kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике на тему "Уравнения" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике на тему "Уравнения". Урок открытия новых знаний.  

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.

     Основной метод, применяемый на уроке, – метод моделирования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком новых математических моделей. Способы организации деятельности учащихся на уроке – парная и индивидуальная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Уравнения" 5 класс »

Пояснительная записка

Тема урока - «Уравнения».

Тип урока – Урок моделирования и преобразования модели.


Преподавание математики в 5-м классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 6 класс». По учебному плану на изучение математики

в 5-м классе отводится 6 часов в неделю (210 часов в год).

В соответствии с программой изучается раздел «Натуральные числа». В рамках этого раздела содержится тема «Уравнения». Урок является третьим уроком в данном параграфе.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.

Основной метод, применяемый на уроке, – метод моделирования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком новых математических моделей. Способы организации деятельности учащихся на уроке – парная и индивидуальная работа.


Цели урока (формирование УУД):

Личностные:

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  • находить необходимую информацию в тексте;

  • анализировать информацию;

  • формулировать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные:

  • формирование представлений учащихся о понятии уравнения и правил решения уравнений;

  • формирование представлений учащихся о различных математических моделей (уравнения) и способов их решения;

  • развитие умений решать уравнения;

  • развитие умений применять эти умения при решении задач.



Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Уравнения».

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация

учебной деятельности

подготовка учащихся к работе на уроке


-приветствую учащихся;

-визуально проверяю готовность учащихся к уроку;

-предлагаю эпиграф урока: (слайд №1)

«Уравнение - это

золотой ключ, открывающий все

математические Сезамы»

(слово уравнение закрыто ребусом).

Эпиграф вызывает недоумение. Говорю детям, что, возможно, он нам пригодится. Давайте отгадаем ребус.

- ставлю учебные вопросы, позволяющие учащимся погрузиться в тему:

- Что такое уравнение?

- Что значит решить уравнение?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ребята, вы молодцы, вы это знаете, а зачем тогда снова появляется эта тема, раз мы знаем, что такое уравнение.



- приветствуют учителя;

- занимают рабочие места;

- читают эпиграф урока;

- разгадывают ребус;

-отвечают на вопросы учителя;

- Ребята, формулируют тему урока: «Уравнения».

- Учащиеся предполагают, что мы не все знаем о уравнениях, возможно мы узнаем, что-то новое или будем применять где-то решение уравнений.

- Формулируют цели урока.

- Открывают тетради, записывают тему урока и число.








Л- самоопределение к деятельности; эмоциональное восприятие материала;

П-

целеполагание;

К-

планирование

учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками;

2. Актуализация знаний

актуализация знаний учащихся

Весы находятся в равновесии.

Чему равна масса арбуза?


Решают задания «Приложение 2»






П- целеполагание; использование знаково-символических средств;

Р –выделение и осознание того, что уже усвоено; формулировка и удерживание учебной задачи; осуществление контроля по образцу и внесение корректив;

К- учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками

3. Постановка учебной задачи

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется задание, которое вызвало затруднение

-предлагаю учащимся обратить внимание на доску:

Учебная задача

Посредством уравнений, теорем

Он уйму всяких разрешил проблем:

И засуху предсказывал, и ливни.

Поистине его познанья дивны.

Д. Чосер

(Приложение №3)

-предлагаю предположить гипотезу, какие проблемы мы можем разрешить на уроках математики, с помощью уравнений?



Верно, ребята!

Вот сейчас мы начнем учиться решать проблемы.

(Приложение №4)

- предлагаю карточки (по рядам), на партах, лежит карточка, с учебной задачей;

- предлагаю, работая в парах, результат: составленную математическую модель, т.е. уравнение записать в дневник.

- предлагаю осуществить самопроверку и оценить свою работу ( за верно выполненное задание – 3 балла), выставляют в свой дневник, в страничку «Учебная задача».


А сейчас пришло время отдохнуть, вы уже хорошо и много потрудились!!! (физкультминутка)

Итак, вся ли проблема решена, после того, как вы составили математическую модель?











- ученики выдвигают гипотезу, что проблемы на уроках математики – это задачи, а учиться решать задачи, мы будем с помощью уравнений.





- составляют математическую модель к данной учебной задаче (уравнение)


-проверяют, с помощью слайда (по эталону);

- выставляют баллы;






- все дружно выполняем разминку!!!




- высказывают мнение, о том, что решена только часть проблемы, так как ответ на вопрос задачи еще не дан;

Л –эмоциональное восприятие математических объектов;

П –мыслительные операции;

Р-удерживание учебной задачи;

К-умение слушать; осуществление контроля по образцу и внесение корректив;


4. Построение проекта выхода из затруднения

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения


- Ребята, а вам не кажется, что у нас появилась еще одна проблема?


- Ребята, у вас на столах лежат карточки «подсказки» (Приложение №5), воспользуйтесь ими и решите уравнение;

- Решите уравнение в тетрадях, а ответ запишите в свой личный дневник (предлагаю работать в парах).







- предлагаю осуществить самопроверку и оценить свою работу ( за верно выполненное задание – 3 балла), выставляют в свой дневник, в страничку

- Молодцы, ребята, кто справился с уравнением!

- Ребята, но мы все таки решали задачи, а не уравнения, давайте запишем ответы к нашим задачам.


- выдвигают гипотезу, что мы еще не умеем решать таких уравнений;




- опираясь на имеющиеся знания, нахождения неизвестной компоненты, решают уравнение в тетрадях;

- записывают ответ в личный дневник ученика;

- высказывают своё мнение (в парах), аргументируют свое решение и ответ;


- сравнивают свое решение с решением на слайде, ищут несовпадения, исправляют ошибки;




- записывают ответы, в тетради, с проговариванием, каждый ряд.

Л-умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию;

П- выдвижение гипотез и их обоснование; умение использовать справочник для решения математических проблем;

Р- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения; сличать способ действия с эталоном;

К-умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на решение уравнений с последующей самопроверкой своего решения по эталону


- предлагаю ребятам задание, решить уравнение, в игровой форме. Нужно построить дом:

I ряд – корпус дома;

II ряд – крышу дома;

III ряд – крыльцо дома.


-проверяем, сначала только ответы, чтобы на картинке собрался цветной дом.

- предлагаю осуществить самопроверку и оценить свою работу ( за верно выполненное задание – 2 балла), выставляют в свой дневник, в страничку «Хочу все уметь».

- выполняют самостоятельно, можно советоваться в паре;









- сравнивают свое решение с решением на слайде, ищут несовпадения, исправляют ошибки;



- ученики считают, выставляют отметку, по предложенным критериям на слайде;

Л-проявление готовности к самообразованию;

П- рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р – умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

6. Домашнее задание

Запишите задание на дом:

составить задачи, подобные задачам рассматриваемых на уроке, про героев сказок.

Оформить в виде презентации. Лучшие сказки войдут в сборник задач, который мы запланировали выпустить в конце учебного года.

В случае затруднения выполнения этого задания, можно решить домашнее задание, из сетевого города карточку с заданиями.

Записывают задание на дом.



Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

7. Рефлексия деятельности

зафиксировать новый способ действий, изученный на уроке;

провести анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся; зафиксировать затруднения, которые остались;


- организую беседу, связывая результаты урока с его целями:

Слайд №20

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…

Мне захотелось…

Слайд №21 «Лестница успеха»

- провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы;

- оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки;

- акцентирую внимание учащихся на чувствах и ощущениях;

- выражаю удовлетворенность работой класса, фиксирую внимание на эмоциях творчества;

- благодарю за урок.


- формулируют конечный результат своей работы на уроке;

-подсчитывают количество полученных баллов, оценивают себя;

- озвучивают, что нового узнали сегодня, чему научились;

-озвучивают, что одного урока недостаточно, чтобы хорошо научиться решать уравнения, а самое главное научиться составлять по тексту задачи математические модели (уравнения)

-формулируют цель на следующий (ие) урок(и).

- предлагаю поставить себя на уроке на лестнице успеха!!

Л- самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

П- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности;

Р- выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить;

К- формулирование своего мнения, учет разных мнений.



Приложение №2 «Я знаю»

Вариант 1

  1. Х۰1 = 0;

  2. Х – 10 = 0;

  3. 0 ۰ Х = 15;

  4. Х + 10 = 10;

  5. Х : 10 = 10;

  6. 0 ۰Х = 0;

  7. 0 + Х = 10.

Вариант 2

  1. 0 ۰Х = 0;

  2. Х + 10 = 10;

  3. Х – 10 = 0;

  4. Х۰1 = 0;

  5. 0 ۰ Х = 15;

  6. 0 + Х = 10;

  7. Х : 10 = 10.

Приложение №3

Этого "математика" звали "Душка Николас" - персонаж из рассказа Мельника в произведении поэта Джеффри Чосера «Кентербери́йские расска́зы».

Однажды жил в Оксфорде некий плотник,
По дереву он знатный был работник,
Но, хоть достаток был его не мал,
Он в дом к себе нахлебников пускал.

Жил у него один школяр смышленый,
Ученьем неустанным изможденный.
Бывало, сутки он не пьет, не ест,
До дыр читает ветхий Альмагест.

Он всем семи искусствам обучился
И в астрономию весь погрузился.
Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешал проблем:
И засуху предсказывал, и ливни.
Поистине, его познанья дивны
Казалися в ту пору для всех нас.
А звали клерка – Душка Николас.


Приложение №4 «Учебная задача»

задача (ряд 1)

1) У Буратино было 74 сольдо. После того как он купил себе учебники для школы, папа Карло дал ему 25 сольдо. Тогда у Буратино стало 68 сольдо. Сколько сольдо потратил Буратино на учебники?

задача (ряд 2)

2) Буратино задумал число. Если к этому числу прибавить 27 и из полученной суммы вычесть 14, то получим число 36. Какое число задумал Буратино?

задача (ряд 3)

3) Мальвина задумала число. Если к этому числу прибавить 43 и полученную сумму вычесть из числа 96, то получим число 25. Какое число задумала Мальвина?

Приложение №5 «Хочу все знать»

I ряд


Хочу всё знать


Решите уравнение:

(74 – х ) + 25 = 68


Воспользуйтесь правилом нахождения неизвестного слагаемого.

II ряд


Хочу всё знать


Решите уравнение:

( х + 27) – 14 = 36


Воспользуйтесь правилом нахождения неизвестного уменьшаемого.

III ряд


Хочу всё знать


Решите уравнение:

96 - ( х + 43) = 25


Воспользуйтесь правилом нахождения неизвестного вычитаемого.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по математике на тему "Уравнения" 5 класс

Автор: Нестерова Лариса Владимировна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока математики в 6 классе по теме "Решение уравнений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "168890"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423315515"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока математики в 6 классе по теме « Решение уравнений» "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "196747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428094513"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок математики во 2 классе "Уравнение" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-matiematiki-vo-2-klassie-uravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "130954"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416045909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока математики в 3 классе "Решение сложных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-rieshieniie-slozhnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "101125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402407743"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект  урока математики и презентация по теме "Уравнение" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-matiematiki-i-priezientatsiia-po-tiemie-uravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235276"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства