Тема: Письменное деление с остатком.
Цели урока: продолжить изучение приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток; закреплять знание связей между компонентами и результатом действия умножения и деления, умение выполнять внетабличное умножение и деление, анализировать и решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: научатся выполнять деление с остатком; понимать учебную задачу урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; взаимоуважение, умение выслушивать мнение других и отстаивать своё.
Ход урока.
Организационный момент.
Математика стала наукой только с появлением чисел. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В давние времена, когда человек хотел сказать, например, что у него пять предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». Только в результате очень долгого развития люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «пять пальцев», «пять яблок», «пять домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «пять». Так появились числа.
Один из величайших греческих математиков древности Пифагор (580-500 г. до н.э.) считал, что числа очень важны для жизни людей. (Слайд 2.)
Согласно пифагорейскому определению, число представляет собой множество, составленное из единиц (греч. «аритмóс»). Пифагорейцы признавали только целые положительные (т.е. натуральные) числа, подразделяя их на два вида: чётные и нечётные. Числа у Пифагора считались живыми сущностями, отражающими свойства пространства, энергии или звуковой вибрации. Главная наука о числе, арифметика, была неразрывно связана с геометрией.- Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. (Слайд 3.) Как понимаете его слова «Миром управляют числа»?
Так же Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впервые появились именно в Школе Пифагора.
Актуализация знаний.
1. Работа по группам.
1 гр.: работают с карточками. Игра «Математическое лото». (Приложение).
2 гр.: игра «Волшебная палочка». Проверка работы 1 группы.
2. – По какому правилу написаны эти числа? (Слайд 4.) 3, 7, 15 (Увеличить в 2 раза и прибавить 1).
- Продолжите этот ряд на три числа, соблюдая данную закономерность (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской).
Проверка: 3, 7, 15, 31, 63, 127.
- Что вы можете сказать об этих числах? ( натуральные, расположены в порядке возрастания, нечётные, 3и7- однозначные, 31и63- двузначные, 127- трёхзначное, …)
- Уменьшите эти числа в 3 раза. Запишите только ответы (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской)
Проверка: 1, 2(ост.1), 5, 10(ост.1), 21, 42(ост.1) (Слайд 5.)
- Какое правило должны помнить при делении с остатком? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя).
3. - Какое самое большое число до 31 делится без остатка на 6? на 7? на 8? на 9?
- Какое самое большое число до 63 делится без остатка на 5? на 6? на 8?
4. - Сколько порций по 3 блина выйдет, если всего испекли 18 блинов? 19 блинов? 25 блинов?
Сообщение темы и целей урока.
- Какие действия вы выполняли при нахождении значения?
- Сегодня мы продолжим решать примеры на деление с остатком, решать задачи.
Работа по блок-схеме. (Слайд 6.)
- Подставьте каждое из чисел 60, 77, 75, 45 вместо а в схему и выполните указанные действия. - Что должны помнить при делении с остатком?
2. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали. (приглашается 1 ученик)
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
3. Работа по учебнику с. 121 №2.
Задача 3 стр.122
Задача. (Слайд 7.)
Моряки поймали 81 рыбу. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый матрос, если команда состоит из 8 человек?
- О чём говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать?
(1 ученик решает у доски с комментированием)
81 : 3 : 8 =3 (р.) (ост.3) 3 – остаток на каждом корабле
- Можно ли эту задачу решить другим способом? (другой ученик объясняет решение задачи)
2 способ: 81 : (8 * 3) = 3 (р.) (ост. 9) 9 – остаток на трёх кораблях.
Ответ: 3 рыбы получит каждый матрос и останется по 3 рыбки на каждом корабле.
Самостоятельная работа. №4 стр.122
(Слайд 8.)
- Я подготовила задания разного уровня. Выберите любое из трёх заданий, с которым как вы думаете, справитесь.
1 вариант. Выполни деление с остатком:
9 : 4
15 : 6
50 : 9
84 : 9
48 : 7
2 вариант. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
56 : 9
60 : 5
45 : 8
83 : 40
96 : 16
3 вариант. Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной.
2 : 3 = 7 ( ост. 2)
9 : 2 = 19 (ост. 1)
4 : 7 = (ост. 5)
9 : 7 = (ост. 3)
77 : = (ост.5 )
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какое правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком?
- Какое задание понравилось особенно?
- Какое задание было трудным? Что надо делать, чтобы хорошо усвоить тему?
Домашнее задание: №7 стр.122.
Приложение.
Игра «Математическое лото». (Принцип решения круговых примеров)
Дети вынимают карточки из конвертов, первой кладут карточку с закрашенным ответом, затем все остальные. Последовательно решают примеры. Когда все примеры решены, ученики по команде учителя, переворачивают карточки обратной стороной. Если слово получилось, то примеры решены правильно.
Игра «Волшебная палочка».
Волшебная палочка (ручка, указка и т.д.) передаётся в классе из рук в руки. Передающий называет пример из таблицы умножения, принимающий – ответ. Если получающий не ответил верно, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идёт» к тому же ученику или меняет «адрес».