Цель урока: создать условия дляобобщения знаний о единицах времени.
Задачи:
Обучающие:
систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени;
закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие и наоборот,
выполнять арифметические действия;
решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события;
совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и
обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;
развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение ко времени.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: учебник М. И. Моро «Математика. 4 класс», рисунки разнообразных часов, рисунки цветов, песочные часы, рабочая тетрадь, карточки, виды часов (настенные, наручные, карманные), мультимедийный проектор, презентация.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний (3 мин.)
Постановка учебной задачи (3 мин.)
Устный счет (8 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Работа над темой урока (20мин.)
Итог урока (3 мин.)
Домашнее задание (3 мин.)
Рефлексия (1 мин.)
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке математики. Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
« Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
2. Актуализация знаний.
Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:
Уничтожает все кругом: Цветы, зверей, высокий дом, - Сжует железо, сталь сжует И скалы в порошок сотрет..." (Дж. Толкиен "Хоббит")
(Если дети не смогут отгадать, предложить более простую загадку: Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его)
Отгадка: время
3. Постановка учебной задачи.
- Итак, назовите тему нашего урока.
-Верно. Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.
- Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния, определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Наблюдая за природой, за восходами солнца, приливами и отливами, прилетом и отлетом птиц, биением сердца, человек придумал меры времени.
- А как вы думаете, не имея современных часов, как человек ориентировался во времени?
(Предположения учеников)
- Ответ на этот вопрос мы получим сегодня на уроке.
-Давайте составим алгоритм работы, наметим цели нашей работы на уроке. По какому плану мы изучаем величины?
- Какие я знаю единицы измерения данной величины
- Соотношение единиц данной величины
- Перевод единиц данной величины
- Сравнение единиц данной величины
А для успешной работы нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
-чуткие уши,
-ловкие руки,
-сообразительные головы.
И , конечно же, хорошее настроение!
Желаю вам успехов в работе на уроке!
4. Устный счет.
- А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км
Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г
- Что скажите про данные единицы измерения?
Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.
Учитель: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения?
-Правильно. Продолжаем наш урок.
5. Физкультминутка
6. Работа над темой урока.
Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы? Как вы понимаете их значение?
Нет времени.
Время летит.
Время как резиновое.
Тратить время.
Убить время!
Времени хоть отбавляй!
Экономить время.
“Теперь о часах начинаем рассказ, О тех, что придуманы были до нас. Когда-то часов электронных не ведали По солнцу вставали, по солнцу обедали Капризней часов не знавали в природе, Но все ж опоздания были не в моде”.
-Вот так они выглядели (картинка на доске)
Приложение 1
-Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.
-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время.
-Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы.
Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.
Работа в парах (повторение правил работы в паре)
1)Составление таблицы единиц времени.
Восстановите правильную последовательность:
1год 60мин
7 суток
1 сут 60 с
1ч 30 сут. или 31 сутки
(в феврале 28 или 29 суток)
1 мин 24ч
1 неделя 365 или 366 суток
1 месяц 12мес
-Проверим. Какие результаты получились? Сейчас мы узнаем время, когда открывается и закрывается мак (аналогично проверить другие строки)
Карточка с ответом:1 год- 12 мес. (на обратной стороне рисунок: 6–16 Мак )
Демонстрация иллюстраций цветов.
-Шли годы. Часы появились иные.
Клепсидрою звались часы водяные (картинка на доске)
Приложение 1
Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.
2)Перевод единиц данной величины. Используя таблицу, которую вы составили, вырази:
в сутках: 48ч, 96ч;
в часах: 2 сут., 120 мин;
в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
в годах: 60 мес., 84 мес.
в секундах: 5 мин, 16мин;
в минутах: 600с, 5ч.
У доски работает…
Отдельным учащимся выдаются карточки индивидуальной работы
Проверяем …. Оценка работы (оценку дают одноклассники) … Рекомендуемая отметка (рекомендуют одноклассники) …
Хитрый будильник придуман в Китае. Тонкая нить равномерно сгорает, Падает шар, и гремя, и звеня.. Сони боялись часов, как огня. (картинка на доске)
Приложение 1 - Огненные часы
- Я надеюсь, что все вы соблюдаете режим дня, вовремя ложитесь спать и не боитесь будильника, как огня.
3) Решение задачи.
- Ну а теперь работаем по учебнику. Задача № 251
(Задачу 251 учащиеся разбирают под руководством учителя. После чтения задачи записывают краткое условие.)
Перед решением учитель вспоминает с учащимися, сколько дней в июне, июле и в 1 неделе, а потом дети самостоятельно записывают решение.
1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки
2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе
3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.)
О т в е т: 92 дня длились каникулы.
– Решите задачу самостоятельно. Первые три человека, кто справится с работой, подойдите ко мне. Я проверю и поставлю отметки.
Теперь проверим, как все остальные ребята решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?
И вот появляются более точные Их называли часами песочными Впрочем, для лодырей и лежебок Время всегда уходило в песок.
(Учитель показывает песочные часы) – демонстрация
4) Сравнение единиц данной величины
- Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки ,
(В конверте у каждого ученика карточки с дифференцированными заданиями)
1) высокий уровень 2)средний уровень 3) низкий уровень
862 года*8 веков
Зч * 2ч 13мин
1ч * 1 сут.
362 дня*1 год
14 дней* 1 нед
1год * 10 мес
360мин*6 часов
254 дня*254 нед
1 нед. * 5 дней
3мин15 сек*196 сек
1век * 24 года
1мин*600 сек
-Время закончилось. Отложили ручки. Карточки подписываем и передаём.
5) Задача на смекалку
-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами, которые помогают нам спланировать свой день так, чтобы всё делать вовремя, никуда не опаздывать.
-наручные (демонстрация)
-настенные (демонстрация)
-карманные (демонстрация)
- Уметь планировать своё время – это очень важное качество. А вы умеете планировать своё время?
- Устно решите следующую задачу. “Олег проснулся в 8 часов.
– Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?
– Еще рано: спектакль начнется через 3 часа.
– А когда же мы пойдем?
– Мы выйдем из дома ровно за час до начала спектакля,- сказала мама.
– Кто догадался, когда начнется спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома?
7. Домашнее задание:
*составить карточки с заданиями к следующему уроку по теме «Время»
* работа по учебнику № 126, 127
8. Итог урока.
-Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
9.Рефлексия.
-Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
Работа с сигнальными карточками.
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались и хочется знать еще больше - зелёный кружок и поднимаемся на третью ступеньку.
- Если не было трудности, сомнения, понравилась работа - жёлтый кружок и поднимаемся на вторую ступеньку.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно - красный кружок и поднимаемся на первую ступеньку.