Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Отношения"»
Тема урока: «Отношения».
Цели:
Создать условия для осознания и осмысления нового математического понятия «отношение»; показать правила записи и прочтения отношений;
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, воображение учащихся, их кругозор, культуру математической речи, прививать интерес к изучению математики.
Оборудование: Видеопроектор, презентация к уроку в среде Power Point, карточки для актуализации знаний и теста, сопроводительный материал к уроку.
1. Организационный момент. СЛАЙД 2
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправляемся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2. Начнем наш урок с повторения изученного материала.
Устный счет (СЛАЙД 3). У вас на столах листочки с номерами, ответы на вопросы записываем словами.
1 вопрос. Чему равна целая часть произведения .
2 вопрос. Найти частное 0,9:0,3.
3 вопрос. Как называется дробь ? Правильная и …
4 вопрос. Найти значение выражения ?
5 вопрос. Чему равна целая часть частного 0,8: ?
6 вопрос. Количество дней в неделе?
7 вопрос. Найти целую часть значения выражения ?
8 вопрос. Чему равно значение выражения ?
9 вопрос. Последняя буква в алфавите?
Проверьте полученные ответы и найдите в них спрятанное слово.
Ответы (СДАЙД 4):
1. Одна.
2. Три.
3. Несократимая.
4. Одиннадцать.
5. Шесть.
6. Семь
7. Ноль.
8. Три двадцать вторых.
9. Я
Каковы ваши ассоциации с этим словом, как вы думаете, в математике оно встречается?
3. Мотивация урока.
При решении разнообразных практических задач часто приходится сравнивать величины между собой и находить отношение величин, выраженное целым или дробным числом.
И сегодня на уроке мы поговорим об отношении двух чисел.
Изучение нового материала.
Для того, чтобы объяснить смысл отношения послушайте условие задачи: «В классе 16 учеников. Из них 3 мальчика и 13 девочек» давайте вместе ответим на следующие вопросы:
Какую часть класса составляют девочки?
Какую часть класса составляют мальчики?
Какую часть количество мальчиков составляет от числа девочек?
Во сколько раз девочек больше мальчиков?
Открыли тетради и посчитали, сколько листов исписано, а сколько чистых? Запишем число, классная работа.
Представьте в виде частного отношение исписанных листов к чистым.
Какие получились у вас дроби?
А сейчас на примерах некоторых задач постараемся понять это новое определение.
СЛАЙД 5-12
Частное двух чисел а и в, отличных от нуля, называют отношением этих чисел или отношением числа а, к числу в. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
5. Электронная физкультминутка для глаз. (СЛАЙД 13,14)
6. Работа с учебником. (СЛАЙД 15)
Решить №727.
Свинец -1,52 кг. Сплав 1,52+0,76 =2,28 кг.
Олово – 0,76 кг.
Свинец составляет части сплава.
Олово составляет часть сплава.
№728.
Сам.работа - 20 мин.
Урок -45 мин.
части заняла сам.работа.
7.Закрепление нового материала.
Проведение теста. (СЛАЙД 16)
В букете 7 роз, 6 гвоздик, 5 ромашек. Найти отношение:
1. Количества роз к количеству гвоздик.
2. Количества ромашек к количеству гвоздик.
3. Количества роз к общему количеству цветов в букете.
4. Количества гвоздик к общему количеству цветов.
5. Ромашек к сумме роз и гвоздик.
8. Историческая справка. (СЛАЙД 17)
В древности и почти на всём протяжении средних веков под числом понималось только натуральное число, собрание единиц, полученное в результате счета. Отношение же будучи результатом деления одного числа на другое, не считалось числом.
Но уже в трудах среднеазиатских математиков Омара Хайяма (1048- 1131), Насирэддина ат – Туси (101 – 1274) высказана мысль о том, что отношение есть число и что над отношениями можно производить все действия, которые производятся над целыми числами.
Явно новое определение числа было дано впервые в 17 веке гениальным английским ученым Исааком Ньютоном. В своей «Всеобщей арифметике он писал: « Под числом мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлеченное отношение какой – нибудь величины к другой величине того же рода, принятой нами за единицу»
9. Итоги урока. Д/з.
Что называют отношением двух чисел?
Что показывает отношение двух чисел?
Как узнать какую часть число а составляет от числа b? Приведи пример.