался.
По-матросски разбежался
И солдатиком нырнул.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
7. Решение задачи.
-Плывем дальше и у нас на пути бухта. А чья она мы узнаем если разгадаем слово. Решаем примеры и превращаем буквы в цифры.
7 – 4 = Ь 3 – 2 = О
5 + 1 = Н 6 – 1 = И
4 – 2 = С 3 + 4 = О
2 + 2 = М 6 + 2 = Г
1
2
3
4
5
6
7
8
-Итак, мы подплыли к бухте Осьминога.
- Не случайно в океане Математических знаний нам встретился осьминог. Вы знаете, ребята, осьминог обладает прекрасным интеллектом. Он самый умный среди беспозвоночных. Он может открыть бутылку для того, чтобы достать оттуда лакомство. У осьминога три сердца, а кровь его светло-голубого цвета. Взрослый осьминог, размером 3-4 метра может протиснуться через отверстие с десятикопеечную монету. Всё это благодаря отсутствию костей. Чтобы отвлечь хищника, осьминог выбрасывает ему в глаза облако чернил или отделяет от себя любую конечность, а сам уплывает, что есть мочи. Не переживайте! Конечность отрастает и ничто не напоминает об её утрате. Интересно?
- А осьминог приготовил нам интересную задачу.
Задача.
У морского конька в гостях было 10 крабов. 2 краба ушли. Сколько гостей осталось?
Чтение задачи учащимся.
Анализ задачи по вопросам.
- К какому типу относится эта задача?
-О ком идёт речь в задаче?
-Что известно о крабах?
-Какой вопрос задачи?
-Какие опорные слова нужны нам для краткой записи?
Было – 10 крабов.
Ушли – 2 краба.
Осталось - ?
-Как узнать сколько осталось?
-Запишем решение.
-Мы ответили на вопрос задачи?
-Запишем ответ.
-Мы побывали в гостях у осьминога, решили его задачу и плывём дальше.
8. Закрепление.
- На нашем пути оказались пираты.
Они не позволят нам вернуться домой. Чтобы преодолеть это препятствие, мы должны быть быстрыми, смелыми и ловкими. Вы готовы справиться с пиратами?
-Назовите пропущенные числа. (11,…13,…15,….17)
-Назовите число, в котором 1дес.2ед. и т.д.
9. Рефлексия.
-Мы свами преодолели все трудности и удачно проплыли по океану Математических знаний.
-Возьмите свои билетики и отразите свои успехи на капельках.
-Если вы не затруднялись при выполнении заданий и довольны своими знаниями и умениями раскрасьте эту капельку-
-Если были затруднения и вы не уверены в себе, то эту –
-Если кто-то очень сильно затруднялся, сильно огорчён своими знаниями, то тогда эту капельку -
10. Итог урока.
- Закройте глаза на минутку и вспомните, что было на этом уроке.
-Как называлась тема нашего урока?
-Что означает каждая цифра в записи двузначных чисел?