Конспект урока по математике "Числовые и буквенные выражения"
Конспект урока по математике "Числовые и буквенные выражения"
Данный по этому составленному конспекту урок был проведен в 4 классе по программе "Гармония".Урок входит в тему "Числовые и буквенные выражения". Урок в этом разделе первый-урок овладения новыми знаниями.
Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствуют мотивации, обеспечивают диалог в обучении.
На уроке организованы фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Для создания проблемной ситуации использованы математические задания на разных этапах урока. На этапе изучения нового материала для выхода из проблемной ситуации детям предложена практическая работа, в результате которой дети «открывали» новые приемы вычислений, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания.
Во второй части урока закреплялись приобретенные знания при решении выражений в различных ситуациях. Подобранные задания на уроке способствуют достижению поставленных целей, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы);
-способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;
2.Истомина Н.Б. "Математика", 4 класс. -Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2012.
Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь № 2 на печатной основе, 4 класс. -Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2012.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Вид урока: проблемный.
Методы обучения: -словесные, наглядные, практические, методы формирования познавательного интереса, методы самоконтроля(взаимопроверка).
Формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Формируемые УУД:
Личностные--готовность и способность к саморазвитию;
-сформированность мотивации к обучению;
-повторение ранее изученного материала;
-осмысление нового материала, применение его на практике;
-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной
деятельности.
Регулятивные- целеполагание,прогнозирование, умение высказывать свое предположение.
-самоконтроль и контроль правильности ответов обучающихся;
-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные--владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение,
анализ, синтез, обобщение, моделирование);
-ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания;
-умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения
различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и
пространственных отношений;
- отработка алгоритма по изученной теме.
Коммуникативные- реализация возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса
(при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
-оценка и самооценка учебной деятельности,обобщение и систематизация знаний.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.Самоопределение к деятельности.
1.Подготовка к уроку.
Учитель настраивает учеников на учебную деятельность и на получение новых знаний: создание мотивации у ученика "хочу быть успешным человеком".
-Доброе утро всем! Ребята, кого можно назвать успешным человеком?
-Какие человеческие качества помогут вам добиться отличных результатов?
-Кто хочет быть успешным?
Постарайтесь здесь и сейчас научиться выделять проблему и решать её.
Успешный человек не боится трудных заданий, преодолевает препятствия.
Повторяйте за мной:
Я уже много знаю.
Я хочу узнать больше!
Я могу узнать больше!
Я готов работать!
Дети перечисляют качества успешного человека.
Вывод:Успешный человек не боится трудных заданий, преодолевает препятствия.
Л: -готовность и способность к саморазвитию;
-сформированность мотивации к обучению;
Р:-самоконтроль.
II.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.
Учитель в ходе устного счета отрабатывает вычислительные навыки детей в заданиях на повторение величин, решении обратных задач.
Организовывает актуализацию изученных способов действий при решении числовых выражений, уравнений, достаточных для проблемного изложения нового знания- "буквенное выражение".
Учитель предлагает задание на группировку записей по определенным признакам.
-Разделите на группы
90:6 84:6 210х2 75+х=106 а+23 56:у=8 2с-10
-По какому принципу вы выполнили разделение?
-Решим числовые выражения…
-Сформулируйте определение числового выражения?
-Что такое уравнение?
-Что значит решить уравнение?
-Чему равны корни данных уравнений?
Дети в ходе устного счета повторяют пройденный материал.
Дети при работе в парах в ходе анализирования, сравнивания и систематизации записей выявляют проблемную группу записей.
90:6 84:6 210х2-числовые выражения
75+х=106 56:у=8-уравнения
а+23 2с-10-неизвестные записи
Дети отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания.
Л:-повторение ранее изученного материала.
Р:-контроль правильности ответов обучающихся;
К:- реализация возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
П:-владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
Учитель выясняет причину затруднения назвать и решить новые записи. В связи с этим учитель просит сформулировать тему, цели и проблемный вопрос урока.
-Что вы можете сказать о записях третьей группы?
-Какой общий признак данных выражений?
-Что бы вы хотели о ней узнать?
-Сформулируйте тему урока.
-Какова же проблема сегодняшнего урока?
Коллективное обсуждение.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Знакомство и работа с новыми выражениями, которые содержат букву.
Можно ли решить выражения, которые содержат букву?-проблемный вопрос урока.
Р:целеполагание,прогнозирование, умение высказывать свое предположение.
П:-ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания.
IV.Совместное открытие новых знаний.
Учитель организовывает побуждающий диалог с опорой на личные знания учащихся по проблемному объяснению нового материала.
-Как вы думаете, как называется эта запись?
-Почему она так называется?
-Но в уравнении тоже встречается буква, значит это тоже буквенное выражение ?
-Мы выяснили, что уравнение –не буквенное выражение. Продолжаем работать над своей проблемой.
-Следующее задание: -Что означают эти записи?
Учитель организовывает работу с материалом учебника.
-Откройте учебник и сравним свой вывод с авторским выводом (стр 147).
-Значит, ребята, вся проблема в букве? Значит, стоит ей уделять особоевнимание?
-Вернемся к нашей задаче. Если заменить букву числом, то значение выражения вычислить можно?
Коллективное обсуждение возникшей проблемы с опорой на личный опыт учащихся и наглядный материал(презентацию).Учащиеся предполагают как называются такие выражения и можно ли их решить.
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации в учебнике по подтверждению своих предположений.
Ответы детей.
-ах5-стоимость яблок;
-14х3-стоимость черешни;
-bх2-стоимость винограда.
Ответ детей:14х3=42
Учащиеся высказывают предположения.
Л:-осмысление нового материала, применение его на практике.
П:-владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения
П:- :умение работать с текстом.
М:-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения
V.Первичное закрепление. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.
Учитель знакомит детей с алгоритмом решения и записи выражений.
-Попробуем найти значение выражения, если а=9,а=12.
Организовывает усвоение учащимися нового материала в парах.
-Буквенное выражение ещё называют ВЫРАЖЕНИЕМ С ПЕРЕМЕННОЙ.
-Как вы думаете, почему?
Обращается к детям по поводу ответов учеников с предложением уточнить, исправить ,если что-то не так.
Дети знакомятся с алгоритмом решения буквенных выражений усваивают новый материал при работе в парах.
Дети отвечают:-Можно подставлять любые числа.
К:- реализация возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
VI.Физминутка для глаз.
VII.Включение нового знания в систему знаний.
1.(презентация)Подумай и ответь, что означает данное выражение?
(На слайде)
-Циркуль стоит х руб, а карандаш у руб.
Что означают выражения: х+у,12x + 2y,
7x + y ,x : y ,y : x ?
-Длина прямоугольника а см, ширина b cм.
Что означают выражения: axb, 2a+2b, a+b?
Учитель организовывает и проверяет самостоятельную работу, проверяет умения учащихся работать по образцу.
Работа в Тетради №2-№78- выявление и продолжение закономерностей в записи буквенных выражений.
Выполнение задания №482(а.б)-решение буквенных выражений. Учитель организует самостоятельную работу ,а также взаимопроверку по образцу в парах.
Выявляет и исправляет допущенные ошибки детей, организовывает ситуацию успеха по результатам работы.
Учитель анализирует работу учащихся, разбирает типичные ошибки.
Дети поясняют данные записи.
Дети при выполнении задания в печатной тетради выявляют закономерности и продолжают записи буквенных выражений.
Дети работают самостоятельно -планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Л:-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности.
Р:-самоконтроль выполнения задания,планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
П:-умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
VIII.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
Учитель задает задание и проводит инструктаж по выполнению.
Дети записывают задание на дом по уровням.
IX.Рефлексия.
Учитель организует проведение самооценки учениками работы на уроке, по результатам анализа работы на уроке фиксирует направления будущей деятельности.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с какого слова мы начали урок?
- Чему научились?
- Довольны ли вы своей работой?
- Было ли трудно?
-Кому нужно потренироваться?
- Ребята, определите свои знания и незнания, взяв карточку.
- Какую карточку выбрал и почему? Положи её в тетрадь. Я тебе помогу справиться с трудностями.
Учащиеся дают оценки и самооценку учебной деятельности, выражают свои эмоции по поводу урока.
Карточки, помогающие рефлексии учеников
Я затрудняюсь вычислять буквенные выражения
Я совсем не понял,как вычислять буквенные выражения
Мне всё понятно!
У меня нет страха перед буквенными выражениями!
У меня пока ещё страх перед буквенными выражениями.
Я люблю выполнять трудные задания !
Я хочу быть УСПЕШНЫМ!
К:-оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний.