Тема: Слагаемые. Сумма.
Тип урока: Изучение на уроке нового материала.
Цель: Познакомить с понятиями «Слагаемые», «Сумма».
Задачи:
- сформировать умения читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемое, сумма);
- определить эффективные способы достижения результата.
Планируемые результаты
- Личностные
- проявлять интерес к математике;
· осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2. Метапредметные- познавательные
· сравнивать группы предметов;
· искать разные способы решения задачи;
· выполнять мыслительные операции анализа, делать умозаключения.
- регулятивные
· понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
· планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
- коммуникативные
- соблюдать нормы речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить);
- работать в паре и оценивать товарища;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
3. Предметные
- в результате практических действий и наблюдений называть числа при сложении;
- моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числового отрезка;
- выполнять задания в Рабочей тетради.
Ход урока
Структура урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой
У: Прозвенел звонок веселый!.
Сегодня мы отправимся с вами в магазин «Детский мир».
Проверка наличия учебных принадлежностей.
-Еще нам понадобится математический веер, разрезной материал.
Д: Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Проверяют подготовленность к уроку. Называют, что должно быть на парте.
Формируемые УУД
Организованность.
Актуализация знаний.
Задачи-шутки:
· Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2кг);
· Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2)
Отвечают с места.
Формируемые УУД
Внимание и мышление. Умение дать полный ответ.
Устный счет
- Сосчитайте:
· по цепочке от 1 до 10 и обратно;
· от 3 до 9, начиная с самого меньшего;
· от 5 до 10, начиная с самого большего;
-Покажите число, которое:
· следует за числом 5, 7;
· стоит между числами 7 и 9, 4 и 6, 8 и 6.
Считают все вместе и по отдельности.
Показывают ответы, используя математический веер.
Формируемые УУД
Составление числовой последовательности.
Мотивация познавательной деятельности
- . предлагает рассмотреть иллюстрации на стр.86 учебника.
- . Открывают учебник на определенной стр.
Формируемые УУД
Умение ориентироваться в учебнике.
- . -Мы с вами пришли в строительный отдел. На полке сложены разноцветные кубики.
- . Организует предметную деятельность с разрезным материалом:
- Положите столько красных квадратов, сколько кубиков держит девочка.
- Положите столько синих квадратов, сколько держит мальчик.
- Сколько кубиков держат мальчик и девочка вместе? Как это можно записать?
- . Раскладывают у себя на столе 3 красных (столько кубиков у девочки), добавляют 2 синих квадрата (столько кубиков у мальчика).
Моделируют сюжетную ситуацию. Комментируют, делают вывод.
- . записывает выражение 3+2=5 на доске и предлагает прочесть его разными способами.
- Читают выражение:
- 3 да 2 будет 5;
- 3 и 2 будет 5;
- 3 плюс 2 равно 5;
- 3 увеличить на 2 получится 5.
Формируемые УУД
Понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем.
Постановка цели
У: - Какое действие мы использовали в этих выражениях?
- Ребята, прочтите тему урока.
- Как вы думаете, что же это такое «слагаемое» и «сумма»? Какие слова на них похожи? (сложить, положить, сумка).
?Читающий ученик зачитывает тему.
Предлагают свои версии
Изучение нового материала
Обращает внимание на иллюстрацию и новую схему к уроку.
Демонстрация: все действия комментируются.
- Возьмем 3 красных кубика ( У. укладывает их в 1й пакет) – это число фигур внутри малого овала.
Теперь возьмем 2 синих кубика (укладывает их во 2й пакет) – это число фигур внутри другого малого овала.
Оба пакета складываем в сумку – это число всех фигур внутри большого овала.
Что мы делали с пакетами?
Д. - Складывали в сумку.
-У каждого числа при сложении есть свое название: СЛАГАЕМОЕ, СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
Выражение 3+2 - это сумма и результат сложения 5 – это тоже сумма.
Прочитайте вывод.
- У. вывешивает плакат с названиями компонентов.
Сумма чисел 3 и 2 равна 5.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Д. Делают упражнение.
Закрепление (работа по теме)
-Детям очень нужны витамины. Давайте зайдем в отдел ФРУКТЫ-ОВОЩИ.
- . предлагает выполнить задание №1 с объяснением. Обращает внимание на схему.
(Используются муляжи фруктов и сумка).
- Разбирает 1-е задание У.;
- 2-е – ученик у доски ;
- 3-е – самостоятельно в тетради.
- Проверяем (обобщение).
Д. Анализируют. Используют слова «слагаемое», «сумма». После разбора каждого задания, дети записывают примеры в тетрадь с комментированием.
Работают самостоятельно, корректируют работу.
- . Оцените свою работу (Светофор).
Формируемые УУД
Умение оценить правильность выполнения задания.
Игра «Веселый мяч».
У. кидает мяч и говорит вопрос или задание:
· к 4 прибавить 2 (6);
· 6 плюс 1 (7);
· 2 да 3 (5);
· 3 и 4 (7);
· 1-е слагаемое 4, 2-е слагаемое 1, чему равна сумма (5). (Если сложно, то У. обращает внимание детей на использование памятки).
Д. Отвечает тот, кто поймал мяч.
Формируемые УУД
Внимание, ловкость, правильное использование арифметических действий.
У.
-Теперь давайте отправимся в книжный отдел.
У. организует выполнение заданий №3:
-Прочитайте задачу. Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
Условие задачи читает ученик.
-У Васи было 6 книг. Ему подарили еще 2 книги.
-Сколько книг стало у Васи?
У. выкладывает схему на доске.
-Что обозначено зелеными квадратами?
-Что обозначено желтыми квадратами?
-Ответьте на вопрос задачи.
-Как вы узнали?
-Сколько книг было.
-Сколько книг подарили.
-У Васи стало 8 книг.
6+2=8 (с названием компонентов).
Дети записывают решение в тетради.
Формируемые УУД
Умение использовать геометрические фигуры для составления условия задачи.
У. -Прочитайте запись разными способами.
Д. Зачитывают.
У. работает с Электронным Приложением к учебнику. (Слагаемые. Сумма).
А теперь заглянем в отдел игрушек.
Организует практическую работу. Задание № 2 (1 и 2 столбик)
Примеры. Ролевая игра. Зайчик и Белочка прыгают по линейке.
Работа в паре.
Объясняют и показывают друг другу, как будут решать.
-Запишите примеры в тетрадь. Решите их. ( Кто справился быстрее – решают остальные примеры).
Д. Объясняют правила сложения с числом 2 и вычитания 1.
У: Подготовить образец.
- -Поменяйтесь тетрадями и сверьте работу соседа по парте с образцом. (+ -);
- -Верните тетради. Оцените правильность своей работы (П) по шкале;
- -Оцените устно аккуратность и правильность работы своего товарища
(- ты молодец!;
-тебе надо потренироваться!)
Дети упражняются в самооценке и взаимооценке.
Формируемые УУД
Умение использовать положительные речевые характеристики
Физминутка для глаз
У: Организует выполнение заданий в РТ, с32.
Предлагает самостоятельно прочитать 1-е задание и составить алгоритм его выполнения. Помогает прочитать равенства вида: 8=7+1 ( 8 – это сумма 7 и 1)
Предлагает :
- записать к каждому рисунку свое равенство;
- выполнить задание о карандашах
- записать верные неравенства.
Д. Читают задание. Составляют алгоритм его выполнения. Подчеркивают равенства, затем вычисляют. Используют в речи слова «слагаемое», «сумма».
У. проверяет, хвалит учеников за их старание.
Подведение итогов
-Какие математические термины вы сегодня узнали?
Слагаемое. Сумма.
-Что называем слагаемым?
Числа, которые складываем
-Что называем суммой?
Ответ и выражение.
-Что понравилось на уроке?
-Кто собой доволен?
-У кого какие затруднения?
-Меня порадовали полные ответы….(уч-ся)…
-Меньше работали, но ….
МОЛОДЦЫ!:)